Протестантизм как массовое явление проник на землю Украины в 18-19 веках, вместе с общинами немецких колонистов, которых царское правительство охотно заселяло на земли бывшего Войска запорожского. Тогда в трудолюбивых поселенцах никто не усматривал проводников иностранного влияния: наоборот, представители религиозных меньшинств (например, меннониты), бежали от религиозных притеснений в Европе в относительно веротерпимую Российскую империю. Эти колонисты жили отдельными поселениями и никаких проблем для православного населения не создавали.
История проблемы
В 20-х годах ХХ века толчок к бурному развитию миссий баптистов и отколовшихся от них к тому времени пятидесятников дала, как ни парадоксально, советская власть, провозгласившая свободу вероисповедания и лишившая православие статуса государственной религии. Поначалу новые власти деятельности новых миссионеров не препятствовали, видя в них инструмент для разрушения религиозной монополии РПЦ, отношения с которой в то время складывались неприкрыто враждебные. В 30-40 годы государство попыталось отыграть назад и закрутить гайки – но к этому времени по всей стране уже сформировалась сеть многочисленных общин. Репрессии против религиозных меньшинств охотно использовались США и другими западными правительствами для критики СССР за нарушения прав человека. Именно тогда протестанты привыкли воспринимать Америку как «священную страну» и идеал для подражания: иной раз вмешательство западных единоверцев всерьез помогало вызволить арестованного баптистского проповедника из заключения. Практически одновременно с распадом СССР «евангельские христиане» пережили третье поколение раскола: от пятидесятников откололись харизматы, или неопятидесятники – сегодня наиболее активное, многочисленное и скандальное течение в украинском протестантизме, причем многие «старые» протестанты харизматов своими не признают.
Современность: изгнания дьявола и крестовые походы
Как свидетельствует официальная статистика, большая часть общин «неопротестантов» концентрируется именно в русскоязычных, юго-восточных областях Украины, и таким образом, оттягивает прихожан у Украинской Православной церкви (и одновременно – избирателей у оппозиционных сил). Тому есть и объективные причины – большая часть здешних промышленных городов и поселков выросла именно в советский период. Их жители никогда не были укоренены в вере, а православные храмы там начали появляться только в последние десятилетия. Но нельзя не заметить, что католическое население западной части страны протестантским миссионерам практически не интересно – обращать предпочитают именно православных «схизматиков». Сколько бы не говорилось вслух и не декларировалось в законах отделение церкви от государства, на практике религия была и остается одним из мощных инструментов воздействия на массовое сознание. Ибо если политическая агитация в СМИ еще предполагает ее рациональное восприятие, осмысление и критический анализ. Но искусно вправленная в церковную проповедь, после эмоционального «разогрева» в ходе экзальтированных служений, освященная духовным авторитетом – такая агитация вбивается напрямую в подсознание, минуя все защитные барьеры. И братоубийственная бойня становится священной войной, аферист с мутной-премутной биографией – божьим помазанником, а вчерашние сограждане и соседи – зловещими язычниками-халдеями из Ветхого завета, к которым не применимы никакие моральные нормы. И было бы наивно полагать, что политические силы по доброй воле откажутся от использования такого инструмента. Иезуитские оправдания, именующие политическую активность религиозных организаций в политике не политикой, а «гражданской активностью», либо «самостоятельным волеизъявлением верующих граждан», не в силах скрыть того факта, что постоянные и назойливые попытки смешивать «божье и кесарево» и использовать церковный ресурс в предвыборных баталиях в сегодняшней Украине стали нормой. Мудрость приходит с годами – и не только к людям, но и к религиозным организациям. Баптисты и пятидесятники, не столь давно воспринимавшиеся общественным мнением весьма настороженно, сегодня не только предпочитают воздерживаться от политических авантюр, но и подчеркнуто дистанцируются от «политического протестантизма» Возрождения и иже с ними. Для этого, конечно, им пришлось набить свои шишки, поставив не на ту лошадь в политических бегах. Так, буквально накануне гражданской войны в США американская Южно-баптистская конвенция провозгласила рабство нерушимым божьим установлением. Отмываться за это американским баптистам приходится до сих пор, и урок, что политическая конъюнктура и экономическая выгода преходящи, а имидж – вещь гораздо более долговечная, ими усвоен. Но не имеющие исторического опыта, и потому мыслящие сегодняшним днём церкви-однодневки, как грибы после дождя народившиеся в 90-е годы, сегодня продолжают с восторгом наступать на политические грабли.
