Духоборчество


Конь Роман Михайлович

«ВВЕДЕНИЕ В СЕКТОВЕДЕНИЕ»


Вернуться к оглавлению учебника



6.9. Духоборчество

История

Происхождение духоборчества и история первого периода его развития недостаточно выяснены. Долгое время сектантов называли раскольниками, иконоборцами, последователями квакерской секты, молоканами, формазонами, абрагамитами, богемскими деистами, гернгутерами и т.д. Духоборцами их назвал в 1785 г. екатеринославский архиепископ Амвросий Серебрянников (1786-1792). Сами сектанты не возражали против такого наименования и объясняли его в том смысле, что они являются противниками всякой внешности, поборниками духа и борцами за дух.

Духоборчество стало известно около середины XVIII в. с уже сложившимся вероучением. Считается, что основоположником духоборчества был Силуан Колесников. К концу XVIII в. оно охватило почти всю Харьковскую губернию. Стремительность распространения духоборчества объяснялась необычайной энергией его фанатичных вожаков, «не брезговавших никакими средствами ради пропаганды духоборческого лжеучения и деспотически управлявших духоборческими общинами, из которых они составили особое государство в России с собственною наследственною династиею» 1017.

Наибольшую известность среди сектантов приобрел распространитель духоборчества в Тамбовской губернии Иларион Побирохин (1775-1785 гг. правления), занимавшийся оптовой торговлей шерстью, человек богатый, «слывший в народе за большого начетника, человека с сильным характером, гордый, тщеславный… Он говорил, что спасение идет не по книге, а по духу и от духа; что хранится оно не в Библии, а в книге животной».

Побирохин учил, что Христос есть божественный разум, переселяющийся из одних избранных людей в других. Также он проповедовал о переселении душ человеческих в животных, не признавал брака и родства по крови; наконец торжественно объявил, что в нем пребывает душа Христа и он есть «истинный сын Божий», которому только и приличествует поклонение на земле.

От своих последователей Побирохин требовал безусловного подчинения. Со временем в глазах духоборов он превратился в «живого бога». Из числа последователей Побирохин избрал 12 апостолов, которых назвал «архангелами» и вменил им в обязанность распространение своего евангелия. Затем он избрал 12 «смертоносных ангелов» и поставил перед ними задачу преследования «изменников веры», вплоть до пыток и убийства. Ревность «смертоносных ангелов» обратила на себя внимание правительства, и Побирохин вместе с некоторыми «ангелами» и «архангелами» был сослан в Сибирь на поселение.

После Побирохина в конце XVIII в. тамбовских духоборцев возглавил отставной капрал Савелий Капустин, человек умный, хитрый, с необычайно твердою волею и крайне деспотичный. Он обладал красивой наружностью, говорил увлекательно и красноречиво. Имел огромное влияние на своих последователей, прямо называл себя сыном Божьим, Христом, и ему верили и поклонялись как Богу. Капустину удалось объединить всех русских духоборцев и образовать из сектантов «государство в государстве».

В правление Капустина духоборы, презрительно и кощунственно относившиеся к Православной Церкви, восстановили против себя православное население до такой степени, что совместная жизнь стала для них затруднительной. В то же время руководство секты, задавшееся целью устроить независимое и самостоятельное «царство», настойчиво внушало своим последователям мысль о необходимости объединения их в единое общество, подталкивая к переселению на юг России. Для осуществления этой идеи Капустин обложил всех своих последователей налогом и ко времени переселения они собрали около 2 млн руб. Согласно прошению духоборов и представлению сенаторов масона Лопухина и Нелидинского-Мелецкого, по разрешению Александра I им было отведено 47 896 десятин прекрасной земли (по 37,5 десятины) по правому берегу реки Молочной вблизи соединения её с лиманом Азовского моря. Кроме того, они получили многочисленные льготы. Услышав о переселении, множество духоборов с разных губерний устремилось на Юг. К 1808 г. у них было уже 9 деревень.

Для Капустина в новом поселении был выстроен отдельный двухэтажный дом. В определенные дни он показывался с верхнего этажа народу, стоявшему во дворе перед домом. Видя его, духоборы падали на колени и покланялись ему. Капустин управлял сектантами как «пророк, царь и Христос», в т.ч. свободно распоряжался их собственностью.

