Хлыстовство - одно из наиболее важных течений русского сектантства, как по численности, так и по влиянию 1002. Хлыстовство существовало практически во всех губерниях и даже уездах и занимало по количеству последователей первое место среди других сект, опережая даже баптизм 1003. Название секты до конца не прояснено, как вариант его производят от практики хлыстов избивать себя во время радений скрученными полотенцами, крича: «хлыщу, хлыщу Христу» 1004 .
Термин секта хлыстов понимать надо условно, поскольку хлыстовство, начиная с середины XIX в., представляло собой разделённое на длинный ряд толков движение в русском сектантстве, объединяющее множество общин, или, как их назвали хлысты, «кораблей», имевших единое историческое происхождение, весьма близко схожих по своему веро- и нравоучению и ритуальной практике, но почти не связанных между собою. Они не были подчинены единому центру и имели подчас довольно глубокие расхождения в отдельных вопросах, преимущественно касающихся обрядовой стороны их жизни, но иногда и учения.
Хлысты именовали себя людьми божьими, но некоторые его толки имели местные названия (что затрудняло их идентификацию), например: духовные христиане, богомолы, монтаны, шалопуты, ляды, кантовщики, сладкопевцы, самообожатели, ханжи, купидоны, вертуны, баклушники, босовики, стригуны, Новый Израиль, беседники, племя Израилево, стадо Христово, зелёный виноград, белые лебеди, духовное царство. Причину столь большого разнообразия толков видели среди прочего в огромном количестве проходимцев - основателей хлыстовских течений и в наивности и невежественности народа.
Происхождение хлыстовства точно не выяснено. Одни возводили его к богомилам, мессалианам, евтихам, другие видели в нем «последнее сохранившееся экстатико-аскетическое ответвление древнехристианского гностицизма» 1005. Высказывалось мнение о том, что основатель хлыстовства Данила Филиппович был учеником крайнего аскета и одного из ранних расколоучителей старца Капитона 1006. Но все согласны с тем, что между возникновением старообрядческого раскола и хлыстовством существует связь: и те, и другие явились результатом нестроений в церковной жизни.
Первое упоминание о хлыстовстве встречается у св. Димитрия Ростовского в его «Розыске». О жизни и деятельности Данилы Филипповича исторических свидетельств практически нет, достоверно известно лишь то, что он был крестьянином из окрестностей Владимира, бежал от военной службы и, скрываясь от розысков, много скитался. Основные сведения о нём заимствуются из хлыстовских сказаний и песен. Согласно мифам хлыстов, в 1645 г. на горе Городине близ реки Вязьмы (Владимирской губернии Муромского уезда) среди огненных облаков, окружённый небесными силами бесплотными, с неба сошёл на огненной колеснице «господь саваоф» для того, чтобы вселиться в «пречистую» плоть Данилы Филипповича, который перестал после этого быть человеком и сделался «живым богом».
Через четыре года после появления на земле «саваофа» в 1649 г. Данила Филиппович нашел себе помощника крестьянина из-под Мурома Ивана Тимофеевича Суслова и объявил его «возлюбленным сыном божьим» и «Христом». Суслов в свою очередь назвал жившую с ним девицу «богородицей», и из своих последователей избрал двенадцать «апостолов».
Хлыстовство вначале распространялось в пределах Владимирской, Костромской и Нижегородской губерний, а после того, как в Москве поселился в своём доме, названном «домом божиим», «христос» Суслов, стало приобретать последователей в столице. В Москве он прожил около 30 лет. В 1699 г. к нему из Костромы прибыл Данила Филиппович и 1 января 1700 г. скончался. По верованию одних хлыстов, «саваоф» вознесся на небо, а, по другой версии, был погребен. Суслов после него распространял это лжеучение до своей смерти в 1716 г.
В 1700 г. начались преследования хлыстов, Суслов вынужден был покинуть Москву и скрываться по разным местам в течение 15-ти лет. Лишь в 1715 г. (за год до своей смерти) он вернулся в Москву, где и скончался.
