Школьная программа для подростков по предотвращению культовых манипуляций; психологические детерминанты
Доклад на конференции Европейской федерации центров по изучению и информации о сектантстве (Federation Europeenne des Centres de Recherche et d‘Information sur le Sectarisme - FECRIS), Вена, 21 мая 2005 г.
По сравнению с другими социальными программами или программами здравоохранения, согласно данным, которыми мы располагаем, культы не считаются одним из наиболее распространенных феноменов в наши дни (около 0,87% населения Каталонии или 1% согласно другим международным оценкам). Тем не менее, восприятие риска подобной ситуации и его возможное воздействие обычно недооцениваются. Неправильные представления и недостаток информации об основных характеристиках и социальных последствиях мешают политикам и ответственным за здоровье, безопасность, закон, обучение и пр. принимать соответствующие меры и привлекать необходимые ресурсы к этому делу. В различных превентивных акциях и программах, разработанных по культам, наблюдается слабость методологической стратегии.
AIS, как и большинство специализированных организаций по работе с культами, предлагали в течении многих лет конференции и семинары о культах. В этом отношении мы имеем очевидные аргументы того, что конференции и теоретические семинары продемонстрировали неэффективность в предотвращении факторов риска для здоровья и пропаганды здорового поведения. Поэтому развитие превентивной программы по культам было давним нерешенным делом в AIS. Наконец, этот вопрос был решен данной программой.
2) Обзор факторов риска, связанных с вербовкой
Разработка соответствующей превентивной программы по культам, предположительно, оценивает специфические факторы риска, которые делают отдельных людей более уязвимыми к культовой вербовке. Большинство этих факторов хорошо известны экспертам по культам и профессионалам, работающим в этой области, но они должны быть разъяснены специалистам по превентивной работе. Описаны различные классификации наиболее распространенных факторов риска. Их можно подытожить следующим образом:
a. Глобальные личностные факторы риска;
● Возраст: подростковый и юношеский
● Дисфункция семьи (синдром отсутствия отца, отсутствие отцовского воспитания, недостаток внимания, положительных и безусловных привязанностей, недостаток общения в семье, наличие двойной семейной жизни и несовместимых семей, относительно детей и самой пары, конфликт между родителями (часто не выявленный))
● Личностные факторы (нестабильность, психоаффективная незрелость, слабая идентификация со своим родом, недостаточная терпимость к неопределенности, склонность к зависимости, одиночеству, тревожности, депрессии, смущению, наивности (недостаток критического мышления), высокий идеализм, неудовлетворенность смыслом жизни)
● Трудности с социальной адаптацией (социальная неудовлетворенность, недостаток иллюзий и социальных ожиданий, склонность к революционным и экстремальным решениям, дезориентация, склонность к скуке)
● Поиск духовной и религиозной идентичности (идеализм)
● Игнорирование или неосознанность факторов собственной уязвимости манипуляции
● Желание совершенства и превосходства, связанное с юношескими фантазиями всесилия, отключение и необходимость ухода от неприемлемой реальности. Избегание неотложных проблем
b. Серьезный и тяжелый кризис, которому человек не способен противостоять. Обычно он связан с такими обстоятельствами, как:
● Болезнь или поставленный диагноз серьезного заболевания
● Смерть любимого человека
● Разочарование в любви
● Неудачи в работе
● Страх перед определенным предметом или ситуацией
● Переживание стрессовых ситуаций
● Склонность к одиночеству и изоляции
c. Встреча вербовщиком определенным образом и в подходящий момент
d. Предложение культа, совпадающее с потребностями, интересами и системой убеждений завербованного. Эффективность предложения при первом контакте будет успешной при совпадении потребностей и ожиданий завербованного, таких как:
● Альтернативный досуг как способ обрести новых друзей и взаимоотношения
● Предложение понимания и дружбы, особенно учитывая частоту семейных, эмоциональных, академических кризисов, кризисов на работе в подростковом возрасте и определенные периоды юности
● Чувство долга, когда контакт с группой установлен через члена семьи или друга, в котором человек абсолютно уверен
● Предложение альтернативной социальной опоры, отличной от семьи, которая часто понимается как ограниченная среда для свободы и общения
e. После первого контакта предложение культа может интерпретироваться новыми членами как ответ на открытые вопросы о трансцендентности. В исследовании, проведенном испанским социологом (Canteras 1989), многие из интервьюируемой молодежи показывали:
● Интерес к знанию и переживанию новой философии и опыта трансцендентных и паранормальных явлений
● Ощущение большого несоответствия в рассуждениях католической церкви и их собственных нереализованных религиозных чувств и потребностей.
