Использование гипноза и других методов изменения сознания (ограничение в пище, сне, быту и т. п.) в религиозной практике широко применялось задолго до появления теории тоталитарных сект в XX в. Но изучение измененных состояний сознания (ИСС) в религии в психологическом и психиатрическом измерении началось в светской науке сравнительно недавно.
«История гипноза является столь же древней, как и история колдовства, магии и медицины, к методам которых относится и гипноз. Его научное изучение началось в конце XVIII в., когда Франц Месмер, венский врач, начал применять гипноз в лечении своих пациентов» 849, а в середине XIX в. английский врач Джеймс Брейд изучил этот феномен и ввел в употребление термины гипноз и гипнотизация.
Психологические аспекты ИСС стали предметом изучения с конца XIX - начала XX вв. По мнению светских ученых, подобные состояния существуют в религиозном контексте в 90% всех религиозных обществ. Начиная от примитивных религий, включая шаманизм, ИСС составляют неотъемлемую часть их религиозной практики850.
«Если мы посмотрим вокруг, то убедимся, что измененные состояния сознания играют важную роль и в нашем обществе, - отмечает Э. Бургиньон, одна из крупнейших специалистов в области исследования ИСС. - В 1960 годы существовали настоящие культы наркотиков, многие из которых придавали опытам с галлюциногенами религиозный или мистический смысл. В то же время наряду с возрождением старых форм наблюдалось развитие новых религий, в которых ударение ставилось на более или менее сложные изменения сознания. Наиболее видными из старых форм являются евангелистские христианские группы, придававшие особое значение сильным переживаниям, конверсии, дарам духа (как, например, … глоссолалия, и исцеление). Второй тип религиозных групп, подчеркивающих и поощряющих измененные состояния сознания, пришел с Востока, главным образом из Индии и Японии. Третий тип пришел из Латинской Америки: спиритизм из Пуэрто-Рико и различные афро-карибские формы с Кубы, Гаити, Тринидада, других мест» 851.
Религиозный подъем в период великих пробуждений на Западе (XVII-XX вв.) во многом был достигнут благодаря движению ривайвелизма в протестантизме. Проповедь ривайвелов оказывала, как полагают, суггестивное (внушающее) воздействие на слушателей852.
Американский религиовед У. МакЛофин считает, что они (ривайвелы) «изменяют жизнь личности, а пробуждения изменяют мировоззрение народа или культуры в целом» 853. «Ривайвел не является чем-то особенным, - отмечает другой исследователь этого явления У. Суит, - ни для Америки, ни для христианства. Ривайвелы так же стары, как сама религия» 854.
В Церковном вестнике за 1883 г. со ссылкой на «Медицинское обозрение» сообщалось о массовом проявлении религиозного экстаза, сопровождавшегося судорогами во время религиозного возбуждения, на рубеже XVIII и XIX вв. наблюдавшегося в Америке. Отмечалось, что подобные массовые проявления конвульсий «всемирная история видела уже несколько раз и в прежние времена», и приводились соответствующие факты из европейской истории XVII в. На рубеже XVIII-XIX вв. проявления религиозного экстаза были весьма разнообразными. У одних дергались какие-то части тела, у других все тело, иные в результате истощения сил падали, другие наоборот вскакивали и начинали бегать.
Были случаи, когда такие люди в любую погоду и время суток бродили по несколько часов, ревя, вопя, воя, моля и даже «падали в обморок под рукою Господнею», как «пораженные молниею»…, «словно сраженные каким-либо могучим орудием, и лежали такими кучами друг на друге, что опасались, как бы они не задохнулись». Порою «достаточно было одному кому-нибудь вскрикнуть, чтобы все сборище пришло в движение и чтобы мужчины и женщины начали валиться в обморок». На одном митинге в обморок сразу упало так много верующих, что когда их убирали в сторону во избежание опасности передавить их, то тела как трупы заняли пол в двух комнатах молельного дома.
В «Медицинском обозрении» приводятся случаи, когда на одном собрании падало 200, 300 и 3 тыс. человек одновременно. «В 1803 г. истерический смех, прежде появлявшийся во время богослужения как нечто случайное, был систематически введен в него как обрядная часть. Иногда среди горячей проповеди священника начинала истерически хохотать целая половина паствы, находившаяся при этом в самом набожном настроении. По мере возрастания общего возбуждения иные начинали плясать, а затем лаять по-собачьи. Впоследствии - как описывает один защитник божественного характера этих явлений - верующие начинали двигаться на четвереньках, рычать, щелкать зубами и лаять с такою точностью подражания, что всякий не смотревший в их сторону мог быть введен в полное заблуждение» 855.