После смерти Суслова его место занял бывший стрелец Прокопий Лупкин, возглавлявший хлыстовщину до 1732 г. И Суслов, и Лупкин со всей торжественностью похоронены были православным духовенством в Ивановском женском монастыре, где приняла постриг и распространяла хлыстовщину жена Суслова Акулина. Их могилы были отмечены памятниками (на памятнике Суслову, например, написано было, что там погребён «святой угодник Божий») и служили местом паломничества для хлыстов. Лишь в 1739 г. их могилы были уничтожены, а оба тела были эксгумированы и сожжены.
Незадолго до смерти Лупкина по доносу были схвачены сразу 78 человек, и началось следственное дело. Процесс показал, что хлыстовство широко распространилось в десяти монастырях Москвы, в том числе в одном женском. В 1733 г. согласно приговору суда два иеромонаха Высокопетровского монастыря и одна монахиня были казнены через отсечение головы, остальные были наказаны, главным образом - ссылкой в разные монастыри или же в Сибирь. Однако этими мерами хлыстовщина не была уничтожена, но, напротив, расширила свою географию, поскольку сосланные пропагандировали своё учение в новых местностях. В то же время в Москве хлыстовщина проникает в высшее общество и находит приверженцев в среде белого духовенства.
Второе судебное разбирательство по делу хлыстов началось в 1745 г. и тянулось до 1752 г. По подозрению в ереси было привлечено 416 человек, среди них несколько монахов, монахинь и священников. Одни виновные были наказаны кнутом, иные сосланы. Но и после этого хлыстовщина продолжала развиваться и особенно расцвела она в царствование Александра I.
Хлыстовщина имела крепкие позиции на протяжении всего XIX в. и в начале XX в. Со второй половине XIX в. многие проповедники хлыстовства отошли от основного направления учения и практики этой секты. Кроме того, среди хлыстов стали распространяться идеи других сект и даже атеизм, в хлыстовщине началось брожение и дробление на отдельные толки, но это ее не очень ослабило.
Хлыстовство существовало в России очень долго; по данным архивов спецслужб, в 1950-е гг. на Ставрополье было около 1 тыс. хлыстов. Сейчас сведений о деятельности хлыстов в современной России нет. Одной из причин исчезновения хлыстовства стали гонения на Церковь, поскольку хлысты распространялись за счет прозелитизма среди православных.
Учение
Несмотря на долгое существование секты, догматическое учение хлыстовства не развилось, не приобрело какой-то стройной системы и имело расхождения, потому может быть описано только в общих чертах.
Источники вероучения
В соответствии с учением Данилы Филипповича, Библия не нужна была после воплощения самого «саваофа» на земле, и, по преданию, он выбросил Священные книги в Волгу. Вместо Библии руководством к спасению стали теперь его собственные «божественные слова». Важнейшие свои поучения Данила Филиппович дал своим последователям в виде двенадцати заповедей:
Я есть бог, пророками предсказанный, сошел на землю для спасения душ человеческих. Нет другого бога, кроме меня.
Нет другого учения; не ищите его.
На чём поставлены, на том и стойте.
Храните божьи заповеди и будете вселенныя ловцы.
Хмельного не пейте, плотского греха не творите.
Не женитесь, а кто женат, живи с женою, как с сестрою. Неженимые не женитесь, женимые разженитесь.
Скверных слов и чернословия не говорите.
На свадьбы и крестины не ходите, на хмельных беседах не бывайте.
Не воруйте. Кто единую копейку украдёт, тому копейку положат на том свете на темя, и когда от адского огня она растопится, тогда только тот человек прощение примет.
Сии заповеди держите втайне, ни отцу, ни матери не объявляйте; кнутом будут бить и огнём жечь - терпите. Кто вытерпит, тот будет верный, получит царство небесное, а на земле радость.
Друг ко другу ходите, хлеб-соль водите, любовь творите, заповеди мои храните, Бога молите.
Святому Духу верьте.
