Когда лет тридцать назад в нашей стране начиналось религиозное возрождение, от него ожидали подъёма нравственности, укрепления семейных ценностей, возвращения к культурным истокам. И уж никак не воскрешения средневекового мракобесного трэша с межрелигиозной грызнёй, драками за храмы, священной войной с ИНН и Гарри Поттером, самозваных пророков, кликушествующих о конце света и собирающих вёдрами финансовые надои с паствы. Одной из самых безобразных сторон этого «возрождения» стало семейное насилие на религиозной почве.
Из заявления Ирины О.:
«Моя подруга неоднократно жаловалась на физическое и психологическое насилие, а также на незаконное лишение свободы, нарушение тайны переписки, оскорбления и угрозы со стороны своей матери, которая является прихожанкой и «диаконом» религиозной организации харизматического направления. Она неоднократно подчёркивала, что физические наказания детей соответствуют библии и её религиозным убеждениям. 19.06.2019 мне стало известно, что мою подругу против её воли незаконно удерживает мама в квартире. Также у неё отобрали телефон, ноутбук, который ей подарила бабушка, запретили прийти на выпускной и посещать репетиции для его подготовки, общаться с друзьями из нецерковного круга».
К сожалению, проблема отнюдь не единичная. О подобных ситуациях в своей практике рассказывают многие психологи, священнослужители, правоохранители и журналисты. В 2012 году нашумел случай, когда впервые несовершеннолетний воспользовался предоставленным Семейным кодексом правом защищаться от родителя при помощи суда - именно из-за принуждения к участию в неорелигиозной организации, которой увлёкся отец.
«Заставляли ходить по квартирам, приглашать незнакомых людей к нам. Нас инструктировали, как заинтересовать человека, как с ним разговаривать на любую тему, отмечать квартиры, где встретили плохо, а где выслушали».
Поговорить с отцом мальчик пытался, но услышал категоричное: «Я твой отец, и ты будешь ходить на собрания до 18 лет». Четыре года Егор жил, как предписывала религия отца: без праздников. Как-то бабушка на день рождения внуку подарила плейер, отец заставил расстаться с подарком. Под запретом были кружки и секции, нежелательным - общение со сверстниками, чьи родители не были членами общины.
«Я не хочу так жить, - объяснил Егор свой шаг к официальному разрыву с отцом, родным и близким человеком. - Религия, которой посвятил себя отец, мне не нравится. Почему я не должен, когда окончу школу, поступать в вуз, почему не могу носить ту одежду, которая мне нравится. Несколько раз мачеха рвала одежду, которую мне дарила бабушка из-за того, что на ней были «греховные» надписи или рисунки. Мачеха мне все время повторяла, чтобы не вздумал общаться с девушками, которые не ходят в общину, - мол, они все шлюхи. А если я не буду посещать собрания и слушаться отца, обязательно стану наркоманом» (по материалам газеты «Сегодня» за 2012 г.).
Часто проблемы с детьми и попытки решать их физически возникают, когда ребенок достигает подросткового возраста и приближается к совершеннолетию. Кроме естественных в этом возрасте конфликтов и проблем, зачастую многие взрослые не хотят или не успевают заметить, что вчерашний младенец, которого всюду водили за руку, уже получил паспорт, сформулировал какие-то собственные цели в жизни, убеждения, амбиции и, в конце концов, обрёл чувство собственного достоинства. Обсуждение судьбоносных вопросов - куда поступать после школы, какую веру исповедовать, где работать, с кем дружить и создавать свою семью - зачастую вызывает у родителей с характером неприятие, и искушение справиться с непослушанием чада так же, как и десять лет назад. Хотя чадо уже достигло возраста, в котором пороть девушку - не воспитание, а извращение.
Что говорит Закон
С одной стороны, Закон даёт родителям право «воспитывать детей в своих религиозных убеждениях», но, с другой стороны, чётко очерчивает те пределы, за которыми заканчивается воспитание и начинается насилие, которое уже должны пресекать правоохранительные органы.
