200 лет назад первые немецкие колонисты появились в южных степях Украины и повлияли на культуру этого края. Колонии сегодня имеют другие названия, а еще в начале ХХ в. их названия были аутентичными. Это колонии, основанные немцами, выходцами из западных земель, - из Вюртемберга, Бадена, Эльзаса, Рейнской Баварии в XVIII-XIX вв., и названы в честь родных городов в Германии.
Немцы появились на юге Украины, когда он вошел в состав России - в конце XVIII века. Екатерина II и Александр I стремились как можно быстрее заселить свободные земли. Колонистов поощряли большими пространствами свободных земель, беспроцентными займами на ведение хозяйства, различными льготами и привилегиями, в частности освобождением от военной службы, от всех налогов и повинностей на 30 лет. Переселенцам обещали компактные поселения, «подъемные» деньги, скот, право самоуправления, свободу вероисповедания, позволили возводить храмы и колокольни.
Кроме того, колонизации способствовала нестабильная ситуация в Западной Европе, религиозные преследования, негативные последствия войн - нехватка свободных земель, перенаселение, голод, большое количество людей, потерявших дома и имущество. Поэтому многие европейцы откликнулись на приглашение колонизировать северное Причерноморье, и едва ли не наиболее массово согласились немцы, которые уже в 1787 году начали постепенное освоение южных степей Украины.
Немалые трудности ждали первых колонистов - длинная дорога, недостаток пищи, необычные тяжелые климатические условия степи - холодные зимы и засушливое лето. Не все выдержали эти трудности, многие умерли в дороге, некоторые вернулся домой. А те, что остались - высадили сады, виноградники, засеяли поля, построили соборы, школы, больницы, их поселения стали богатыми и самыми развитыми в этой местности. Колонисты планировали остаться навсегда, но со сменой власти изменилась и политическая ситуация в крае.
Одновременно с другими колониями на Николаевщине немцы из земель Западной Пруссии - из Бадена, Фальца, Эльзаса в 1809-1810 гг. основали колонию Карлсруэ (Калистратов, позже - Петропавловка, сегодня - село Степное). Есть две основные версии о происхождении названия поселения «Карлсруэ» - первая, что название колония получила от имени первого колониста Карла Шардта, который прибыл в Карлсруэ в конце лета 1809 года вместе с братьями Филиппом и Финценом. Вторая, и более вероятная - что название происходит от немецкого города Карлсруэ - родины переселенцев.
Немцы были глубоко верующими людьми, придерживались традиций, обычаев и обрядов. Храм всегда был центром религиозной, духовной, общественной жизни колонии, средством сохранения своей культуры на новой родине. Католическая община в Карлсруэ окончательно сформировалась в 1830 году, когда построили маленькую приходскую церковь в честь святого Доминика.
В 1861 году основали католическую парафию, которая принадлежала к Ландаускому деканату Тираспольской епархии. Количество прихожан увеличивалось за счет жителей соседних сел. Маленькая кирха не способна была вместить всех на воскресных богослужениях. Поэтому в 1864 году пастор Михаэль Станкевич вместе с общиной принял решение о строительстве нового храма в честь свв. Петра и Павла. Церковь строил архитектор Виктор Корф. Руководил строительством Фридрих Сэлинджер.
Поражает история этого костела, который сегодня является едва ли не единственным напоминанием о некогда невероятной красоты немецкой колонии. Это сооружение является одним из самых красивых храмов, построенных немецкими колонистами на Николаевщине в XVIII-XIX вв., и которые сохранились до сих пор. Однако в советский период его грабили и уничтожали, да и теперь он продолжает разрушаться. Отсутствует крыша, разрушена колокольня, замурованы окна и двери.
Вместе с тем поражает мастерство архитекторов, потому что, несмотря на все испытания, годы, климат, грабежи, разрушения, костел все еще сохранил свое величие. Кирха хоть и является объектом культурного наследия, представляющим архитектурную ценность, но как памятник архитектуры на государственном учете не состоит. Поэтому надеяться на защиту и финансирование со стороны государства не приходится.
Кирха в Карлсруэ оснащена традиционными архитектурными элементами немецкого церковного строительства. Это трехуровневое неоготическое сооружение, по типу - трехнефная базилика. Украшением церкви были стрельчатые окна и массивные механические часы. Купол колокольни украшал крест 12 метров высотой. Лестницы в храм начинались от самых ворот, а двор был огражден белым забором из камней.
Внутри костела было три алтаря. Главный алтарь украшали барельефные изображения апостолов. В храме был орган фирмы «Штайнмайер», стоимостью около 5400 рублей, 8 скульптур работы мастерской Адольфа Фотеля в Галле (Швабия). Пол был выложен цветным кафелем, окна были витражными. Рафаэль Талер в 1909 году украсил стены и потолок кирхи фресками на библейские сюжеты «Сошествие Святого Духа», «Проповедь святого Петра», «Тайная вечеря».