По смерти Данилы Филиповича основным источником вероучения стали откровения хлыстовских пророков. В начале XX в., при лжехристе Аввакуме Копылове, хлысты несколько изменили своё первоначальное отношение и к Библии, и к богослужебным книгам, и к творениям святых отцов. Они по-прежнему считали, что Св. Писание и Св. Предание не нужны и даже излишни в научении истинам веры и благочестия, поскольку для этой цели вполне достаточно слов их христов, богородиц и пророков. То, что описано в Библии, по их мнению, было и прошло безвозвратно, и по букве никакого отношения к ним не имеет. Евангельское учение, по мнению хлыстов, имело нравственно-обязательное значение лишь для современников евангельского Христа, и для них оно имеет такое же значение, какое для новозаветной Церкви Ветхий Завет, т. е. подготовительное и воспитательное. Но, с другой стороны, евангельское учение «духовно», т. е. иносказательно, содержит в себе описание хлыстовской жизни. Поэтому хлысты нередко читали у себя некоторые места Св. Писания, толкуя по-своему. Так же они относились и к богослужебным книгам и творениям святых отцов. Кроме того, хлысты использовали Св. Писание и православную литературу в прозелитических целях.
Учение о Боге и Его воплощениях
Понятие о Боге у хлыстов неопределённо. С одной стороны, хлысты учат, что Бог пребывает во всей природе, но только в людях достигает полного самооткровения и самосознания. Но, с другой стороны, у них ясно прослеживается признание Бога существом личным и сознательно отделяющим себя от мира.
Бог, по учению хлыстов, один по существу и по лицу, но открывает Себя в мире различно: то в образе Бога-Саваофа, то в образе Иисуса Христа, то в образе Святого Духа. При этом хлысты утверждали, что они почитают Святую Троицу - Отца, Сына и Святого Духа. Сын Божий у них - не Бог и не личность (ипостась), а просвещающая сила Божия или слово Божие. Дух Святой - это сила, через которую Бог воодушевляет, очищает, освящает людей и делает некоторых из них способными к непосредственному восприятию своих откровений и к пророчеству. В то же время в их песнях Бог называется «пресвятою Троицею», «Богом Триединым», а Сыну и Святому Духу приписываются личные свойства.
По вере хлыстов, Бог есть дух всеведущий, вездесущий, вечный, всемогущий и т.д. но, они также говорят, что дух не может существовать сам по себе, ему нужна какая-то материальная оболочка, форма. Среди хлыстов имели хождение стихи подобного содержания: «Бог на земле с хлыстами живет, с ними ест и пьёт, на небе нет Бога: там Ему не за что держаться, оттуда Он кверху ногами упадёт» 1007.
Воплощение «бога саваофа» в лице Данилы Филипповича произошло в то время, когда истинное богопознание и богопочитание стало падать в людях. Данила Филиппович при своей жизни назвал Ивана Суслова сыном божиим, «христом». После этого начались перевоплощения Христа среди хлыстов (некоторые толки хлыстовства учили о многократных ветхозаветных «воплощениях» Христа).
Единственным положением веры, которого придерживаются все сектанты, является учение о перевоплощении. Перевоплощаются у них все: Христос, Приснодева Мария, апостолы, святые… Однако ясности в том, что или кто перевоплощается, у них нет, поскольку представления о самом Христе разные.
Наиболее распространенным было представление о перевоплощении как вселении в человека Божественной силы - Христа.
«Воплощение» Христа в хлыста может совершаться либо посредством передачи одним сектантом-«христом» своего достоинства другому, подходящему по нравственным качествам человеку, или в результате самостоятельного упражнения сектанта в подвигах добродетели.
По учению хлыстов, каждый человек, строго выполняя известные заповеди и одержав победу над плотью, может достигнуть высшего духовного совершенства - сделаться «Христом». От этого у сектантов образовалась целая вереница «христов» - как бесследно сменявших один другого, так и нередко существовавших одновременно во многих экземплярах. Кроме того, в части толков хлыстовства считалось, что от плоти и крови «христов» могут естественным образом рождаться «христосики». После «воплощения» Христа, Сына Божия, в человеке, он становится уже богом, христом и спасителем мира.