Результаты исследования также показали большие различия между последователями культов и их обычных сверстников среди молодежи. Члены культов оказались более удовлетворенными жизнью и с более высоким духовным уровнем. Они выразили интерес и расположенность к тайным наукам, обосновали пацифистское, демократическое, левое и более радикальное отношение к решению определенных проблем. Они показали большую коммуникативную способность, высказывались более консервативно о своих сексуальных обычаях (меньшее принятие гомосексуальности или сексуальной свободы). Они дали определение различным личностным трудностям в семейных и дружеских отношениях, злоупотреблении наркотиками…
3) Теоретическая основа и выбор психологической модели изменения поведения
Предложенная превентивная учебная программа основана на факте предыдущей интервенции, которая демонстрирует эффективность учебных программ в уменьшении уязвимости в ситуациях риска. Учебные интервенции фокусируются на развитии знаний, навыков и отношений (защитных факторов), которые помогают молодежи и подросткам успешно противостоять таким ситуациям, выбирая альтернативу здорового поведения.
Рабочие гипотезы
● Подростковый возраст и ранняя юность являются ключевыми периодами для принятия относительных образцов и отношений, связанных с принятием решения. Поэтому эти группы населения особенно подвержены психологическим манипулятивным техникам культов, групповым и другим социальным зависимостям.
● Информирование о социальном влиянии, направленном на внушение и принуждение, а также развитие навыков противостояния ему могут снизить уязвимость
● Рассмотрение психологической манипуляции с точки зрения иллюзиониста может быть полезной стратегией для иллюстрации манипулятивного процесса в культах с примерами и личным опытом. Этот подход также может быть полезен в объяснении группового влияния и может предложить новые идеи для дискуссий о влиянии факторов среды
Эта программа разработана согласно теоретической когнитивной социальной модели, которая рассматривает поведенческие тенденции как основную детерминанту поведения человека и определяется следующими аспектами:
● Отношения, определенные знаниями и убеждениями личности (ожидаемый или ощутимый риск, суровость или воспринимаемая серьезность ситуации, ощущение пользы или барьеров, связанных с поведением)
● Субъективная норма: как человек воспринимает мысли и отношения особенно важных для него людей (пара, друзья, семья…)
● Собственная эффективность: ощущение человеком своих способностей для развития успешного превентивного поведения
● Навыки: в основном социального характера, необходимые для развития превентивных действий.
С другой стороны, между намеренным и реализуемым поведением могут быть трудности в том случае, если мы неправильно работаем со студентами, это может привести к тому, что в результате профилактический эффект не будет достигнут.
4) Определение психологических детерминант интереса к профилактическим программам
Учитывая факторы, ситуации и личностные характеристики, взятые из литературы, а также из анализа описанной деятельности, и используя модель поведенческих изменений, отношения к личной ффективности (Attitude Self efficacy, ASE), как основу для анализа, была разработана таблица, включающая психологические факторы, необходимые для профилактических программ. По существу, эти детерминанты относятся к: знаниям и убеждениям (о культах, стратегиях психологической манипуляции и т.д.), восприимчивости, потенциальном риске быть завербованным и навыках (сопротивления давлению групп, уверенности в себе, критического мышления).