В 1887 году католическая кирха была освящена во имя Петра и Павла. Можно утверждать, что Карлсруэ было большой колонией, ведь такой большой храм с колокольней и органом. В честь храма некоторое время во времена Первой мировой село называлось Петропавловка. Жители Карлсруэ, как и других немецких колоний, большое значение придавали образованию и воспитанию детей. Благодаря этому немцы были самыми образованными среди других этносов южного края. В Карлсруэ действовала церковно-приходская школа, а также при церкви была богословская школа-семинария, где получали духовное образование дети со всей округи.
Поэтому неудивительно, что из Карлсруэ вышло большое количество лиц духовного сана - пасторы Йозеф Илли, Якоб Шардт (декан Бессарабского деканата), Йозеф Рётер, Йозеф Лоран, Франц Лоран, Валентин Бёхлер, Эдуард Гопфауф, Карл Гопфауф, Никодемус Илли, Николаус Хелман, Рафаэль Лоран (куратор в пасторате Баден под Одессой), Христиан Зиске (настоятель Николаевского прихода).
Известны католические священники были пасторами в Карлсруэ - Михаэль Станкевич, Якоб Зелингер, Михаэль Гатценбюлер, Якоб Шерр, Михаэль Гильфер (редактор «Немецкой хроники» общества «Клеменс»), Йозеф Банильман, Иоганнес Бак, прелат Йозеф Крушинский. Он, как генеральный викарий Тираспольской епархии, руководил римо-католическими приходами на юге Украины. Якоб Шерр внес значительный вклад в образовательное и духовное развитие колонии - основал школу, приют для сирот и инициировал открытие духовной семинарии. В последнее время настоятелем кирхи с 1923 г. до весны 1935 г. был Иоганнес (Иоганн) Таубергер, которого по обвинению в «антисоветской деятельности» приговорили к 10 годам лагерей.
После этого кирху закрыли, а католическая парафия в Карлсруэ фактически перестала существовать. После прихода к власти большевики начали преследование, аресты, репрессии против католических священников. Пострадали не только духовные лица, но и рядовые украинские немцы. События ХХ века привели к ухудшению социально-экономического положения колонистов. Немцев ограничили во владении землей и скотом, установили огромные налоги, а потом началась коллективизация, голод, массовые репрессии. Немецкие колонии ликвидировали, а население депортировали в Сибирь и обратно в Германию. Так закончилась эпоха немецких колоний на юге Украины.
Во времена немецкой оккупации во время Второй мировой в костеле восстановили колокольню и службу. Но когда Красная армия вела наступление, колокольню снова разрушили, мол, немцы могли бы использовать ее как место для корректировки огня. Большевики пытались уничтожить и саму кирху. Для этого даже вызвали саперов, но стены устояли. После войны, по решению местных властей, здание храма использовали как зернохранилище и склад, там стояла техника.
Также кирху пытались превратить в клуб. Местные жители рассказали, что когда показывали фильмы, люди не выдерживали церковной акустики, не могли слушать, у них «уши болели». Советская власть уничтожила не только немецких колонистов и католическую кирху, но и кладбище. В 1935 году мраморные кладбищенские памятники использовали для строительства дворца культуры в соседнем, тогда типично советском поселке Широколановке, которая, кстати, тоже сначала была немецкой колонией - Ландау.
Но это еще не все испытания, которые ждали этот храм. Более 10 лет назад старую крышу сняли, а новую не сделали. С начала 1990-х годов судьбу храма постоянно обсуждают. Были предложения отреставрировать и превратить кирху в оригинальный музей истории села, который бы знакомил посетителей с местным культурно-историческим колоритом. Много было разговоров, но реставрационные работы не проводились. Были слухи о том, что костел на балансе в Ватикане.
В Степном сегодня нет католической общины, вероятно потому храм передали православной общине УПЦ (МП), ведь никакой другой в селе нет. Сегодня кирха полуразрушена. Денег на реставрацию нет. Потребности в самом здании нет. Однако храм все еще сопротивляется времени, погодным и климатическим испытаниям, ждет своих меценатов и реставраторов. Поэтому пока не поздно, необходимо восстановить эту жемчужину XIX в. – времен немецкой колонизации украинского юга.
Немецкие колонии - яркая страница истории причерноморского края. Даже 200 лет спустя на Николаевщине сохранились немецкие храмы, здания, сооружения различного назначения, часть из них имеет статус памятников истории и культуры. Но не все они устояли. А те, что остались, без должного ухода продолжают разрушаться. Проблема постепенного разрушения заброшенных храмов - архитектурного наследия немецких колонистов на Николаевщине очень ощутима.