Представление хлыстов о Христе
Евангельский Христос, по учению хлыстов, был обыкновенным человеком, родившимся естественным образом от Иосифа и Марии.
На 30-м году жизни, вследствие Его чистоты и святости, в Него вселился Сын Божий, второе лицо Св. Троицы. С этого времени Он удостоился нравственного усыновления Отцу и стал Христом, Сыном Божьим, равным Отцу по божественным свойствам. Вся Его заслуга состояла в том, что Он возвестил людям волю Божию и научил их, как нужно жить, чтобы достичь высшего нравственного совершенства.
Другими словами, евангельский Христос - один их тех, в ком за чистоту и святость пребывало божество. До него такими же Христами были, например, Авраам и Давид и другие ветхозаветные праведники, а после Него - все хлыстовские пророки. Вообще же таких христов было, есть и будет столько же, сколько существует людей, отличающихся особой хлыстовской святостью.
Чудеса евангельского Христа хлысты понимали в духовном смысле. Например, исцеление больных и воскрешение мертвых означает научение этих людей нравственной жизни. Хлысты вообще отвергают возможность сверхъестественного в мире. Воскресение Самого Христа толковали как Его воскресение от греховной жизни после сорокадневного поста. Попостившись сорок дней, Иисус Христос взалкал, т. е. изнемог, ослабел, так что казался мертвым. Но духом Своим Он победил эту смерть и ожил, после чего к Нему приступили избранные Им люди, названные ангелами, и стали служить Ему как воскресшему из мертвых. Плоть Его, погребенная в Иерусалиме, истлела во гробе.
Святой Дух, по учению хлыстов, есть духовная божественная сила, обитающая преимущественно на седьмом небе. Явившись с неба на землю, он вселяется в избранного человека, который начинает пророчествовать, говорить иными языками и совершать непроизвольные движения. Святого Духа можно «созвать» или «сманить» с неба усиленными молитвами людей божьих.
Богородиц, согласно воззрениям хлыстов, также может быть много. Все благочестивые женщины, упоминаемые в книгах Св. Писания Ветхого и Нового Заветов, являлись богородицами. Так же и все особо благочестивые хлыстовки считались богородицами.
Представление о человеке
Хлысты придерживались дуалистических воззрений, согласно которым душа представляет собой доброе начало, а тело - злое.
Плоть постоянно препятствует душе в её стремлении к нравственному совершенству, идеалом которого служит достижение состояния святости, когда человек становится сосудом божественной благодати и превращается в христа или пророка. Только победив плоть, человек может достичь божественного состояния.
Отличительной чертой хлыстовского учения о человеке служит учение о предсуществовании и переселении душ. Откуда берутся души, хлысты разных толков решали по-разному. По верованиям одних, Бог от вечности создал бесчисленное количество душ, а дьявол каждый раз творит тело, в которое по избранию Божью вселяется душа. По мнению же других, отдельных душ нет, а во всех людях живёт один и тот же божественный дух.
Души, согласно хлыстовским представлениям, переселяются из тела в тело. После смерти хлыста, исполнявшего заповеди, его душа становится ангелом; если же он не исполнял заповедей, его душа либо становится дьяволом либо переходит в животных, соответствующих греховным наклонностям человека, или в нового нечистого младенца.
Учение о спасении
Грех прародителей, по мнению хлыстов, состоял в том, что Адам, вопреки воле Божьей, ради угождения плоти «познал» жену свою Еву. Его грех, однако, не может служить препятствием для других к достижению идеала нравственного совершенства, поскольку умственные и нравственные силы во всех людях остались такими же, какими были до падения, т. е. грех Адама не имел последствий для его потомков. Из представления хлыстов о грехопадении следует отрицание необходимости Искупителя, поскольку каждый человек может своими силами достичь нравственного совершенства и стать носителем божественного духа.