Психосоциальные детерминанты, которые рассматриваются в AIS согласно психологическим моделям изменения ASE
Детерми- нанты
Темы
Аспекты
Восприим- чивость (восприятие риска, уязвимость)
Привлечение молодежи
Произведение впечатления определенными событиями и ситуацией
Сбор личностных данных
Раскрытие обмана
Все мы иногда в нашей жизни уязвимы
Представление преподавательского штата и проекта
Объяснение выгод и преимуществ участия
Тренировка восприятия и способностей (остаточная память курильщика)
Осознание собственной подсознательной восприимчивости манипуляции
Ответы на опрос
Объяснение предыдущих действий
Кризис, распад отношений, неопределенность с работой, одиночество, смерть или отсутствие любимого человека
Серьезность (восприятие серьезности)
Последствия вербовки
Как происходит удержание
Эксплуатация, изоляция, иногда от семьи и друзей, определенные симптомы, особенный интерес, эмоции и деятельность в группе, потеря свободы и автономности, зависимость
Использование техник устранения сомнений: торможение мышления, повтор предложений, индоктинация страха, предательство, наказания, обвинения
Знание
Культы
Манипуля- тивные техники
Ложные убеждения: «странные члены культа»: одежда, внешность, таинственность и т.д.,
Идентификация по деятельности и видам поведения: атмосфера уверенности и доверия, которая отвечает личностным ожиданиям
«Двойственность»: с внешними один, а с членами культа - другой
Скрытая информация
Цель лидера: достижение власти,
Предоставление услуги за услугу,
Отбор членов (людей, которые полезны их интересам деньгами, работой, влиянием и возможностью распространения),
Профессиональные вербовщики
Привлекательные и веселые ритуалы инициации (забава и расслабление, которые используются для создания зависимости и снятия напряжения)
Они учат дисциплине, следуя правилам и придавая особый смысл членству в группе
Иерархическая структура, предполагающая различные уровни ответственности
Только самые покорные преуспевают в группе
Много различных образцов группы
Тоталитарная и авторитарная структура
Вмешательство в эмоции, мысли и поведение
Манипулятивные действия вербовщиков воздействуют бессознательно и без учета интересов личности,
Каждым иногда можно манипулировать
Использование эмоциональных техник (ощущение себя особенным, любимым, значимым), когнитивные техники (классификация новых людей, интерес, изменение языка, новые теории и видение мира)
Использование веселых и расслабляющих техник для создания зависимости и снижения напряжения
Использование техник по устранению и избежанию сомнений
Провокация тонкой и нераспознаваемой манипуляции
Генерирование прогрессирующего желания быть приверженным к культу. Формирование потребности изменения мыслей, эмоций и поведения
Навыки
Как себя вести (прежде, чем записаться в группу)
Как их определять
Другие стратегии
В случае возможной вербовки
Дифференци- рованное согласие (уверенность)
Вопросы вербовщикам
Ищите информацию, предпочтительно в специальных организациях
Запрашивайте специфические данные и информацию и проверяйте ее надежность
Трудно найти хорошую критическую информацию
Систематическое использование манипулятивных техник
Двойственность (ложный образ)
Скрытая информация
Существование лидера
Привлекательные предложения, но предоставление услуги за услугу
Серьезный и строго научный вид
Образ для публичного и индивидуального использования
Создание атмосферы авторитетности и таинственности
Они получают личную информацию без высказанного согласия на это
Нужно иметь утвердительные ответы в случае обмана: мы имеем право быть проинформированными с самого начала, без достаточной информации свободное решение не может быть принято
Думать заранее о том, чего они действительно хотят в обмен на свое предложение
Быть готовым к любым изменениям в исходном предложении или условиях, или в случае, когда обнаруживается какой то секрет
Не предоставлять информацию о личных вкусах, интересах, хобби,
Сомневайтесь
Не забывайте о дискомфортных ситуациях
Будьте осторожны перед принятием любого обязательства
Избегайте, выходите из любой ситуации риска
Минимизируйте подверженность их влиянию
Избегайте предоставления личной информации (если вам действительно интересно, вы всегда можете вернуться)
Будьте начеку, проверяйте информацию, которую они предлагают, не соглашайтесь с данной информацией
Не довольствуйтесь «нечеткими или неоконченными» ответами
Ищите альтернативную информацию
Существуют различные уровни ассертивных ответов:
Говорите, что вы не хотите, чтобы вами манипулировали, что вас это не интересует и что вы не согласны или они вам не нравятся.
Говорите это громко, чтобы побудить других делать так же.
Будьте уверенны в своей позиции, не довольствуйтесь частичными или запутанными ответами.
Как долго вы вербуете людей или как давно вы уже принадлежите к этой организации?