С целью изоляции духоборческой колонии от мира и влияния светской власти, Капустин ввел в ней самоуправление в полном смысле этого слова. У сектантов были свое правление, своя полиция, безапелляционный суд (известный под названием «Мука и рай») и школа. По этой причине духоборы никогда не обращались к светским властям и составили о себе представление как о высоконравственных людях. Но на самом деле они были далеко не безупречны. Властям стало известно о насилии, царившем в секте, и в 1805 г. была учреждена правительственная комиссия, установившая множество возмутительных фактов. Оказалось, что сектанты преследовали желавших вернуться в Православие вплоть до их убийств. Кроме того, выявилось, что духоборческие колонии стали местом разврата.

Чтобы закрепить власть за собою и своим потомством, Капустин стал учить, будто душа Христа переходит потомственно от отца к сыну в роде Капустиных. Вследствие этого в духоборческом обществе верховная власть стала наследственной и почти целое столетие принадлежала Капустиным.

Среди его преемников царили пьянство и разврат, а для удержания власти они ввели закон: кто отрицает своего бога - тот должен умереть. Насилие в сектантской среде достигло таких размеров, что в 1835 г. вновь была образована правительственная комиссия по расследованию их преступлений. Через четыре года работы она вскрыла множество страшных фактов: комиссия «нашла целые груды человеческих костей в подземельях, открыла застенки и целый ряд орудий для пыток, с несомненностью установила целый ряд убийств и т. п.» 1018. Для исполнения смертных приговоров духоборами был избран остров при впадении реки Молочной в лиман Азовского моря. Комиссия, несмотря на упорство духоборов и их умение скрывать злодеяния, установила факт убийства 21 чел. 1019 По другим данным, в течение только двух лет в секте исчезло почти 400 чел.

Ввиду преступного характера духоборческой секты в 1839 г. было принято решение о переселении ее в Закавказье. Здесь духоборы также создали свое «государство в государстве» во главе с потомственной династией живых богов. Впоследствии, когда в борьбе за власть духоборы разделились на враждующие партии, часть сектантов попала под влияние учения Толстого. Подстрекаемые толстовскими агитаторами, духоборы выпросили у правительства разрешение на переселение за границу. Сначала выбор пал на о. Кипр, туда в 1897 г. переселись 1100 чел. Но по климатическим условиям это место им не подошло, и при помощи тех же толстовцев им подыскали место в Канаде, куда переехало 7400 чел. В Канаде духоборам отвели под поселение малопригодную землю. Там они постепенно отошли от своих взглядов, переняв основные идеи толстовства. В начале XX в. среди них отмечалось охлаждение религиозного энтузиазма, переход части сектантов в баптизм и увлечение политикой.

По свидетельству Бонч-Бруевича, среди духоборов немало было людей, близко узнавших их историю, нравы и быт и вышедших из секты. Они, подвергая критике духоборческие установления и освободившись от сектантской идеологии, стали вести жизнь крестьян-фермеров 1020.

Современное состояние

К концу 1980-х гг. наибольшее количество духоборов проживало на Кавказе, но начавшаяся антирусская истерия в закавказских республиках привела к массовому переселению духоборов в Россию.

В 1989-1991 гг. часть их них переселилась в с. Архангельское Чернского района Тульской области. С 1990-х гг. в российских СМИ стали появляться статьи о духоборах, где преувеличенно говорится об их высокой нравственности, была даже небольшая заметка в Московском церковном вестнике 1021, но развития эта тема не получила.