В учении о спасении особое место занимает доктрина о таинственной смерти и таинственном воскресении. Согласно этому учению, есть смерть о Адаме и есть смерть о Христе. Смерть о Адаме - это исполнение божеского приговора: «земля есть и в землю отойдёшь».
Смерть о Христе есть смерть таинственная, состоящая в умерщвлении своей воли, себялюбия и гордости, в умерщвлении плоти.
За этой смертью следует погребение о Христе, т. е. отвлечение от всего мирского и погружение в самого себя, как в могилу. Кто таинственно умрёт и спогребётся Христу, тот услышит в себе слово Духа Божия и найдёт в себе Царство Божие, такой человек считается воскресшим и становится храмом Божиим. На дальнейшей ступени своего самосовершенствования он получает дар ведения, или пророчества; а кто достигает ещё большего нравственного совершенства, тот сподобляется ещё большего дара ведения и дара чудотворения и становится воплотившимся сыном божиим, или Христом, или живым богам.
Средствами достижения спасения являются: горение духа, беспрестанная молитва, особенно постоянное произнесение молитвы Иисусовой, воздержание от чувственных удовольствий, пост, отказ от спиртных напитков, радения, умерщвление плоти, самоистязание и достижение полного бесстрастия.
Хотя основатель хлыстовства Данила Филиппович требовал безусловного воздержания от сожития мужчин и женщин, но с конца XVIII в. в ряде общин стало нормой иметь вместо законного супруга духовного, причём с ним и даже с несколькими духовниками или духовницами дозволялось плотское сожительство. Свальный грех у таких хлыстов считался средством умерщвления плоти, а брак церковный - блудом.
Пост у хлыстов понимается в смысле «замора», в период поста они ничего не ели и не пили. Назначался он добровольно, когда хлыст пожелает, но самый большой срок - неделя. Если постящийся ослабевал, то последние дни поста он лежал в постели, а его «братья», чтобы помочь ему, также отказывались от пищи и питья на 2-3 дня. После недельного поста, являющегося признаком особого благочестия, хлысты воздавали постящемуся весьма большие, почти божеские почести.
Большинство хлыстов, исходя из учения о переселении душ, не употребляли мяса, особенно свинины. Другие отказывались также и от картофеля, лука и чеснока.
Представление о Церкви
Хлысты считали, что их общество является истинной церковью, имеющей особые дарования: дар пророчества или, например, языков.
При этом Православную Церковь хлысты считали внешней и плотской, и смотрели на неё как на «сень» их «тайн». Всё, что там совершается, имеет значение лишь для несовершенных, не достигших ещё истины.
Эсхатология
Значительная часть толков разделяла верование в то, что окончательная участь душ решится на Страшном Суде, время которого неизвестно. В этот день явится с седьмого неба христос Иван Тимофеевич Суслов, затрубит в трубу божью господь-саваоф Данила Филиппович, тогда все воскреснут и будет произведён суд - сначала над одними хлыстами, а затем над всеми людьми. После этого настанет блаженное царство праведных. На небе будет устроен пресвятой град Сион с хрустальными палатами и садами роскошными, где цветы будут цвести неувядающие и петь птицы райские песни архангельские. Здесь хлысты будут одеваться в золотые платья, есть вкусные яства, спать на божественных постелях и т. п. Грешники же будут вечно мучиться вместе с дьяволом, причём муки их представляются также в чувственном виде.
В конце XIX - начале XX вв. в хлыстовскую среду проникли, наряду с идеями штундизма, баптизма, и атеистические идеи. Поэтому немалое число хлыстов в этот период уже не признавало ни будущего Страшного Суда, ни воскресения мертвых, ни загробной жизни.
Радения как форма богослужения
Богослужения хлыстов не имели определенного чина, поэтому совершались различно. Центральной его частью были радения.
