Еретическое учение иоаннитов заключалось в признании прав. Иоанна Кронштадтского (1829-1908) за воплощенного Христа.
Возникновению и распространению ереси способствовали два обстоятельства. Во-первых, почитание прав. Иоанна в русском народе до такой степени, что редко можно было найти верующего крестьянина, в доме которого не было бы портрета «кронштадтского батюшки». Многие из-за благоговейного отношения к о. Иоанну вешали его портреты рядом с иконами и возжигали перед ним свечи. Во-вторых, всенародным прижизненным почитанием прав. Иоанна воспользовались хлысты, объявившие его своим «христом» для поднятия авторитета своей секты в глазах простого народа.
Иоанниты возникли в конце XIX в. в г. Кронштадте, куда со всей Руси стекался к прав. Иоанну народ. В Кронштадте в 1892 г. уже существовала секта, признававшая прав. Иоанна за воплотившегося Христа. Одним из ее лидеров была богородица хлыстовского корабля Матрена Ивановна Киселева, которая в 1895 г. перенесла свою деятельность в родной город Ораниенбаум. Сектанты ее называли «богородицей» Порфирией, «храмом бога живого», «дщерью царя небесного», «непоколебимым столпом церкви».
После смерти Киселевой в 1905 г. ее могила на городском кладбище стала местом поклонения: сектанты читали над нею акафисты и пели молебны, брали песок с нее и хранили в своих домах как святыню.
В 1896 г. по Кронштадту, Петербургу и югу России странствовал некий Максим, распространявший веру в то, что скоро наступит конец мира, так как антихрист в лице Л. Н. Толстого уже явился, а прав. Иоанн Кронштадтский есть пришедший в славе Сам Господь Иисус Христос. В результате такой проповеди многие хлыстовские корабли, где не было своих христов, признали в прав. Иоанне воплощенного Христа и даже Бога, что привело к стремительному их росту, особенно в Петербурге.
В 1901 г. в Кронштадте продолжал активно действовать хлыстовский корабль, где видную роль играли две «богородицы», одна из которых, Екатерина Трушина, откровенно развратничала с хлыстовским пророком, и некий старец Назарий Дмитриев (названный сектантами «апостолом» Иоанном Богословом), постоянно проживавший в новгородской губернии. Большую роль в пропаганде этого лжеучения сыграл «пророк» Прохор Скоробогатченков из области войска Донского. Он разъезжал по югу России в сопровождении двух женщин, одной из них была «богородица» Екатерина Трушина, и набирал там молодых девушек, уверяя, что их зовет к себе о. Иоанн. Своих слушателей они убеждали, что в о. Иоанне воплотился сам Бог и он сам стал богом, он - истинный пастырь, а все православные священники обманщики и наемники, и совершаемые ими Таинства безблагодатны. Причащение в Церкви Скоробогатченков называл мякиною.
Обманутым им девицам он объяснял, что все, кто не принимает этого учения, пребывают под прямой властью сатаны и являются бесами, в том числе их родители, они якобы имеют «рога на голове», только грешники их не видят.
В кронштадтском корабле на ночных собраниях Скоробогатченков читал акафисты, пел канты и совершал причащение. Он брал просфору и чашу с вином, подносил к портрету прав. Иоанна и говорил: «Господи, ты все видишь и знаешь, претвори просфору в тело Христово, а вино в кровь Христову». После этого он исповедовался, исповедовал девиц и ложечкой всех причащал. Вскоре они были арестованы, но на их место явились новые сектанты.
Из Кронштадта сектантское учение было разнесено по многим губерниям России. На начальном этапе борьбы с распространением этого лжеучения привлекали самого прав. Иоанна, и он, несмотря на преклонный возраст, активно включился в нее. Однако не все сектанты искренно каялись после беседы с ним. Один из таких случаев приводит миссионер Терлецкий. После появления иоаннитов в Костромской губернии по ходатайству правящего епископа Виссариона Св. Синод в 1902 г. направил для вразумления сектантов о. Иоанна Кронштадтского.