В 1991 г. неким Ю. Крыжановским было зарегистрировано «Религиозное объединение духовных борцов Христа в СССР», а в свидетельстве о регистрации свою вероисповедную принадлежность они назвали: «Православная христианская этническая группа раскольников». После регистрации в июле того же года в пос. Целина Ростовской области (в Целинский район духоборы переселились в 1921-1923 гг.) был проведен первый съезда духоборов. Делегатов на съезд было немного и они обсуждали «современные методы повышения продуктивности земли и развитие малых предприятий по переработке сельхозпродукции, затем решали организационные вопросы. Никакие сугубо духоборческие, а тем более духовные проблемы не поднимались» 1022. На съезде был избран Совет духоборцев СССР из 15 чел., а по его завершении «Комитет по переселению духоборцев в Ростовскую область», но с выделенными ему средствами начались аферы в лице Ю. Крыжановского… Однако вскоре духоборы дистанцировались от него, и летом 1992 г. в с. Архангельское Тульской области созвали второй чрезвычайный съезд, который принял устав и решил перерегистрировать свое объединение под новым названием: «Объединение духоборцев России». Ю. Крыжановский попытался провести альтернативный съезд в Пятигорске, но эта затея провалилась 1023.

После съезда «активную деятельность начал совет Объединения духоборцев России, который собирался три раза в год на территории общин Ростовской и Тульской областей, Северного Кавказа, Грузии» 1024, но ему не удалось создать единую организацию, и с середины 1990-х гг. у духоборов начался процесс децентрализации руководящих органов. Созданию единой организации помешало недоверие к избранному руководству, борьба за лидерство внутри секты и пересмотр планов о переселении: вместо компактных поселений они разъехались по России.

Постепенно совет Объединения духоборцев России стал представлять интересы только духоборцев Ростовской и Тульской областей, тем временем у грузинских духоборов появился свой лидер, и все завершилось тем, что кавказские духоборы прекратили сотрудничество с советом Объединения. У духоборов особо остро стоит проблема молодежи в силу малочисленности их общин и невысокой религиозности их членов. После ее обсуждения в 1996 г. на Совете Объединения духоборов России в с. Архангельском была организована на базе общеобразовательной воскресная школа.

Ростовские духоборы пытаются пропагандировать свою культуру через краеведческий музей, где есть духоборческая экспозиция, а однажды на праздник Троицы группа сектантов в старинных костюмах с пением своих псалмов прошла по улицам города. Но, несмотря на все эти мероприятия, перед духоборами стоит проблема увеличения численности…

В настоящее время продолжается переселение духоборов из Грузии, где их проживало около 7000 чел, в Брянскую, Тульскую, Тамбовскую и Ростовскую область. Им предоставляется российское гражданство, и в местах компактного поселения строятся коттеджи, например, в 2008 г. в Тамбовской обл. планируется построить 136 домов 1025. В Грузии осталось до 700 духоборов. В Канаде их проживает около 30 тыс. чел.

Учение

Единственным источником своего учения духоборы объявили собственное устное предание, которое называют «книгою живою» или книгою, живущею в памяти и сердцах духоборцев. Это предание, по их утверждению, есть плод откровения Самого Христа и записано в «Животной книге». Она состоит из духоборческих «псалмов», составленных из отрывков псалмов Давида, библейских изречений, ирмосов и молитв Православной Церкви и духоборческих вымыслов.

«Животная книга» была издана в 1909 г. Бонч-Бруевичем.

Ввиду особого почитания «животной книги», духоборы считают для себя грехом обращение к «мертвым» книгам, т. е. Священному Писанию. Духоборы говорят, что евангелисты записали слова Христа неверно, по своему пониманию, а в остальные книги вкралось много неточностей и ошибок вследствие неправильных переводов. С начала XIX в. они перестали держать у себя Библию 1026.

Представление о Боге

Духоборы утверждают, что веруют в Бога и признают Его троичным в Лицах, но их понятие о Святой Троице является не христианским. В одних текстах они признают только Личность Отца, а Сын, по их учению, есть разум, а Святой Дух - «воля». Так, Побирохин утверждал, что Троица есть память, разум и воля в человеке.

Воззрения о Иисусе Христе

У духоборов существовали разные представления о Христе. Одни считали Его божественной силой, «проявляющейся в природе и людях праведных, в Ветхом Завете - в патриархах, пророках и других благочестивых людях, а в Новом Завете - в апостолах и духоборцах.

Он рождается, умирает и воскресает в сердце каждого верующего» 1027.