Радения совершались в помещениях, находящихся вдали от людных мест. Перед началом радений мужчины надевали белые длинные рубахи, женщины белый с крапинками сарафан или юбку. Затем после взаимного прощения и каждения начиналось радение. Известно несколько типов радений. Например, круговое, когда мужчины и женщины составляют круг в круге и начинают вращаться в разных направлениях; одиночное, когда каждый вертится на своем месте на пятке; или же они бегают друг за другом по кругу, припрыгивая и ударяя себя кулаками… По мере совершения радения движения становятся все быстрее, и продолжается оно до полного изнеможения; обессилев, хлысты падают, приходят в исступление и начинают пророчествовать, некоторые кукарекают, мычат, мяукают. Бывали случаи, когда во время радения некоторые хлысты рвали на себе волосы, падали, бились о пол, корчились в судорогах. После радений хлысты чаще всего предавались свальному греху, не разбирая при этом ни пола, ни родства, ни возраста, этот грех называется у них «христовою любовью».
Обряды
У хлыстов было несколько обрядов, среди них обряд причащения.
Одни хлысты причащались хлебом и водою с квасом, другие - изюмом, в некоторых толках они целовали колено или другую часть тела богородицы… У хлыстов был странный обряд «отпевания живого покойника». Если хлыстовский лжепророк предсказывал предстоящую смерть члену корабля, то его живого отпевали, заканчивался этот чин последним целованием, после этого устраивалась поминальная трапеза.
Устройство
Хлыстовские общины именовались кораблями и существовали независимо друг от друга. Руководил кораблем кормщик, второе место после него занимала кормщица, часто она именовалась богородицей. Кроме этих лиц в корабле были свои ангелы, архангелы, апостолы, евангелисты, пророки, проповедники.
Приём в секту
Приём в секту - самый важный обряд хлыстов. При вхождении в секту новый член должен был поклясться в том, что будет слушать пророка корабля больше отца и матери и никому не откроет тайну хлыстовского учения.
При наиболее распространенном способе приема в секту пророчица садилась в передний угол в белой широкой рубахе, братья и сёстры становились по правую и по левую её стороны, пророчица обнажала колено, которое целовал неофит, а затем он давал присягу на верность хлыстовству. В некоторых кораблях присяга совершалась в кощунственной форме, с поруганием святых икон.
Отношение хлыстов к Православной Церкви
Хлыстам не запрещалось внешне принадлежать к Православной Церкви, и они нередко были благотворителями и благоукрасителями храмов и настолько преуспевали, что нередко слыли за наиболее набожных и законопослушных людей, вводя в заблуждение даже духовенство, в том числе и архиереев. Бывали случаи, когда хлысты состояли на ответственных церковных должностях, а однажды был выявлен хлыст, исполнявший обязанности противобаптистского миссионера.
Но всё же внешнее благочестие хлыстов не всегда могло прикрыть их ненависть к Православной Церкви и её Таинствам. На исповеди в православных храмах хлысты использовали все возможные уловки, чтобы, присутствуя при совершении Таинства, на деле не быть его участником: они старались не говорить «грешен», а употребляли выражение «виноват перед вами» или же произносили «грешен батюшка», делая ударение на последнем слове, показывая, что грешен не сам кающийся, а исповедующий его священник 1008.
Принимая Причастие, хлысты старались незаметно задержать его во рту, а потом выплюнуть или отнести своим пророкам, которые выбрасывали его в нечистые места.
Во время церковных служб в одних губерниях они старались вести себя благоговейно, в других местностях сектанты нередко спали на богослужениях и громко зевали, утомлённые ночными радениями.
Некоторые отыскивали глазами на иконах сходство со своими пророками и руководителями. В Тамбовской губернии, по сообщению Третьего миссионерского съезда, хлысты становились обыкновенно в одном месте и во время службы разговаривали, иногда даже смеялись.
Методы обращения
Вначале хлысты приглашали православных на свои общие собрания, где на первых порах не происходило ничего предосудительного: на них читалась без толкования Библия и пелись церковные песнопения. Когда новичок привыкал посещать эти собрания, на них начиналось толкование Писания в контексте хлыстовского учения, а церковные песнопения постепенно заменялись песнями хлыстов.