Такие проявления замечались не только среди необразованных лиц, но и среди людей, отличавшихся утонченным образованием и манерами. Эти нервные проявления начинались под влиянием необыкновенно-страстного красноречия проповедника. Измененные состояния сознания фиксировались еще в XIX в., и не только в сектах, но и в традиционных религиях, например, в католических монашеских орденах, в частности у иезуитов. В литературе, где рассматривались эти вопросы, отмечалось, что «1) Иезуитизм подавляет, даже в известной степени уничтожает самостоятельность, характер, индивидуальность каждого отдельного члена. 2) Иезуитизм подавляет, даже в известной степени уничтожает законное чувство национальности, законный патриотизм» 856.
Влияние магии и заклинаний на изменение сознания человека использовалось издревле, например, в гностицизме857. Русское сектантство также использовало измененные состояния сознания и гипноз. В 1896 г. на территории современного Приднестровья заживо погребли себя 25 старообрядцев по приказу настоятельницы их общины.
Исследование с медицинской точки зрения данной трагедии показало, что массовое убийство было одним «из проявлений массовой психопатии», «плод измененного настроения духа» 858. В литературе по психологии влияния утверждается, что на основании изучения практики хлыстов, скопцов, бегунов в 1920-е годы в советской России была разработана методика психологического воздействия на арестованных859.
Некоторые специалисты в области психологии влияния находят, что церковные ритуалы могут быть использованы для скрытого управления личностью860. По их мнению, риторические приемы как способ понуждения к действию были известны еще Гомеру и Сократу861, и лишь спустя столетия было дано научное описание их действенности862. Таким образом, техника изменения сознания возникла не в XX в. и использовались намного ранее. Поэтому интерес к магии, гипнозу и их применение в сектантской практике не представляют собою исключительной черты современного сектантства.
Отличие некоторых современных сект от более древних видят в том, что они используют технические достижения современной цивилизации для «подсознательного программирования» 863. Но эта практика воздействия на психику человека не составляет специфическую черту так называемых тоталитарных сект. В настоящее время эти методы используются в некоторых протестантских деноминациях и общинах864.
Таким образом, использование вышеперечисленных практик в религиозных организациях с целью изменения сознания не является чем-то характерным лишь для сект второй половины XX в.Из всех сект, действовавших в России, достоверно известно, что лишь АУМовцы пытались с помощью каких-то технических устройств воздействовать на нанятых ими на работу музыкантов, когда те пребывали в Японии. Но данных о том, что с помощью этих технологий кто-то из них обратился в секту, никто не приводил.
Вовлечение в секту практически всегда происходит через проповедь лжеучения, а не магическим воздействием помимо воли самого человека. Поэтому главнейшей задачей в борьбе с сектами должно быть разоблачение сектантских заблуждений с православных позиций. ___________________
849 Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 106. 850 В расширенном исследовании социального и культурного моделирования ИСС было обнаружено, что «подобные состояния существуют в религиозном контексте в 90% выборки из 488 обществ. Эта выборка, взятая из «Этнографического атласа» (Murdock, 1967), включала все части света и традиционные общества различных уровней технологической сложности». Э. Бургиньон считает, что измененные состояния сознания в сущности универсальны во всех человеческих обществах. См.: Бургиньон Э. Измененные состояния сознания // Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология / Под общ. ред. А. А. Белика. М., 2001. С. 422. 851 Бургиньон Э. Измененные состояния сознания // Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология / Под общ. ред. А. А. Белика. М., 2001. С. 456, 457. 852 Лихобабин В. П. считает, что «можно говорить о суггестивном (внушающем) воздействии ривайвелистской проповеди». Поведение участников собраний под воздействием этой проповеди было отмечено высокой экстатичностью: «Очень часто звучали вскрики, случались обмороки, конвульсии…, люди хлопали в ладоши, издавали экстатические звуки, пели, визжали, падали в обмороки…». См.: Лихобабин В. П. Традиции ривайвелизма в американском протестантизме / Религии мира. М., 1999. С. 263, 292. 