Недавно вступивший в силу Закон «О профилактике и противодействии домашнему насилию» запрещает не только физическое и сексуальное насилие, но также криминализирует психологическое насилие, понимаемое как «оскорбления, угрозы, в том числе в отношении третьих лиц, запугивание, и другие действия с целью ограничения волеизъявления». При этом Закон специально оговаривает, что религиозные убеждения и традиции не могут быть оправданием для семейного насилия. Также к формам семейного насилия в этом Законе относится насилие экономическое. Согласно Семейному Кодексу, ст. 174, имущество, приобретенное родителями или одним из них для обеспечения развития, обучения и воспитания ребенка (одежда, другие вещи личного употребления, игрушки, книги, музыкальные инструменты, спортивное оборудование и т.п.), является собственностью ребенка.
Согласно ст. 177 - Родители, управляя имуществом, принадлежащим ребенку, обязаны заботиться о сохранении и использовании имущества ребенка в его интересах. Если малолетний ребенок может самостоятельно определить свои потребности и интересы, родители осуществляют управление его имуществом, учитывая такие потребности и интересы.
Закон о противодействии домашнему насилию указывает, что любой человек, узнавший о фактах насилия, не просто может, а обязан сообщить в правоохранительные органы.
В полиции подобными фактами занимается ювенальная превенция (бывшая милиция по делам несовершеннолетних). Бояться обращаться за ее помощью не стоит - за семейное насилие там никого не сажают, не считая случаев с откровенно тяжкими последствиями. А воздействуют на увлёкшихся «воспитателей» психологически, проводят воспитательные беседы и регулярно контролируют ситуацию в проблемных семьях. В случаях же, если в семье ребёнку может угрожать непосредственная опасность для жизни и здоровья, его могут изъять из семьи и направить либо в приют, либо в находящуюся на хорошем счету патронажную семью.
Понадобится поддержка взрослых
Конечно, каждая ситуация индивидуальна, и любые попытки обобщений на тему «кто прав» тут опасны. Бывают как трудные дети, так и трудные взрослые. И бывают особо фееричные ситуации, когда те и другие сталкиваются в одной семье. Но очевидно, что у взрослого в любом случае больше и физических сил, и жизненного опыта, и правовых знаний, чтобы решить конфликт в свою пользу.
Разумеется, чтобы защищать свои права, когда на них посягает не просто взрослый, а близкий и авторитетный человек, ребёнку понадобится поддержка юридически грамотных взрослых. Хорошо, когда рядом есть родственники, учителя, знакомые правоохранители, соцработники или юристы, которым ребёнок доверяет и может обратиться со столь деликатной проблемой. Увы, нередка ситуация, когда взрослый действует по принципу круговой поруки и вместо поддержки пытается прессовать пострадавшего: «как ты мог так опозорить родителей», «зачем выносить сор из избы», «это не насилие, это воспитание, это нормально!». Поэтому Семейный кодекс Украины, статья 152 предусматривает право ребёнка в случае недолжного исполнения родительских обязанностей обращаться за помощью в государственные и общественные организации, а по достижению 14 лет и самостоятельно в суд. И тут возникает вопрос: а многие ли дети хотя бы пробуют отстаивать свои права? Да, большинство в силу своей юности не знают законов и алгоритма действий при попытке защитить себя. Но, как показывает практика, даже когда ребёнку готовы помогать «безопасные взрослые» (те, которые всегда будут на стороне ребёнка и которым он доверяет), подросток сам не хочет заявлять на родителей. Мешает пострадавшим самостоятельно обращаться за помощью к сторонним людям и организациям страх, нежелание усугублять конфликт и т.д. Что им посоветовать в этих случаях?
Школьный психолог и учитель Вера Александровна Тимченко объясняет:
- Всё вышеперечисленное вполне может влиять на нежелание жертвы просить о помощи. Ребенок младшего возраста может просто не догадываться о существовании другой модели отношений, и считать происходящее нормой. Также зачастую у жертв насилия существует так называемый симптом выученной беспомощности – человек уверен в том, что он никак не может улучшить своё положение. Прибавьте к этому страх наказания, чувство вины и стыда, которое зачастую испытывают пострадавшие от тирании (человек считает, что произошедшее случилось по его вине, и он не имеет права просить о помощи). Работа с таким человеком должна быть направлена на осознание того, что случившееся с ним ненормально, чтобы помочь человеку понять, что он не виноват в случившемся и что есть люди, и способы, которые могут помочь решить проблему.