Воинствующая церковь
Многие из протестантских церквей в условиях войны зарекомендовали себя весьма хорошими и нужными делами – сбором гуманитарки, помощью беженцам, раненым. Однако, неоднократные уже сообщения СМИ о том, что некоторые «капелланы» совершено не стесняются участия в боевых действиях с оружием в руках, наводят на грустные размышления об адекватности их веры. Кончено, все люди, тем более ходящие по краю гибели, имеют право на духовную опеку. Но необычно то, что в «пасторов-капелланов» в действующей украинской армии на несколько порядков больше, чем необходимо для удовлетворения духовных нужд протестантского меньшинства, которое среди украинцев все еще не превышает нескольких процентов. Зачем в преимущественно католической, православной или неверующей по составу армии целый «батальон пасторов-капелланов» - вопрос риторический. Также никто не задается вопросом о доброкачественности их проповедей, когда властям приходится со скандалом и посадками разгонять то одно, то другое наспех сформированное спецподразделение за мародерство, грабежи, изнасилования. Как и в мирное время, специальную подготовку единоверцам помогали приобрести служители протестантских деноминаций из США. Например доктор Наоми Пейджет – капеллан американской Южно-баптистсткой конвенции, и внезапно, кризисный менеджер ФБР. Засветились в подготовке украинских «пасторов-капелланов» и другие заокеанские проповедники в погонах. Сегодня мощное американское влияние в обществе, государственных и силовых структурах воспринимается как благо, «помощь против русской агрессии». От мысли, что расплачиваться за такую помощь придется остатками политической и экономической независимости, «патриоты» досадливо отмахиваются. Не до того.
Выборы, выборы, кандидаты - пасторы
Впрочем, старинное правило «заставь дурака Богу молиться…», будучи перенесенным в политику, приносит те же результаты, и пока что все хождения во власть различных «помазанников» оканчивались вполне предсказуемо. Наиболее успешным и в то же время наиболее скандальным из них было избрание столичным мэром олигарха, навсегда влипшего если не в историю, то в народный фольклор как «Лёня-Космос». А ведь возглавляемая им «Христианско-либеральная партия Украины», активно участвовавшая в Майдане-2004, отличалась весьма амбициозной риторикой и наполеоновскими планами. Как оказалось, для того чтобы с ними расстаться и навсегда исчезнуть с политического небосклона, хватило недолгого пребывания ее представителя в не самом высоком чиновничьем кресле. Ее духовный лидер и «апостол» Сандей Аделаджа в то же время стал фигурантом уголовного дела по фактам мошенничества с финансовой пирамидой «Кингз Кэпитал». Еще менее заметным для избирателя оказался созданный группой его единоверцев проект «Социально-Христианская партия». В Днепропетровске активными политическими потугами отличались пасторы Константин Максимов («Огонь пробуждения»), выдвигавший кандидатов во все местные советы, Юрий Коновалов («Дверь в Небо»), Владимир Мунтян («Возрождение»). Для первых двух эта активность окончилась неудачно и постепенно сошла на нет - оскандалившийся «Огонь пробуждения» даже вынужден был произвести смену вывески, а его лидер – регулярно отсиживаться за рубежом от судебных повесток. Для Владимира Мунтяна после проведенных психологами экспертиз, уличивших его в манипулировании сознанием и применении запрещенных психотерапевтических методик, местные власти закрыли двери стадиона «Метеор», где проводились скандальные служения. Но предприимчивый пастор не растерялся: переехал в Киев и по-прежнему собирает финансовые надои с овец вёдрами, не менее активно выводя паству на различные политические марши. Многотысячные «христианские марши» в преддверии очередных выборов – наглядная демонстрация «товара». Кто из политических партий станет покупателем, за пару-тройку депутатских мест прикупившим готовый электорат, организационную структуру и дисциплинированный актив агитаторов – мы узнаем, заглянув в партийные списки.
Виктор Марченко, г. Днепропетровск
На западе Украины адепты харизматических сект близки к преобладанию в обществе