«Любовь к Богу дремлет в сердце каждого живого существа. Поэтому мы должны заниматься деятельностью, которая поможет нам пробудить в себе духовное сознание. Сделать это можно, только слушая и пересказывая повествования о чудесных деяниях Верховного Господа… Поэтому в писаниях говорится, что любое занятие, которое не помогает человеку развить в себе привязанность к слушанию и повторению трансцендентного* послания Бога, является напрасной тратой времени».
Эти слова взяты из одной из основных книг Свами Прабхупады «Шримад-Бхагаватам». Получается, что обычному человеку, если он хочет максимально приблизиться к Богу, выражая любовь к нему, недостаточно просто время от времени посещать храм. И даже не всякий храм, а конкретный - кришнаитский. Ему надо забросить все в этой жизни, начиная с работы и заканчивая «неверной» семьей, и ежедневно «слушать и пересказывать истории». Чтобы «напрасно не тратить время», адепту необходимо лишь побрить голову, намазать нос краской, десятки раз в день повторять маха-мантру**, не есть мяса, рыбы, яиц, лука и чеснока (словно вампиры какие-то), заниматься сексом, только если вдруг придет шальная мысль завести ребенка, ну и, так, остальное по мелочам: не пить, не курить, наркотой не баловаться. И все! И войдешь в сонм праведных. А там хоть трава не расти.
Если бы все было так просто, ну и черт с ними. Пускай, если очень хотят, шляются себе, пританцовывая, по улицам с барабанами и песнями. Мало ли по городам ущербных бродит, дурдомов на всех не хватает, да и средств на них государство практически не выделяет. Но…
Все как раз не так безобидно. В очередной раз, возвращаясь к рассказу о питерской девушке, угодившей в лапы кришнаитов, хочу обратить ваше внимание, что она-то не танцевала на улицах Питера в оранжевом балахоне с полудебильной улыбкой на лице.
Как потом мне рассказывал ее лечащий врач, (которому, кстати, родители оболваненной девушки даже спасибо не сказали), она не столько всерьез «подсела» на «философию «сознания Кришны», сколько все четыре месяца находилась в каком-то трансе. Словно была загипнотизирована. В ее комнате нашли только одну книжку, печально известную, - «Бхагават-Гиту как она есть». Человек, который в последнее время общался с ней, бесследно исчез, прихватив с собой все незамысловатые украшения и все более или менее ценные вещи, включая даже новое нижнее белье (!).
К слову, девушка так и «не вернулась». Проведя в больнице три недели, она сбежала, и больше ее родители не видели. Правда, надо заметить, они не очень-то ее искали. По словам специалистов, почти 15% людей страдают от повышенной внушаемости. Для некоторых достаточно пару раз щелкнуть перед их носом пальцами, как они впадают в ступор. В случае с моей соседкой сыграли роль сразу несколько факторов.
Во-первых, неокрепшая психика среднестатического современного подростка, в массе своей не интересующегося ничем, что может хоть как-нибудь повысить личный интеллектуальный уровень (или отвергающего все мешающее тупому наслаждению жизнью), стала благоприятной почвой для «философии толпы» кришнаитов. Во-вторых, постоянное воздействие на мозг алкоголя, табака и, возможно, легких наркотиков (утверждать последнее не берусь, т. к. свидетелем не был), усугубило восприимчивость сознания ко всему, связанному с «кайфом» и «потусторонними» видениями.
И, наконец, в-третьих, не обошлось здесь и без гипноза со стороны нового знакомого девушки. Стала ли она впоследствии настоящим шудрой (рабочий, слуга), сбежав из больницы в ашрам, одному Кришне известно. Но уж точно, что такие люди не годятся в вайшнавы-акарьи, т. е. в монахи общества, управляющие всем и всеми. Последних надо «выращивать», и сейчас мы с вами узнаем как.
Вперед, к победе кришнаизма: «Дайте нам своих детей!»
Итак, мы возвращаемся к рассмотрению концепции Варнашрама, при изучении которой Александр Дворкин отметил, что идеальной общественной системой для кришнаитов является «вознесенная на необыкновенную высоту теократия***, основанная на кастовой системе. По словам Харикеша Свами, «Высший Господин желает внедрения Своей совершенной общественной системы (Варнашрама-дхарма) в качестве стандарта для человеческого общества» (с. 88). И далее: «Правительство Варнашрама - следует это понять - это не фашистский, однако очень жесткий режим» (с. 208).