Иначе агрессия и насилие по отношению к ребёнку могут быть причиной нарушения адаптации, психосоматических расстройств, невротических проявлений и т.д. Мне сложно представить родителя, который уверен в том, что для дальнейшей самостоятельной жизни их ребёнку необходим букет психологических проблем и комплексов.
- Как вести себя людям (родственникам, соседям, учителям и т.д.), которые стали свидетелями, либо узнали о подобных нездоровых процессах в семье? Где та грань, за которой однозначно нужно выносить сор из избы и подключать государственные службы?
- Вопрос сложный, но, если заметны очевидные признаки, что душевному и физическому здоровью человека напрямую угрожает опасность, это очевидный повод вмешаться. Если есть сомнения, то имеет смысл как минимум попробовать наладить контакт с человеком, установить с ним доверительные отношения. В этом случае у него хотя бы будет к кому обратиться за помощью.
Что говорит Библия?
Разумеется, рукоприкладство и домашний террор распространены и в нерелигиозных кругах. Поколачивают жён и детей алкоголики, садисты и просто невоспитанные и несдержанные граждане. Однако таковые, всё же, опасливо оглядываются в сторону участкового и обеспокоенных ночным шумом соседей. Уверовавший же дебошир горделиво заявляет приехавшим на вызов полицейским: «Я живу по закону Божьему, который превыше законов человеческих». А ребёнка, посмевшего жаловаться, пугает не только своим гневом, а и Гневом Божьим. Перевоспитать такого человека бывает намного труднее. А если задуматься, то даже с чисто человеческой точки зрения: «какой ты к чёрту верующий, если твоё воспитание детей перерастает в избиение, неодобряемое твоим же Богом?!»
Учитывая, что многие верующие семьи сейчас активно создают детдома семейного типа, распространение подобных заблуждений в религиозных кругах лучше замечать и исправлять вовремя.
Часто подобное поведение оправдывают цитатой из Ветхого завета «жалеющий розги для сына своего, ненавидит его» (Книга Притчей 12:25). А что же там имеется в виду на самом деле? Доктор филологических наук, консультант Института перевода Библии Андрей Десницкий пишет:
«Насчёт розог. В оригинале стоит слово «шевет», в церковнославянском верно переведено как «жезл». Чаще всего мы встречаем его не как простую палочку, а именно как символ власти и авторитета.
Новые, неожиданные прочтения встретятся нам в традиционных текстах. Церковнославянский: «Наказуй сына твоего, тако бо будет благонадежен: в досаждение же не вземлися душею твоею» (Притчи 19:18). С одной стороны, речь идет о воспитании благонадежного члена общества, но вот что значит «в досаждение не вземлися», понять труднее. Впрочем, на помощь приходит греческий текст, с которого и переводился церковнославянский, здесь вводится важнейшее для греков понятие «гюбрис» – непомерная гордость, надменность, превозношение, которые навлекают на человека гнев свыше). Дескать, воспитательные усилия не должны становиться поводом для собственной гордости – и современные психологи подробно прояснят, как это бывает, когда родители реализуют с помощью детей свои застарелые амбиции.
А самым оригинальным оказывается здесь Синодальный перевод: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его». Откуда взяли переводчики этот самый крик? Видимо, из собственной педагогической практики с применением розг, но не из еврейского, греческого или славянского текста, это точно».
Анна Володина - педагог, детский психолог, служитель харизматической церкви «Благая весть», мама двоих детей:
- Существует несколько переводов этого термина из Святого Писания. Например: слова «розга» или «палка» в оригинале могут означать шест для поддержки виноградной лозы. То есть это место говорит родителям неустанно поддерживать, направлять своих чад, а не бить их за каждую провинность. Тем более, что слово, обычно читаемое в русском переводе как «наказание», например в третьей главе книги Притчей, в дословном переводе означает «воспитание, обучение, образование», то есть позитивное воздействие, а не физическое истязание.
Среди верующих-харизматов отнюдь не все считают, что тотальный контроль, диктатура или же рукоприкладство соответствуют Слову Божьему и учению церкви. Александр Володин - служитель харизматической церкви «Благая весть» - знает тему не понаслышке, поскольку сам является отцом двоих детей, родного и приемного.