Через некоторое время сектанты начинали демонстрировать сошествие на них «святого духа», выражавшееся в пророчестве и бормотании загадочных слов. Только после двух-трех лет, овладев доверием неофитов, сектанты приглашали их на свои тайные собрания, где бешеные радения либо совсем отталкивали увлекшихся было их учением, либо, что бывало много чаще, крепко связывали новых членов с сектой 1009.
Другим наиболее излюбленным способом вовлечения в хлыстовскую общину было принятие малолетних сирот и детей бедных православных родителей в дома хлыстов на воспитание или обучение грамоте либо рукоделию. С теми же целями зажиточными хлыстами принимались в услужение несовершеннолетние из православных семейств. Неоднократные следствия по делу хлыстов показали, что у «матушек-корабельщиц» и «батюшек» были своего рода монастырьки с десятками молодых несовершеннолетних и взрослых девиц, набранных из православных семейств под видом обучения ткацкому ремеслу, и все они оказались совращёнными в ересь и участвовали в радениях. Было установлено, что девушка, взятая в детстве хлыстами к себе на воспитание или обучение, за редким исключением выходила впоследствии замуж, будучи пропитана бракоборными воззрениями секты 1010.
Как способ вовлечения в секту хлысты использовали также заключение формальных браков с православными с тем, чтобы впоследствии принудить супруга к совращению в хлыстовство 1011.
В конце XIX - начале XX вв. хлысты придумали новый способ вовлечения в секту: как только в каком-либо месте открывалось общество трезвости (необходимость которого была в то время насущным требованием), хлысты, вообще никогда не употреблявшие никаких спиртных напитков, старались записаться его членами, чтобы через это общество, прикрываясь, прививать народу свои взгляды 1012.
Использовали хлысты и другие общества, например, общество восстановления Православия на Кавказе или Православное палестинское общество 1013. _____________________
1002 Обзор тем, посвященных хлыстам, скопцам, духоборам, молоканам, иоаннитам, иеговистам Ильина, Дунькиному согласию, малеванщине выполнен по: Смолич Т. И. История Русской Церкви. 1700-1917. М., 1996. Кн. 8. Ч. 2; Буткевич Т. И., прот., проф. Обзор русских сект и их толков. Харьков, 1910; Плотников К. История и обличение русского сектантства. СПб., 1910. Вып. 1; Плотников К. История и обличение русского сектантства. СПб., 1913. Вып. 2; Маргаритов С. История мистических и рационалистических сект. Изд. 3-е., доп. Симферополь, 1910. 1003 В Самарской губернии, к примеру, в последние годы XIX в. секта хлыстов получила столь широкое распространение, что население некоторых сёл на две трети составляли её последователи. 1004 Смолич Т. И. История Русской Церкви. 1700-1917. М., 1996. Кн. 8. Ч. 2. С. 168. 1005 Смолич Т. И. История русской Православной Церкви. 1700-1917. М. 1997, Т. 8., Ч. 2, С. 168. 1006 См.: Эткинд А. Хлыст. М., 1998. С. 26. 1007 Миссионерское обозрение. 1904. №1. С. 140. 1008 См.: Хлыстовство, шалопутство и прыгунство // Миссионерское обозрение. 1897. №9-10. С. 833. 1009 См.: Кальнев М. Миссионерская борьба с сектантством в Херсонской епархии за истекший 1896 год и характеристика религиозно-нравственного его состояния // Миссионерское обозрение. 1897. №7. С. 634. 1010 См.: Миссионерское обозрение. 1897. №9-10. С. 877. 1011 Там же. С. 875. 1012 См.: Кальнев М. Миссионерская борьба с сектантством в Херсонской епархии за истекший 1896 год и характеристика религиозно-нравственного его состояния // Миссионерское обозрение. 1897. №7. С. 635-636; Хлыстовство, шалопутство и прыгунство // Миссионерское обозрение. 1897. №9-10. С. 842. 1013 См.: Хлыстовство, шалопутство и прыгунство // Миссионерское обозрение. 1897. №9-10. С. 842.