По мере распространения сектантства в России росло противостояние ему, одной из форм которого стала полемическая литература.
С 1989 г. в России стала распространяться изданная на Западе книга прот. М. Зноско-Боровского «Православие, Римо-католичество, протестантизм, сектантство», где рассматривались учения социан-унитариев, анабаптистов, меннонитов, баптистов, квакеров, методистов, «Учеников Христа», мормонов, адвентистов седьмого дня, иеговистов и «Христианской науки».
В 1991 г. ее переиздали в России, и в том же году были изданы еще две книги: иеромон. Серафима (Роуза) «Православие и религия будущего», хотя она в переводе, отпечатанная на пишущих машинках, появилась еще в советское время725, а также книга Дж. Макдауэлла и Д. Стюарта «Обманщики», где рассматриваются 18 сект.
Одновременно в православной периодике стали публиковаться отрывки из книги иером. Серафима (Роуза), например, в 1991 г. в Московском Церковном вестнике (МЦВ) 726. Подход к проблеме сект, изложенный в этой книге, и ее понятийный аппарат оказывали влияние на сектоведческие публикации в России до 1994 г., о чем свидетельствует обзор публикаций по данной тематике в церковной периодике.
Так, в 1991 г. в МЦВ было опубликовано «Слово Святейшего Патриарха Алексия в Неделю торжества Православия», где он призывает противостать лжеучениям, возрождающемуся язычеству и псевдорелигиозным учениям727.
В выступлении В. Каледы на Первом молодежном съезде в Москве (1991 г.) отмечено, что причиной обращения молодежи в секты является поиск смысла жизни, а не «промывание мозгов»: «современная молодежь находится в глубоких духовных исканиях… многие обращаются к йоге, кришнаизму, к другим восточным религиям» 728.
В 1992 г. ОВЦС МП выступил с опровержением действий мунитов, без согласования с РПЦ выпустивших отпечатанную программу своей конференции с приветственным словом патриарха Алексия II, в котором они названы просто «Церковью объединения», но не тоталитарной сектой729.
В информации МЦВ о встрече патриарха Алексия II с руководством Союза евангельских христиан-баптистов высказано пожелание «выступать против восточных культов и сообществ подобных «церкви объединения» Муна, которые… делают людей исполнителями чужой воли» 730.
В статье «Заложники мифа», опубликованной в МЦВ, «Общество сознания Кришны», «Богородичный центр», движение Раджниша, «Трансцендентальная медитация» названы квазирелигиями731.
Комментируя турне Виссариона по городам России, МЦВ не употребляет ни слово секта, ни слово культ732.
На годичном собрании с московским духовенством Святейший Патриарх, касаясь деятельности сект, использует термин новые религиозные течения733. _____________________
725 См.: Серафим (Роуз), иером. Православие и религия будущего. М., 2005. С. 11-12. 726 См.: Обольщения последнего времени // Московский церковный вестник. 1991. №19. С. 16. 727 См.: Московский церковный вестник. 1991. №4. С. 3. 728 В будущее с верой // Московский церковный вестник. 1991. №8. С. 3. 729 См.: Московский церковный вестник. 1992. №18-19. С. 13. 730 Московский церковный вестник. 1992. № 20-21. 731 См.: Московский церковный вестник. 1992. № 5. С. 7. 732 См.: Театр одного актера // Московский церковный вестник. 1992. № 12-13. 733 См.: Московский церковный вестник. 1992. № 20-21. С. 2.