Вы пытаетесь завербовать меня в какую либо организацию? У вас есть какие-нибудь сомнения или критика вашей группы? Сколько времени вы посвящаете заданию?
Социальное влияние
Групповое давление
Ритуалы
В ритуалах инициации присутствует сильное групповое давление.
Вы действуете на чувствах, а не обдуманно.
Имейте в виду, что манипуляции часто очень тонки и сложно распознаваемы.
Ритуалы инициации могут быть веселыми (задор и релаксация могут использоваться для создания зависимости и уменьшения напряжения)
Группы учат подчинению и следованию их правилам. Оно дают тебе чувство приверженности к группе
Иерархическая структура предполагает различные степени компромисса. Только самые послушные и дисциплинированные достигают высших позиций.
5) Деятельность по программе и избранные детерминанты
Структура материала
Материал состоит из 6 частей, включая: название, общая цель, задачи, время деятельности, дидактическая ориентация и план действий
Приложения:
● Интерактивная книга для студентов для использования после окончания работы с преподавателем.
● Буклет для родителей.
● Базовая информация для преподавателей.
Методы
Программа представляет индивидуальную и групповую деятельность, с предложением обучающих стратегий, таких как практика под руководством, предсказание ситуаций, обсуждение случаев и т.д.
Для успешной разработки предложенных частей рекомендуется минимум 6 сессий (занятий).
Общая цель: проиллюстрировать манипулятивный процесс посредством иллюзии.
● Повышение знаний о техниках психологической манипуляции, культах и личностной уязвимости,
● Повышение восприятия собственной уязвимости перед психологической манипуляцией (восприимчивость),
● Повышение эффективности противостояния психологическим манипуляциям и групповому давлению.
● Тренировка навыков успешного противостояния психологической манипуляции и группового давления.
Темы, предлагаемые программой:
Часть 1: «Нам нужны такие люди, как вы»
Рабочие детерминанты: основные темы, связанные с данной частью - знания и убеждения (восприимчивость и серьезность), сосредоточенные на опыте вербовки.
Содержание: как привлекается молодежь, как группа производит на них впечатление. Уязвимость, каким образом группа собирает личную информацию, раскрытие обмана и последствий вербовки.
Часть 2: «Записная книжка Оскара по учету кадров»
Достигнутые детерминанты: проработка основных знаний и убеждений (восприимчивость и серьезность), относительно манипулятивных техник и их использования в культах.
Содержание: манипулятивные техники:
● Прямые: доминирование посредством контроля ситуации, агрессия, запугивание, обоснование и логика, настаивание,
● Косвенные: обман, эмоциональная эксплуатация, избегание, заманивание в ловушки, техники контроля сознания, саморазрушающие действия, триангуляция, манипулятивная реакция на изменения.
● Смешанные: стереотипные роли, техники понижения самоуважения, руководство периодическим подкреплением, техники социального контроля, неуверенные действия, обязательные действия, направленные на месть и критику.
Другое содержание: определение культов, вербовщиков, ритуалы инициации, иерархическая структура, типы культов, структура культов.
Часть 3: «У меня есть ты»
Используемые детерминанты: развитие навыков определения принуждающих групп.
Содержание: характеристики принуждающих групп (например, упрощенное решение противоречий между теорией и практикой, харизматический мессианский и догматический лидер, предложение непосредственной личной защиты, человеческой поддержки, возможность принадлежать к избранной группе, тоталитарная структура, использование техник вербовки и индоктринации…).
Части 4 и 5: «Что мне делать?»
Рабочие детерминанты: проработка навыков противостояния различным манипулятивным техникам, которые используются принуждающими группами.
Содержание: Как успешно противостоять и избегать манипулятивных техник.
Часть 6: «Куда мне идти?»
Рабочие детерминанты: проработка основных навыков поиска помощи, когда есть подозрения относительно группы или мы подвергаемся воздействию манипулятивных техник.
Содержание: Поиск ресурсов (Интернет, частные и общественные организации, и т.д.); Что они делают?; Где они?; Как к ним попасть?
Джозеф М. Джанса, медицинский исследователь, координатор ассоциации-члена FECRIS «Рассмотрение и исследование социальных зависимостей» («Atencion e Investigacion de Socioadicciones» AIS), г. Барселона, Испания