Получив указ, он немедленно отправился в путь и, встретившись с сектантами, обратился к ним с проповедью, в которой разъяснил, в чем заключается их заблуждение: «Я такой же грешный человек, как и все другие, - говорил он. - Чем замолите вы перед Богом этот великий грех?». По окончании его речи сектанты раскаялись. Особое внимание прав. Иоанн уделил проповеднику секты Пономареву. Пономарев также раскаялся и просил о. Иоанна посетить его дом и совершить в нем водосвятный молебен. Но покаяние его оказалось ложным. Как только уехал прав. Иоанн, Пономарев распродал его почитателям почти всю освященную о. Иоанном воду, а ее остаток вылил в свой колодец и запер его на замок, чтобы без него никто не смог взять «святой воды».
Спустя некоторое время на деньги многочисленных последователей он соорудил особую постройку и разместил в ней нарисованную им большую картину, на которой, по его словам, было изображено «небесное служение» о. Иоанна в Хорошеве 2 октября 1902 г.
В 1906 г. воспользовавшись правом на свободу печати, сектанты стали пропагандировать свое учение через учрежденный ими журнал «Кронштадтский маяк» и через свои книги. В них проводилась идея, будто бы о. Иоанн - это Бог во плоти и «жилище Святой Троицы».
Наряду с названным сектантами активное участие в распространении лжеучения принимали: «архангел» Михаил Иванович Петров, крестьянин Ярославской губернии, имевший судимость за мошенничество и обман; В. Ф. Пустошкин и Н. И. Большаков (последние сектантами признавались соответственно за пророка Илью и Эноха).
Учение
Из учения секты следовало, что история спасения как бы повторяется вновь, с тем лишь отличием, что действующие в ней лица появляются в других людях (вернее в других телесных оболочках), поэтому у сектантов возникли свои христы, богородицы, апостолы, пророки и т. п. По учению иоаннитов, Христос воплотился в о. Иоанне Кронштадтском последний раз, так как скоро настанет кончина мира. Признаки конца света налицо: в мире появился антихрист - Л. Толстой, также пророк Илья и Энох (Большаков и Пустошкин), а о. Иоанн Кронштадтский - сам Богочеловек Иисус Христос, который убьет антихриста духом уст своих и произведет суд. Спасутся только те, кто будет иметь печать о. Иоанна, т. е. причастится из его рук.
Время конца мира и начало Страшного Суда они определяли исходя из того, что восьмое тысячелетие продлится всего лишь 430 лет (так как Лазарь был воскрешен на пятый день рано утром, то это указывает, что общее воскресение и суд будут в начале пятой сотни). А поскольку от создания мира до 1907 г. прошло 7415 лет 1014, то Страшный Суд должен был произойти в 1922 г., т. е. через 15 лет от момента вычисления его даты. Распространители иоаннитской литературы смущали доверчивых простецов рассказом о том, что перед смертью прав. Иоанн Кронштадтский якобы открыл своим последователям, что конец мира состоится 20 мая 1909 г. Во всем остальном учение иоаннитов было схожим с хлыстовским 1015.
Культ иоаннитов включал в себя: песни, посвященные о. Иоанну, где ему приписывались божеские свойства, всеведение и безгрешность; чтение акафиста; в употреблении были медальоны, на которых с одной стороны был изображен прав. Иоанн Кронштадтский, а на другой Порфирий Киселев. Иногда на собраниях сектанты причащались из кружки с изображением о. Иоанна, полагая, что в день Страшного Суда это причастие будет той печатью, по которой он (т. е. бог) будет узнавать своих последователей.
Деятельность иоаннитов стала предметом пристального внимания участников Четвертого миссионерского съезда в Киеве в 1908 г., по материалам работы которого Св. Синод в своем постановлении от 4/11 декабря 1908 г. определил: учение иоаннитов считать еретическим и богохульным, сродни хлыстовскому; ввиду неоднократного осуждения о. Иоанном заблуждений иоаннитов, признать инициативу киевского миссионерского съезда обличить иоаннитов излишней; духовенству с осмотрительностью относиться к лицам, заподозренным в принадлежности иоаннитам, требуя от них отречения от главных заблуждений ереси; лиц, упорных в иоаннитстве, отлучать от Церкви 1016. __________________
1014 От создания мира до Р. Х. - 5508 лет + 1907 лет по Р. Х. = 7415 лет. 1015 См.: Скворцов В. Миссионерский посох. СПб., 1912. С. 232. 1016 См.: Церковные ведомости. 1908. №51. С. 1474.