853 См.: Лихобабин В. П. Традиции ривайвелизма в американском протестантизме / Религии мира. М., 1999. С. 261. 854 Там же. С. 262. 855 Религиозный экстаз и эпидемия судорог // Церковные вестник. 1883. №2. С. 18. 856 Личность в иезуитизме. По поводу выхода графа P. Hoensbroech`a из ордена иезуитов // Богословский вестник. 1894. №1. С. 101. 857 Поснов Э. отмечает, что Плотин в своем сочинении против гностиков высмеивал различные «волшебные, заклинательные формулы гностиков, которые они между прочим применяли к излечению больных». «Магия была излюбленным материалом, какой вносили в свои системы, преимущественно в культ - особенно некоторые гностики». Кроме того, «магия отчасти так же как и аллегория и мистика - служила средством пропаганды». См.: Поснов Э. Гностицизм II века и победа Христианской Церкви над ним. Киев, 1917. Брюссель, 1991. С. 578, 579. Свт. Епифаний Кипрский делает остроумное замечание по поводу странно или дико звучащих различных наименований гностиков, вроде Кавлавках, Абраксас, Ялдабаот и др.; что они таким образом пытались «действовать на воображение неопытных ужасными наименованиями и варварским составлением сих именований» // Ересь XXV // Творения святого Епифания Кипрского. Ч. 1, С. 145-146. Следует отметить, что обращение к магии было всеобщим явлением в эпоху гностицизма, и как результат возрастания ее роли можно указать на создание теургии у неоплатоников. См.: Поснов Э. Гностицизм II века и победа Христианской Церкви над ним. Киев, 1917. Брюссель, 1991. С. 577. 858 Сикорский А. И., проф. Эпидемологические вольные смерти и смертоубийства в Терновских хуторах // Вопросы нервно-психической медицины. 1897. Вып. 3. С. 506. Цит. по: Громогласов И. М. Третий Всероссийский миссионерский съезд. Факты и впечатления // Богословский вестник. 1897. №11. С. 547. 859 См.: Шейнов В. П. Психология влияния. Скрытое управление, манипулирование и защита от них. М., 2002. С. 212. 860 Там же. С. 103. 861 Там же. С. 246. 862 Там же. С. 249. 863 Е. Баркер, английская исследовательница в области социологии религии, дает описание методологии «подсознательного программирования» одной из сект, которая продавала кассеты «Видео-гипноз». В этих кассетах «фразы для внушения появляются на экране на несколько секунд и внедряются в музыкальное сопровождение во время разговора. Беседы ведутся на различные темы, как-то: … «Канал света» , «Баланс чакр», «Развивай свои психические способности сейчас». И в этом случае нашлись люди, готовые платить 25 фунтов за 30 минут записи с уверенностью, что их сознание будет запрограммировано, в результате чего радикально изменятся их взгляды на жизнь… Проблемы, в какой степени подобные методы могут воздействовать на человека без его ведома, насколько широко он используется в рекламных целях, активно обсуждались в Соединенных Штатах. И тем не менее, пока нельзя заявить с полной уверенностью, что этот метод используется каким-либо из наиболее известных новых религиозных движений для обращения, а статистика говорит, что, если даже они и применяют не выявленное пока подсознательное внушение, эта техника практически не дает никаких результатов». См.: Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997. С. 17. 864 Флоренс Бюли в своей книге «У заблуждения много лиц. Поиски истины в некоторых вопросах в Церкви» посвятила целый раздел своей книги элементам, общим для движения «Нью эйдж и протестантских деноминаций, который так и называется ««Новое время» захватывает кафедру и церковные скамьи». «Листая христианский журнал, я наткнулась на два рекламных объявления. «Обновите свой ум без всяких усилий через основанные на Библии кассеты, действующие на подсознание», - гласило одно из них. Другое гарантировало, что любой может «пережить духовный рост, обрести силы и возрождение» через эти кассеты, которые используют «науку, образование и методы, изменяющие подсознательное поведение, чтобы влить миллионы персонализированных текстов и утверждений в наше внутреннее существо». Она отмечает также появление в отдельных христианских общинах методов манипуляции и недозволенного контроля. См.: Бюли Ф. «У заблуждения много лиц. Поиски истины в некоторых вопросах в Церкви». СПб., 1994. С. 197-198, 215-216.