Кафедральный собор Владимир-Волынской епархии - один из древнейших храмов украинской земли. Богата и трагична его история. Знавал он годы разрушения и гонений. Но выстоял, ожил. Сейчас дышит полной грудью, украшается снаружи и внутри. Прихожане каждый раз радуются, потому что видят новые иконы, которые появляются на его древних стенах. Две хрупкие женщины ловко перемещаются на установленных риштовках и творят кистями чудо. Это волынские художницы сестры Ирина Дацюк и Лилия Звягинцева. Одна из них и стала нашей собеседницей.
- Пани Ирина, вы пишете иконы. Каким путем вы пришли к этому искусству?
- С детства каждый из нас пронес мечту. Осуществленную или нет - показывает счетчик времени. Лично меня всегда влекло что-то необычное, странное, загадочное. И наибольшей тайной в жизни был храм со своеобразным устройством, иконами, росписью, церковной атрибутикой. Разве могли не заинтересовать с детства любого человека изображения крылатых людей с нимбами над головой? Почему они не такие как мы? А почему мы не такие, как они? Кто они? Где увидеть их живыми, где встретиться с ними? Десятки, сотни подобных вопросов изливались из детского сердца, на которые взрослые не всегда могли дать ответ. К счастью, наш отец, художник Евгений Иванович Дацюк, часто писал иконы для храмов, правда, в те времена это делалось тайно. Но мы с сестрой Лилей практически не отходили от него и с интересом наблюдали, как рождается чудо из-под кисти. Было у нас Евангелие и мы многое знали о религии, тогда как наши ровесники (слава Богу не все) воспитывались в духе прогрессивного в то время атеизма. Самые живые воспоминания из детства согревают теплом душу, когда захожу в старую церковь в родных Затурцах и вижу давний вертепчик - «шопку», которую когда-то делал наш отец. Детство прошло, а тяга к святыням не уменьшилась. И большая «эпоха атеизма» никак не выбила из сердца любовь к Господу. «Запретный плод сладок» - говорят в народе. И, пожалуй, это также сыграло немалую роль в самоутверждении многих художников, которые стали на путь храмового искусства, рискуя должностями (если кто-то работал в государственных художественных заведениях). Искренне благодарна Богу за прозрение нашей нации и за то, что свободно можем ходить в храм, творить и прославлять Господа, не боясь преследований со стороны власти.
- Расскажите, где получали образование. Какую художественную школу прошли?
- Все мы учились в Львовском государственном институте прикладного и декоративного искусства (ныне - Львовская национальная академия искусств) Специальность - скульптура, керамика. Кроме этого я в 1997 г. окончила Институт народоведения НАН.
- Сейчас вы расписываете Успенский собор. Расскажите, пожалуйста, об особенностях этой работы.
- Стенопись - это своеобразный стиль иконописи, монументальная храмовая живопись. В интерьере Владимир-Волынского Свято-Успенского кафедрального собора за последние полгода написали иконы «Сорок мучеников Севастийских», «Собор Преподобных Киево-Печерских», «Рождество Христово», и «Сретение Господне». В иконописи меня влечет то, что икона должна всегда оставаться канонической, то есть в сюжетном и содержательном плане менять абсолютно ничего нельзя. Но в композиционном отношении интерьер диктует свои требования. Так, например, «Сорок мучеников Севастийских» - икона прямоугольной, горизонтально вытянутой формы, а в данной ситуации площадь стены была квадратной, даже более вытянутой вертикально. Каждый художник решает композицию по-своему. Кто-то пишет святых мучеников обнаженными до пояса (особенно в том случае, когда икона маленьких размеров и выполнена в манере греческого (византийского) письма. Кто-то изображает одетыми, но обязательно в замерзающем озере, на фоне открывающегося ночного неба. Обязательно изображается фигура Иисуса Христа, посылающего страдальцам золотые мученические венцы. Создавая икону, как и любое художественное произведение, художнику необходимо представить себя на месте того, кого изображают. Вот перед нами первые христиане, воины, гонимые за веру Христову. Мужественные, сильные, которые, наверное, не раз смотрели смерти в глаза, но вот открылось небо, и появился Христос. Иногда имеется преимущественно повествовательный характер. Для этого надо передать наиболее кульминационный момент определенного сюжета - восприятие тихой смерти (в замерзающем озере) и Господней Славы, которая нисходит на них в виде духовных венцов. Психология человеческих переживаний, эмоций передается в выражениях лиц и жестах писаных фигур. Кто-то воспринимает это событие с радостью в глазах, у кого-то - страх и тревога, кто спокойный и смиренный, а у иного блаженство и надежда. Но ни у одного нет отчаяния и разочарования в своей правоте и истинности выбранного пути.