- Период бунтарства и большого любопытства ко всему подряд нужно прожить рядом с ребенком. Да, порой это сложно, но избиение за каждый косяк пользы не принесёт. А объяснять, что если поступишь так, то будет тебе так-то и так-то, рассказывать примеры, если надо, то не стесняться и из собственной жизни — это круто. Снова и снова общаться на щепетильные и интересующие подростка темы - это правильно! Нужно направлять, подсказывать – и предоставлять свободу выбора, так сказать личное пространство. Но в то же время «забить» на всё, начать игнорировать подростковые вопросы и полностью отпускать дела на самотёк ни в коем случае не стоит. Понятное дело, что опекать ребёнка всю жизнь на все 100% вы не сможете. Однажды надо будет отпустить, позволить ему жить и принимать решения самостоятельно. Ведь самая главная задача родительского воспитания – это чтобы ребёнок мог успешно справляется и без их помощи! Подобную модель воспитания можно сравнить с функцией ракетоносителя. Это устройство выводит космический аппарат в космос, опекает и ведёт по необходимому курсу определённое время, а потом – отпускает в открытое пространство, в свободный полёт.
- Многие родители задают вопрос: а как же тогда воспитывать? Что делать родителям, если их чадо выходит из-под контроля? Как не доводить до нашумевших скандалов, криков и ссор на весь подъезд?
- Во-первых, для ребёнка живым примером надо быть всегда! Ещё с тех пор, как она/он учится ходить. Соблюдайте сами установленные вами же правила и не изменяйте собственным принципам. Если ваши слова не расходятся с действиями, то Вы будете авторитетом для своего дитя. Во-вторых, если мы строим жизнь ребёнка жестко по предписаниям, а шаг вправо, шаг влево означает расстрел, то ни одного, даже самого послушного, доброго и милейшего ребёнка, мы не убережём от бунтарства. Безусловно, границы допустимого поведения должны быть установлены, особенно для младшего возраста, но при нормальном развитии ребёнка они постепенно превратятся в самодисциплину.
Родитель-друг - это реально, но требует огромных усилий и от матери, и от отца. Доверительное общение, долгие беседы и подробные объяснения при необходимости – вот что показывает вашу любовь к ребенку. Ведь любовь - это действия в интересах другого! А не доводить общение до рукоприкладства и конфликтов в подростковом возрасте - вполне возможно, если изначально строить взаимоотношения так, чтобы ребёнок вам доверял и не боялся в чем бы то ни было признаться. То есть знал – в случае ошибки родители его не разлюбят и не осудят, а дадут 1000 и ещё 1 шанс. Что папа и мама даже объяснят в чём проблема, и направят к успеху. Чадо должно ясно понимать, что каждый имеет право на ошибку, а шишки набивать - это нормально! Поэтому не стоит всего боятся, но различать что хорошо, а что – нет, научат и помогут родители. Конечно, родителям надо иметь мудрость и различать, где ошибка, а где лень, небрежность или намеренная пакость. В последнем случае наказание должно быть непременно, но, опять-таки, не мордобой, а иными методами.
- Почему всё чаще встречаются случаи домашнего насилия на религиозной почве?
– Не знаю, чаще они встречаются или реже. Возможно, просто о таких случаях стали больше говорить, чем раньше. Но в общем можно предположить, что какие-то люди, называя себя верующими христианами, на самом деле не понимают, что Бог есть прежде всего любовь. Они думают, что соблюдения определенных ритуалов и традиций вполне достаточно для спасения, и Бог для них не столько любящий Отец, сколько грозный Судья. Поэтому они принимают только Закон, вычёркивая из Библии на своё усмотрение и любовь, и терпение. Поэтому и ближних своих заставляют жить и действовать так же, как живут и действуют сами, пугая «карой Божьей» и подкрепляя слова кулаками. И искренне думают, что делают это во благо этих ближних. Но насилие рождает страх, а страх не спасает, спасает только Божья любовь.
Ну и, конечно, нельзя забывать, что под маской религиозности кто-то может скрывать свои собственные пороки – несдержанность, гневливость, деспотизм и даже садистские наклонности. Но такие люди, естественно, находятся за рамками христианской веры, хотя и могут иметь заметное положение в церковной иерархии.
Куда обращаться?
Когда к вам за помощью обращается уязвимый ребёнок, не стоит поворачиваться к нему спиной, пускать на самотёк или же игнорировать угрозу здоровью. Возможно, вы для него единственная надежда на счастливое будущее. Иначе травмированная душа подростка становится безвольной и постепенно привыкает к ощущению беспомощности и безвыходности. Сколько таких «поломанных» взрослых сейчас бродит по городу? Хотите ещё одного?
