3.11. Сопоставление религиозной практики новых сект с практикой мировых (культурообразующих) религий
Религии и секты, практика которых представляется разрушительной для человеческой личности, существуют с дохристианской эпохи, и в этом отношении тоталитарные секты ничего нового не представляют.
Сатанизм с его человеческими жертвоприношениями восходит своими корнями в глубь веков. В культурообразующих религиях например, в некоторых течениях индуизма, по сей день практикуются человеческие жертвоприношения. Одним из его вариантов считается обычай ритуального самоубийства через самоутопление. В йоге есть особые «предписания, касающиеся ухода из жизни, но без насилия над плотью, а путем особых способов погружения в глубокую медитацию, которая ведет к отделению души от тела и ее истеканию к мокше истекать».
Продолжает практиковаться убийство чужих детей, чтобы заполучить душу для собственного ребенка901 или принести его в жертву богам взамен решения земных проблем902. Человеческие жертвоприношения сохранялись у северных буддистов и в начале XX в.903
В России с середины XVII в. существует секта хлыстов904. Наиболее радикальные течения в хлыстовстве полагали, что плоть постоянно препятствует душе в стремлении к нравственному совершенству, бесстрастию и святости и учили о необходимости ее умерщвления через самоистязание. Средствами этого служили, в частности, и радения, нередко завершавшиеся «свальным грехом» без разбора возраста, родственных отношений и пола. Кроме того, они изобрели доктрину «христовой любви», согласно которой с XIX в. вменили в обязанность каждому хлысту иметь вместо законного супруга духовного. Плотское сожительство с ним не считалось блудом, тогда как брак христианский считался грехом.
Впоследствии из хлыстовства выделилось изуверская секта скопцов. Скопцы видели цель жизни в достижении такого состояния, когда невозможно грешить. Они считали, что достичь этого состояния можно через оскопление, которому подвергались и мужчины, и женщины. Встречались и другие виды умерщвления плоти, такие, как нанесение ран на различных частях тела или употребление веществ для ослабления или прекращения половой деятельности. Среди скопцов особо выделялось с 1897 г. движение Филиппа Лихачева, считавшего, что источником греха являются не одни только половые органы, а плоть вообще. Отсюда он пришел к выводу о «необходимости самоубийства или убийства тела ради спасения души» 905.
Особой жестокостью отличилась секта духоборов. Во время правления сектой Иларионом Побирохиным (руководил в секте с 1832 г.) в ней был учрежден карательный орган, состоящий из двенадцати «ангелов смерти». В его функции входило преследование и уничтожение открыто отпавших от секты и попавших под подозрение об измене по доносу, интриге или клевете. «Для исполнения смертных приговоров был избран остров при впадении реки Молочной в лиман Азовского моря. Достаточно было самого легкого подозрения, малейшего признания мнимого отступничества или измены, чтобы подвергнуться самой жестокой пытке». По мнению одного исследователя, в течение двух лет почти 400 человек исчезли навсегда, не оставив о себе никаких следов. Правительственная следственная комиссия в ходе проведенного ею расследования установила, несмотря на умение духоборов скрывать свои преступления, факт убийства двадцати одного человека906.
Старообрядческий толк федосеевцев догматически отвергал институт семьи и поощрял блуд907. В другом толке старообрядчества, у бегунов, или странников, был круг так называемых красносмертов, убивавших через удушение заболевших или престарелых родственников для получения последними венца мучеников, ибо они считали, что только невинными страданиями можно было спастись908. Учение и религиозная жизнь одной из старообрядческих общин привела к тому, что они заживо погребли 25 человек, включая настоятельницу909.
При изучении разрушительного влияния сект на человека надо учитывать, что нередко люди становятся жертвами сект в результате имеющихся у них психических нарушений910, которые обостряются в сектантской среде. __________________
901 См.: Гусева Н. Р. Познакомимся с индуизмом. М., 1999. С. 84-85, 86. 902 Некий индиец принес пятилетнего мальчика из провинции Орисса в жертву местной богине Дурге, считающейся хранительницей домашнего очага и, по поверью, изгоняющей демонов. Преступник подманил ребенка конфетами, а затем умертвил его. Давая показания в полиции, преступник заявил, что Дурга явилась ему во сне и потребовала принести в жертву ребенка, пообещав взамен решение всех проблем. Каких именно проблем, не сообщается. См.: Седмица.Ru - Православные новости за неделю. № 188 от 08.02.05. 903 Ломакина И. Голова Джа-ламы. Улан-Уде, СПб., 1993. С. 74-76. См.: Кураев А., дьякон. Сатанизм для интеллигенции. (О Рерихах и Православии). М., 1997. Т. 1. С. 276. 904 В Ставропольском крае, по данным на 1945 г., существовало 886 хлыстов (правда, неизвестно, какого толка). Государственный архив Ставропольского края. Ф. Р5171. Оп. 3. Ед. хр. 2. Л. 1. 905 Буткевич Т. И., прот., проф. Обзор русских сект и их толков. Харьков, 1910. С. 185. 906 См.: Буткевич Т. И., прот., проф. Обзор русских сект и их толков. Харьков, 1910. С. 222. 907 Съезд противураскольнических миссионеров в Москве в 1887 года. 29 июня - 13 июля // Братское слово. 1887. Т. 2. С. 59-60. Впоследствии этот съезд получил название Первого миссионерского съезда. См. также: Скворцов В. М. Второй Всероссийский миссионерский съезд в Москве (29 июня - 15 июля 1891 г.) // Скворцов В. М. Деяния 3-го Всероссийского миссионерского съезда в Казани по вопросам внутренней миссии и расколосектантства. Киев, 1898. С. 327. 908 См.: Скворцов В. М. Второй Всероссийский миссионерский съезд в Москве (29 июня - 15 июля 1891 г.) // Скворцов В. М. Деяния 3-го Всероссийского миссионерского съезда в Казани по вопросам внутренней миссии и расколосектантства. Киев, 1898. С. 355-356. 909 См.: Громогласов И. М. Третий Всероссийский миссионерский съезд. Факты и впечатления // Богословский вестник. 1897. №11. С. 508-534. Об этом же событии см.: Сикорский А. И., проф. Эпидемологические вольные смерти и смертоубийства в Терновских хуторах // Вопросы нервно-психической медицины. 1897. Вып. 3. С. 453-511. 910 См.: Августин (Никитин), архим. Программа «Нарконон» // Миссионерское обозрение. СПб., №1. 1999. С. 12.