Другие говорили, что Он является таким же сыном Божьим, как и они называются сынами Божьими. «Наши старцы, - заявляют сектанты, - знают еще больше, чем нежели Христос» 1028. Они признают Христа только добродетельным человеком, а его земную жизнь и чудеса понимают в иносказательном смысле. Заслуга Христа состоит в том, что Он дал людям заповеди или правила, которыми они должны руководствоваться в своей жизни и деятельности, но Он не может быть даже примером для нашего подражания: «Христос делал, что хотел, - заявляют сектанты, - а нам другое заповедал» 1029.

Исцеление больных и воскрешение мертвых они толкуют как обращение грешников к спасению; страдания Христа и Его смерть на Кресте не были добровольными, иначе зачем бы Он просил, чтобы миновала Его чаша страданий. После смерти тело Христа истлело в земле, а духом Он воскрес и поселился в духоборческом роде.

Воскресение и вознесение на небеса, по мнению сектантов, значит то, что Он скрылся от мятежа человеческого в апостолах, которые, собственно, и есть небеса.

Воззрения о Святом Духе

Духа Святого сектанты называют «волею», «глубиною» и даже «наставником», но о благодатных Его действиях ничего не говорят.

Поскольку в каждом духоборе пребывает Сын Божий в виде божественного разума и очищает их от греха, то в действии Святого Духа они не нуждаются.

Представление о человеке

Духоборы считают, что души людей были созданы прежде сотворения мира, но из-за своей гордости и стремления к славе они пали вместе с другими духами. Однако это падение не отразилось на их природе, они не утратили ни разума, ни воли, потому современный человек обладает достаточными средствами для спасения без сторонней помощи. Грех, тем не менее, не прошел для них бесследно, и в наказание они были посланы на землю в тела, как в темницу.

Переселение душ составляет еще одну специфическую черту учения духоборцев. Перевоплощение душ совершается, по мнению закавказских духоборцев, от 6-ти до 15-тилетнего возраста, когда человек начинает учить «Животную книгу». До этого времени в нем не обитает душа, а только один дух, ветер, который есть почти ничто. Поэтому до 6-тилетнего возраста дети в глазах духоборцев имеют столько же достоинства, как щенята и котята 1030. Души праведных переселяются в людей, а грешников - в животных. По переселении в тело душа ничего не помнит из прежней жизни.

Представление о спасении и Церкви

Учение о спасении духоборов сводится к самоспасению путем выполнения установленных предписаний. Церковь для них - это собрание духоборов, избранных Богом из мира. «Церковь - это мое личное я», - говорили сектанты, - поэтому в ней нет нужды в иерархии, таинствах и т. п.

Эсхатология

Духоборы не верят в телесное воскресение людей, а учат о воскресении падшего духа. О кончине мира и Страшном Суде они предпочитают не рассуждать или говорят иносказательно.

Нравственное учение духоборце

Нравственное учение духоборцев внешне выглядит весьма строго. Они обличают грубые пороки: пьянство, блуд, воровство, осуждаются дурные мысли и пожелания, и даже удовольствия, например слушание пения птиц, так как это производит нравственное усыпление и порождает нерадение о нравственном совершенствовании. «Особо строго осуждается желание славы и почестей как причина падения первого человека. Заповедуется благочестие и дела милосердия: алчущего накормить, жаждущего напоить и т. п.» 1031. Несмотря на такие правила, в нравственном отношении сектанты стоят довольно низко.

Разврат, пьянство, ненависть, ссоры, ростовщичество были обычными явлениями в их жизни в конце XIX - начале XX вв. Восхваляемые же их качества: честность, трезвость, взаимопомощь, если и существовали прежде, то, как отмечали православные миссионеры, в начале XX в. почти отошли в область преданий.

Отношение к государству и семье

Поскольку все люди равны между собою, то на земле не должно быть никаких властей - ни светских, ни духовных. Так как духоборы считали себя «чадами Божьими», то они заявляли, что не нуждаются в судах, потому что никого не обижают, не нуждаются в присяге и клятве, ибо не носят оружия. Светские власти, если и нужны, то, по их мнению, только для сынов мира, чтобы злые не истребили друг друга.

