1.5. Терминологическая проблематика в российском религиоведении и социологии религии. Церковь и секта
Современные определения секты в российском религиоведении и социологии религии опираются на работы М. Вебера, Э. Трёльча и Р. Нибура. Тот факт, что основоположники типологизации «церковь-секта» были протестантами по убеждению, у российских религиоведов не вызывает особых опасений. Считается, что их богословское влияние было незаметным, поскольку «модернистская протестантская теология становилась почти тождественной науке о религии»333.
Гараджа В. И. в своем учебнике «Социология религии», оценивая вклад Вебера и Трёльча, отмечает, что «существуют разные оценки предложенной типологии религии… однако несомненно, что предложенный Трёльчем и Вебером подход оказался плодотворным, полезным инструментом для исследований эмпирического характера334.
В качестве примера влияния западных идей на российское религиоведение можно привести концепцию церкви и секты, изложенную в учебнике «Основы религиоведения» под ред. И. Н. Яблокова. В нем отмечается, что «церковь представляет собой сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а традицией. Отсюда признание возможности каждого человека стать членом церкви. Фактически отсутствует постоянно и строго контролируемое членство, последователи анонимны. Во многих церквах члены делятся на духовенство и мирян. Позиции и роли, степени и градации упорядочены по иерархическому и авторитарному принципам.
Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для нее характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, ценностей, установок. С этим связаны настроения избранничества, а нередко и тенденция к изоляционизму. Резко выражено стремление к духовному возрождению. Институт священства отсутствует, лидерство считается харизматическим. Подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения, делается акцент на «обращении», предшествующем членству. Историческая судьба сект неодинакова. Одни из них через определенный промежуток времени прекращают свое существование. Другие с течением времени превращаются в иные типы.
Деноминация может развиваться из других типов объединений или складываться с самого начала в качестве таковой. Ее идейные, культовые и организационные принципы формируются в оппозиции к церкви и секте и носят разноплановый характер. Сохраняя акцент на «избранности» членов, она признает возможность духовного возрождения для всякого верующего. Изоляция от внешнего «мира» и замкнутость внутри религиозной группы не считается обязательным признаком «истинной религиозности». Хотя и выдвигается принцип строго контролируемого членства … наблюдается тенденция к воссоединению с миром… Деноминации присуща четкая организация как по горизонтали, так и по вертикали»335.
Итак, главными признаками сектантства является отношение сект к обществу и его ценностям, форма членства в организации и организационная структура. Признается эволюция одних типов религиозных организаций в другие. Таким образом, критерии сектантства в отечественном религиоведении и социологии религии совпадают с разработанными в западном религиоведении. Правда, имеются отличия в понимании происхождения деноминаций, которые, по Яблокову, могут «развиваться из других типов объединений или складываться с самого начала в качестве таковых», а их вероучения «формируются в оппозиции к церкви», тогда как, по Нибуру, деноминация вырастает из секты, т. е. ее появлению должна предшествовать секта.
______________________ 333 Введение в общее религиоведение / Под ред. И. Н. Яблокова. М., 2001. С. 26. 334 Гараджа В. И. Социология религии. М., 2005. С. 223. 335 Основы религиоведения / Под ред. И. Н. Яблокова. М., 1994. С. 60-61. Эта типология и определение церкви, секты и деноминации сохраняются и в третьем издании этого учебного пособия, вышедшем в 2000 г.