Во главе такого государства Харикеша видит руководящую элиту кришнаитов, состоящую из вайшнавов, которые являются «высококвалифицированными, исполненными благодати и духовности людьми, заботящиеся исключительно о высочайшем благополучиии человечества» (с. 82). Ну, а тем, кто не попадет под столь благостное определение, уготована роль шудр, «профессиональным склонностям которых соответствует физический труд или услужение и доход которых зависит от степени удовлетворения, приносимого ими своим заказчикам». Вот так! Каково? Хочешь просветления, паши, дорогой, до тех пор, пока не удовлетворишь своих хозяев.
Кстати, по мнению Харикеша, «основной интерес шудр заключается в удовлетворении собственной чувственности, он чувствует влечение к запрещенным и гнусным вещам, как-то: мясо, рыба, яйца и особенно к перебродившей и гнилой пище… Любимое занятие шудры - это сексуальная жизнь. Безудержно гонимый своими гениталиями, он работает денно и нощно, чтобы создать соответствующую его похотливым желаниям обстановку…» (с. 215, 217, 227). Короче, потенциальные шудры - это большинство из нас с вами. Шудры обязаны подчиняться вайшнавам, брахманам и кштариям (каста воинов и политиков). Чтобы определить, к какой из каст может быть отнесен тот или иной человек, в государстве Варнашрама предусмотрено специальное образование.
«Школьники, достаточно способные для того, чтобы обучаться на брахманов, получают достаточные познания по всем философским и социальным предметам. Для других общественных групп это не требуется и неуместно. Наряду с будущими брахманами длительный курс обучения проходят только кштарии, которые позднее займут высокие руководящие посты. Остальные члены общества получат соответствующее их касте образование, по окончании которого они будут пригодны к профессиональному выполнению своего социального долга…».
Определено, что в возрасте примерно в 12 лет ребенок покидает базовую школу, и в дальнейшем ему уже определяют, какую специальную подготовку он будет получать в дальнейшем. «Если школьник обладает способностью шудры, его научат исполнять определенную работу (например, выпиливать лобзиком изображения Учителя. - прим. М. К.). Он будет посещать школу до тех пор, пока не получит достаточно знаний для выполнения этой работы, но не дольше. Затем он покинет школу, чтобы заняться общественно полезной работой» (с. 144). Вот лафа юным недорослям! Выпиливай себе лобзиком всю оставшуюся жизнь и в ус не дуй!
«Что же касается приводящих к ошибкам бессмысленных принципов атеизма, то не следует информировать о них детей, посещающих школу Варнашрама, разве что для того, чтобы знать, во что верят другие». (с. 141). Так получается, что в случае с кришнаитами мы имеем удивительный феномен, схожий с феноменом Гитлера, Мао, Сталина и прочих диктаторов. Вчерашние бомжи и неудачники, оборванцы и парии, озлобленные на весь мир, который, как они полагают, выпихнул их на обочину жизни, вдруг получили в свое распоряжение колоссальную духовную власть над судьбами сотен тысяч людей. И эту власть они потихоньку превращают из духовной в абсолютную. Примеров из истории не счесть. Даже из самой современной.
Послесловие
В отношении себя и прочих критиков кришнаитов я нашел в «замечательной» книге Харикеша Свами отдельное предупреждение, которое процитирую полностью: «Завистливых, и в особенности неосновательных критиков, можно пригласить к общественной дискуссии с брахманами только для того, чтобы поддерживать дух народа. Как крайнее средство брахманы будут вызывать кштариев, которые призовут к порядку подобных агитаторов» (с. 165). Как говорится, без комментариев…
Подготовил Микаэль Клеверс («МК Латвия»)
Примечания: *Трансцендентный - запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом. Здесь: недоступный к познанию, находящийся за пределами опыта. **Маха-мантра - всем известная молитва кришнаитов со словами «Харе Кришна… Харе Рама…» и т. д. ***Теократия - форма правления, при которой глава государства является и главой церкви.