Семейные отношения строились, исходя из учения о предсуществовании души. Поскольку душа имеет отцом Бога, то у них нет семейного родства. Отношения между родителями и детьми такие же, как между зерном и почвой, на которой оно выросло. Дети, по свидетельству миссионеров, не называли своих родителей отцом и матерью, а мужья зовут жен сестрами, а жены мужей - братьями. Но к началу XX в. отношение друг к другу были у них такие же, как и в православных семьях 1032.

Некоторые замечания

Православные миссионеры полагали, что нет иной секты, с которой было бы так же трудно бороться, как с духоборами. В этом отношении они превосходили даже хлыстов. Поскольку у них существовал особый режим и дисциплина, то они были практически недоступны миссионерскому воздействию 1033.

В 1814 г. Святейший Синод объявил, что духоборы находятся вне христианской веры и представляют собою невежественное уклонение от Православия. Поэтому миссионеры полагали, что вести проповедь среди них нужно так, как среди нехристиан. Неудача миссии среди духоборов заключалась в том, что миссионеры пытались только защитить христианское вероучение и вели с ними «беседы о необходимости святых Таинств и обрядов, о почитании икон, креста, мощей, о значении физического поста, о молитвах за умерших, о почитании святых угодников и т. п. … но нужно [было] сначала «сжечь», разрушить, уничтожить все ложные верования, а потом уже просвещать их истинами веры Христовой» 1034. Поэтому дореволюционные миссионеры считали, что полемику с ними следует начинать с их представления о источниках вероучения, т. е. с критики «Животной книги».
____________________

1017 Буткевич Т. И., прот., проф. Обзор русских сект и их толков. Харьков, 1910. С. 211.
1018 Плотников К. История и обличение русского сектантства. СПб., 1913. Вып. 2. С. 4.
1019 См.: Буткевич Т. И., прот., проф. Обзор русских сект и их толков. Харьков, 1910. С. 222.
1020 См.: Смолич Т. И. История Русской Церкви. 1700-1917. М., 1996. Кн. 8. Ч. 2. С. 176.
1021 См.: Как их теперь называть? // Московский церковный вестник. 1992. №1. С. 12.
1022 Иникова С. А. Секты духоборцев и молокан: из прошлого в будущее // Исторический вестник. 1999. № 1. http://www.vob.ru/public/bishop/istor_vest/1999/1/1_7.htm
1023 См.: Прокофьев А. В. Молокане и духоборцы сегодня // Вестник молодых ученых. Исторические науки. М., 1999. № 1 (5). С. 96.
1024 Иникова С. А. Секты духоборцев и молокан: из прошлого в будущее // Исторический вестник. 1999. № 1. http://www.vob.ru/public/bishop/istor_vest/1999/1/1_7.htm
1025 См.: Духоборы - переселенцы из Грузии получили паспорта в селе Снежеток Тамбовской области. http://www.blagovest-info.ru/ 05. 05. 2008.
1026 См.: Буткевич Т. И., прот., проф. Обзор русских сект и их толков. Харьков, 1910. С. 260-261.
1027 Плотников К. История и обличение русского сектантства. СПб., 1913. Вып. 2. С. 11.
1028 Буткевич Т. И., прот., проф. Обзор русских сект и их толков. Харьков, 1910. С. 263.
1029 Там же. С. 265.
1030 См.: Буткевич Т. И., прот., проф. Обзор русских сект и их толков. Харьков, 1910. С. 275.
1031 Плотников К. История и обличение русского сектантства. СПб., 1913. Вып. 2. С. 13.
1032 См.: Плотников К. История и обличение русского сектантства. СПб., 1913. Вып. 2. С. 15-16.
1033 См.: Буткевич Т. И., прот., проф. Обзор русских сект и их толков. Харьков, 1910. С. 277.
1034 Там же. С. 280.




Конь Роман Михайлович

«ВВЕДЕНИЕ В СЕКТОВЕДЕНИЕ»


Вернуться к оглавлению учебника
 
31 июля 2010 admin
 

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

  • Молоканство
  • Обзор русского сектантства
  • Недовольство состоянием Русской Православной Церкви
  • Сопоставление религиозной практики новых сект
  • Использование терминов ересь и секта в документах
  •  
     
    Раздел форума
    Обсуждаемая тема
    Автор сообщения
    Время