Если же вы - жертва насилия, то просто сбежать из семьи, где вас били, шантажировали, унижали или же ещё каким-либо образом делали больно, не выход! Подумайте о своих младших братьях и сёстрах, если таковые имеются. Ведь если оставить обидчика безнаказанным, им придется пережить то же самое, а может даже и хуже. Потому, что ваше неповиновение ещё сильнее разозлит родителя, и младшему достанется «за двоих». Конечно, я не призываю к отмщению. И не ото всех родителей с характером надо сбегать или же забирать ребенка. Семью необходимо постараться сохранить в любом случае. С некоторыми увлёкшимися воспитанием родителями достаточно просто поговорить. Возможно, получится найти компромисс и без вмешательства ювенальной превенции. Но позволять и дальше ломать себя - не надо.
Своевременное обращение к профессионалам - к семейным психологам, к социальным педагогам, соцработникам за помощью и консультацией поможет не доводить семейный конфликт до разбирательства в полиции. Проблема, однако же, усугубляется тем, что многие наши сограждане имеют к психологам предубеждения и предпочитают не выносить сор из избы, пока не станет слишком поздно.
- Проблему надо решать, ещё когда она в зачатке, - говорит кризисный психолог и православный священник, протоиерей Тарас Марченко - Если можно решить конфликт внутри семьи, не втягивая других людей и социальные службы, тем самым не разрывая родню на части, то это надо сделать! Раня своих детей, вы запускаете цепную реакцию обид, злобы и агрессии для следующих поколений. Травма приводит к травме. Многие считают насилие в семье нормой потому, что сами выросли в подобных, если не в худших, условиях. Нормой считалось давить на ребёнка своим авторитетом при принятии решений, например по поводу выбора университета или выборе невесты. Нормой считалось отбирать вещи, которые подарили ребёнку, и шантажировать мол «если не будешь делать, что я говорю, то останешься без того-то, того-то и того-то». А также сначала давать подзатыльники, а потом только спрашивать, почему ребенок совершил ту или иную ошибку. Психологическая рана, нанесённая близкими - самая глубокая и болезненная, ведь они знают, где слабые места. Специально или нет, но колкие слова и обиды в порыве гнева направлены именно туда. Для пострадавших от домашнего насилия существуют целые программы, но не стоит забывать, что каждый человек индивидуален. Поэтому с каждым должен общаться психолог, и контролировать процесс реабилитации и самочувствие.
Не стоит боятся беседы с семейным психологом. При каждом райисполкоме работают центры социальных служб для семьи, детей и молодёжи, а также службы по делам детей.
Горячая линия «Если обижают ребенка» Днепропетровского областного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи - (056) 370-48-19, с 9:00 до 17:00, с понедельника по пятницу.
Если же конфликт уже зашёл далеко, то, возможно, имеет смысл обращаться за защитой в отдел ювенальной превенции, работающей при каждом райотделе.
Телефон национальной горячей линии по предупреждению домашнего насилия: 0 800 500 335 - отвечает круглые сутки без выходных.
Также работает отдельная горячая линия для детей, но дозвониться на нее при подготовке статьи нам не удалось. Как оказалось, она работает только четыре часа в сутки с 12 до 16 в будние дни.
Общественные организации: «Днепропетровский центр помощи жертвам деструктивных культов «Диалог» - площадь Европейская, 4, оф. 407, тел. 0952353864.
«Ла Страда-Украина»: горячая линия 0 800 500 225.
И помните, уважаемые родители, жалеющий розги для своего сына затворяет себе путь в ювенальную превенцию.
Анастасия Цыгрик, Газета «Горожанин» (Днепропетровск), №31 (712), 8 августа 2019
Опыт защиты прав несовершеннолетнего из тоталитарно-религиозной семьи в
29.04.2020, Статьи
Украинские баптисты заявили о своей обеспокоенности активностью языческих сект
16.09.2010, Статьи
Проблема насилия и последствия вовлеченности в НРД
10.04.2010, ---
«Свидетели Иеговы» - вне закона в Нагорном Карабахе
13.08.2009, Новости
Нет комментариев. Не желаешь оставить первый комментарий?
Перед публикацией, советую ознакомится с правилами!