Марина Казмирук: «Большая угроза идет не от тех сект, что отметились в криминальных сводках»
Деятельность более 300 новых религиозных движений была зафиксирована в Беларуси. В этом списке - известные и крупные (например, саентологи или свидетели Иеговы), небольшие и местечковые, а также те, что уже ушли в небытие, и те, которые по сей день продолжают борьбу за души.
Все ли они являются деструктивными организациями? Специалисты в области новых религиозных движений также применяют понятие «потенциально деструктивный», объясняет религиовед Марина Казмирук (на фото). Куда приведет интерес чем-то неизведанным, как ни банально звучит, одному Богу известно, а чаще - неизвестно ни самому «гуру», ни его адептам. «Это значит, что любое религиозное движение в какое-то время своего развития может находиться в напряжении с социумом и наоборот - быть открытым к нему. Например, такая секта как «Народный храм», которая совершила массовое самоубийство 900 человек, в начале своего существования была небольшой группой, полностью открытой к социуму и ориентированной на некую социальную деятельность, активность», - пояснила Марина Казмирук.
Массовое самоубийство адептов «Народного храма», дело «Ашрама Шамбалы», угрозы пензенских сектантов - средства массовой информации год от года пугают людей подобными статьями и, на самом деле, этим оказывают аудитории «медвежью услугу». В результате человек знает о каких-то сектах, но они будто где-то далеко, а распознать при встрече опасные, существующие рядом, не может. Последние, в свою очередь, продолжают жить в обществе, не встречают никаких препятствий и критики в СМИ и делают свое дело.
Интересно, что сейчас большая угроза идет не от тех сект, что отметились в криминальных сводках, а от других движений, уверена Марина Казмирук. В первую очередь, это псевдопсихологические и псевдофилософские культы, популярные сегодня восточные практики (медитация, йога), которые не ограничиваются физическими упражнениями, а несут за собой духовный контекст. «В тех же восточно-ориентированных культах могут существовать и деструктивные моменты, которые способны человека довести и до самоубийства. В первую очередь, это трансовое состояние, в которое человек может натренировать себя самостоятельно входить, и это очень плохо повлияет на психику, кроме того, не решает проблем, а только усугубляет ситуацию. В любых культах вообще существуют угрозы физические, финансовые, психологические. В большинстве культов речь идет о том, что человек должен полностью изменить круг социального общения, а это влечет за собой и разрыв с семьей. То, что среда меняется, и есть гарантия того, что адепт останется в этом движении», - сообщила Марина Казмирук.
Кто и как попадает в секты? Сектоведам известны и группы риска, и пути попадания в новые религиозные движения. Попасть туда можно способом интеллектуальным - когда группа предлагает те ответы, к которым потенциальный адепт уже сам пришел, и номинальным - если культ пользуется человеком, а человек - культом. А вот что может защитить от входа в секту - однозначно традиция, то есть принадлежность к традиционной религии или воспитание в такой семье. Ну и главное - знания. «На мой взгляд, в нашем обществе не много людей религиозно образованных. Если человек принадлежит к традиционной религии, это в большей степени его страхует, но это не говорит о том, что человек не может быть параллельно включен в астрологию, целительство, оккультно-мистические течения. Поэтому религиозное образование никому не мешает, но нужно говорить и о философии, и о развитии критического мышления человека, когда он может критически посмотреть на то или иное движение», - отметила сектоведа.
Посмотреть или спросить себя, что предлагает это новое течение? И если организация обещает решить все проблемы, ответить на все вопросы, внутри движения - истина и покой, а вне его пределов - опасность, а еще и скорый конец мира, с уверенностью можно сказать - идти по этому пути не надо. Предложить культы могут и другое - личный рост или связь с НЛО. И такие в Беларуси есть, кстати, именно местного происхождения: небольшие группы ищут связь с иностранцами и охотятся за привидениями. Или, например, движение, которое предлагает достичь совершенства или стать самим Богом - это уже псевдоиндуистское направление, которое, к сожалению, популярно среди современной молодежи, напомнила религиовед Марина Казмирук. «Идея сансары и кармы, к сожалению, распространена среди молодежи. Надо отметить, что сами индусы не считают современных европейских кришнаитов индуизмом. Они считают это отдельным европейским течением, потому что европеец не входит в кастовую систему. Но это не мешает ни паломничествам в Индию к храмам, ни связи с гуру», - отметила она.
Вообще от попадания в секту не застрахован никто, подытожила религиовед. Но взгляд со стороны или совет специалиста в самом начале поможет не сделать непоправимый шаг.