- С какими трудностями вы сталкиваетесь в работе и как решаете их?
- Сложность стенописи заключается и в том, что визуально нужно вписаться в уже созданный «мир» икон, написанных в храме в предыдущие годы. Необходимо выдержать стиль, цветовую гамму, манеру письма, чтобы новые работы объединились в интерьере храма. «Собор Преподобных Киево-Печерских» - икона довольно большая по размерам, весомая по своему содержанию. Создавая ее, пришлось переворошить множество литературы по истории церкви, изучить жизнь и подвижническую деятельность святых, захороненных в Ближних и Дальних Пещерах. Сто двадцать восемь ликов святых и никто не должен повториться. Ведь фигуры преподобных Алипия иконописца, Агапита врача, Нестора летописца, Ильи Муромца - совершенно разные. У каждого свой характер, выражение лица, а главное, в глазах - великое смирение и любовь к Господу. На переднем плане, справа и слева от князя Владимира, - епископы и митрополиты. Лики некоторых святых (святителя Филарета Амфитеатрова и священномученика Владимира Богоявленского) писались с их прижизненных портретов. Фигуры детей пришлось перенести на передний план. «Рождество Христово» и «Сретение Господне» - иконы зимнего цикла двунадесятых праздников, также своеобразные по композиции. Сложность в их написание внесла отведенная площадь - высота пять, а ширина два метра. Иконы разделяются между собой декоративными вставками, фризом с изображением ангелов.
- Как стать иконописцем? Нужен только талант и желание, или еще что-то?
- Работа иконописца интересна и тем, что требует вести «неземной» образ жизни - совершенно не употреблять алкоголь, поститься, часто исповедоваться и причащаться, отказывать себе во многих других «радостях» жизни. Лично в моей жизни и творчестве духовность занимает самое главное место.
- Вы известны не только как художники. У вас есть и скульптурные произведения. И семья ваша вся художественная. Ваши достижения в этой сфере?
- Скульптурная фигура святого Николая для Низкиницкой обители, стела с горельефным изображением святых Петра и Павла и скульптура Ангела для Свитяжского Петро-Павловского мужского монастыря. Очень много исторических фигур, чья жизнь связана с развитием и духовностью родного края, - князь Даниил Галицкий (в Луцке), князь Роман (на фасаде Свято-Успенского собора во Владимире-Волынском), князь Владимир Василькович (Любомль). Стела с изображением Святого Покрова в Любомле, мемориальная доска Галшке Гулевичевне, большой подвижницы православия (в Луцке). А скульптуры мы творим вместе с братом Иваном Дацюком. Вся наша семья, или даже род - дочери Иванна и Ксения, племянница Елена пишут иконы, стараясь следовать традиции волынской иконописной школы.
- А о чем вы мечтаете сейчас? Какие у вас перспективные планы?
- Уметь творить самому - это хорошо, научить творить других - это прекрасно. Волынь всегда славилась своими известными на всю Европу иконописными школами. Возродить эту давнюю традицию - моя мечта. Поэтому планирую в Луцке открыть институт сакрального искусства, где будут глубоко изучаться традиции волынской иконописи.
Беседовал Виктор Мартыненко
В России совершено нападение на храм, где расположен антисектантский центр
30.05.2017, Новости
Преображающий одесский собор
25.08.2016, Статьи
Праздник в Горниках, который войдет в историю
16.11.2015, Новости
Деревянное церковное зодчество Украины
10.04.2016, Статьи
Нет комментариев. Не желаешь оставить первый комментарий?
Перед публикацией, советую ознакомится с правилами!