2.7. Наиболее распространенные культы в XX в. (по противокультовым публикациям)
Перечень культов, вызывавших наибольшую обеспокоенность противокультового движения, можно составить по названиям критических публикаций на протяжении XX в.
В конце 1930-х гг. ван Баален257 писал против: астрологии, спиритизма, теософии («Либеральная кафолическая церковь»), Христианской науки, бахаизма, англо-израилизма, сведенборгинизма, адвентистов седьмого дня, мормонизма, иеговизма, унитаризма, Морального перевооружения, Школы христианского единства.
В 1940 г. баптистский пастор Герберт Вирик (Wyrick) издал книгу «Семь религиозных «доктрин»258, в которой критиковал: мормонизм, расселизм (иеговистов), эддизм (Христианская наука), бучманизм (buchmanism), филомореизм (fillomoreism), спиритизм, англо-израилизм.
В 1958 г. баптистский пастор Тейнис Е. (Tanis E.J.) полемизирует с иеговистами, адвентистами седьмого дня, Христианской наукой и спиритизмом259.
В 1961 г. появляется сборник противокультовых статей под названием «Вызов культов», где описываются заблуждения: Христианской науки, мормонов, Единства (Unity), адвентистов седьмого дня, иеговистов, спиритов и дзен-буддистов260.
В 1965 г. была опубликована книга У. Мартна «Царство культов», в которой он полемизирует с такими культами, как: иеговизм, мормонизм, Христианская наука, спиритизм, теософия, дзен-буддизм, бахаизм, мунизм, ислам, раджнишизм, кришнаизм, ТМ.
В 1975 г. Р. Клементс (Clements) писал против: Миссии божественного света (Divine light mission), Международного общества сознания Кришны, ТМ и мистицизма261.
В 1987 г. была издана книга Г. Берри «Обманщики истины» («The Truth Twisters»), в 1994 г. переведена на русский под названием «Во что они верят». В ней рассматриваются культы: Христианская наука, иеговизм, масонство, мормонизм, «Нью эйдж», розенкрейцерство, светский гуманизм, Трансцендентальная медитация, мунизм, «Унитарианско-универсалистская церковь», Школа христианского единства, Международный путь, «Всемирная церковь бога». Однако в главе «Как отвечать проповедникам лжеучений» он к культовым группам относит католиков262.
В 1992 г. появилась книга Макдауэлла и Д. Стюарта «Обманщики»263, в которой разбираются заблуждения: мормонов, иеговистов, Христианской школы единства, «Церкви объединения», «Унитарианско-универсалистской церкви», Международного пути, Трансцендентальной медитации, Международного общества сознания Кришны, сайентологии, Общества развития новых способностей, «Нью эйдж», теософии, Форума (ОСЭ), «Церкви всеобщей и торжествующей», Религиозной науки.
Из обзора противокультовых публикаций видно, что до 1960-1970 гг. полемика велась с двумя категориями культов: с группами, имеющими христианские корни (например, иеговистами, мормонами, Христианской наукой, унитариями), и с группой культов, имеющих оккультно-теософские корни; после 1970-х гг. фронт противокультовой борьбы стал расширяться за счет полемики с восточными культами.
Круг наиболее активных культов в период с 1970 по 1980 гг., по данным американских социологов, составляли: Трансцендентальная медитация, Интернациональный путь, Миссия божественного света (культ гуру Махараджи), Общество сознания Кришны, Дети Бога, «Церковь объединения»264. Однако по данным социолога А. Баркер, этот перечень несколько иной, но незначительно. К наиболее известным движениям основного потока НРД она относит: Ошо Раджниша, «Детей бога», Миссию божественного света, движение «Евреи за Христа», «Сахаджа Йогу», Высший дом света и «Церковь объединения»265.
____________________ 257 Baalen J. K. Van. Chaos of Cults. 1979. 258 Wyrick H. Seven Religious Isms. Michigan, 1940. 259 Tanis E.J. What the sects teach. Michigan, 1958. 260 The Challenge of the Cults. Christianity Today. 1961. 261 Clements R.D. God&the gurus. London, 1975. 262 См.: Берри Г. Во что они верят. М., 1994. С. 384. 263 Макдауэлл Дж., Стюарт Д. Обманщики. М., 1994. 264 Shupe A.D., Bromley D.G., Oliver D.L. The Anti-Cult Movement in America: A Bibliography and Historical Survey (Sects and Cults in America). New York: Garland Publishing, 1984. Р. 54-59. 265 Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997. С. 169.