Художественная культура постмодерна как фактор социального воздействия на религиозное сознание и психическое здоровье современного человека
Одной из отличительных черт сложившейся в мире ситуации постмодерна является «смерть бога». Последствия такой мировоззренческой установки выходят за рамки теоретических рассуждений, оставляя глубокий отпечаток на всей культуре, духовном и психическом здоровье современного человека.
Религиозность и вера в Бога всегда были одной из важных составляющих в структуре личности и социальной системы, выполняли множество социальных и психологических функций. Одной из важнейших функций религии является психотерапевтическая. В современных условиях социальной трансформации многие люди нуждаются в психологической поддержке. Ситуация постмодерна оставляет каждого из нас наедине со своими проблемами, а освободившееся место Бога занимают псевдолекари, целители, гадалки, экстрасенсы, сектанты и другие шарлатаны. Мистическая атмосфера всего поля современной культуры провоцирует появление и развитие психических расстройств, связанных с доминированием в мышлении сверхценных идей мистического содержания. Человек, впитавший в свой стиль мышления и жизни мистические идеи, впадает в маргинальное состояние: его взгляды противоречат современным научным представлениям, зачастую они не имеют ничего общего с наследием родной культуры. Психическое нездоровье такого человека, выражающееся в пассивности, внушаемости, пониженном фоне настроения, депрессивности в сумме с мистическими представлениями зачастую даёт серьёзные сбои в социализации и социальной адаптации, приводит человека в тоталитарные секты, что практически полностью исключает нормальную жизнь. Большое количество таких индивидов в популяции отрицательно сказывается на общественном психическом здоровье.
Религиозные представления в обществе всегда поддерживались художественной культурой. Современная художественная культура редко обращается непосредственно к теме религии, однако очень часто эксплуатирует мистические темы, что ещё больше закрепляет негативную ситуацию, описанную выше. Быть хорошим христианином - значит верить и в зло, колдовство, которое объясняет все отрицательные явления, диалектически утверждая добро. Забывая о первом (быть хорошим христианином), современный человек под влиянием массовой культуры активно предаётся размышлениям о втором. Популярность мистики, колодовства в современной культуре можно объяснить тем, что оно является чуть ли не единственной возможностью для невротической личности обрести контроль над своей жизнью и окружением, временно подавить тревогу и страх.
В результате мировоззрение современного человека становится достаточно примитивным, а художественная культура, подчинённая законам рыночной экономики, штампует образцы низкопробной продукции, воспевающей все возможные и невозможные пороки человечества. В то же время, по мнению многих идеологов постмодерна, от современного человека требуется достаточно высокий моральный уровень для решения принципиально новых проблем, возникающих в обществе. Однако художественная культура постмодерна, ориентированная на плюрализм и отход от унификации, невнимание к традиции, в том числе к морали, не справляется на данный момент со своими мировоззренческими функциями, ориентируясь, по-видимому, не на реально живущих сейчас людей, а на идеальных, с уже сформировавшимися «социальными чувствами». Общество оказалось не готово к смерти бога. Но у культуры постмодерна есть и огромный положительный потенциал, прежде всего - пронизанность философией, психологией, которые помогают людям обрести смысл жизни, разобраться в своих взаимоотношениях с окружающим миром. Убеждённого атеиста невозможно (да и не нужно) обратить к религии, но всегда можно обратить к мудрости и нравственности, тем самым укрепить душевное, а следовательно, и психическое здоровье. Именно это, по мнению автора, является сегодня одной из важнейших задач художественной культуры постмодерна.
Примечание Так, социально-психологические исследования, проведенные Э. Муди среди сатанистов, показали, что общим для всех членов группы является чувство отверженности, высокий уровень тревожности, крайне низкий уровень социальной адаптации; 85% респондентов сообщили, что их детство было омрачено алкоголизмом родителей. Вступление в секту было обусловлено острым ощущением своей неполноценности, крушением надежд, одиночеством, неудачами во всех сферах общественной деятельности. Страх перед всей жизнью, последствиями своих действий окрашивал жизнь в мистические тона, лишал смысла, всё вокруг представлялось таинственным, загадочным и враждебным.
Публикуется по изданию «Психиатрия и религия на стыке тысячелетий». Сборник научных работ Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 (Сабуровой дачи) и Харьковской медицинской академии последипломного образования / Под общ. ред. П. Т. Петрюка, Р. Б. Брагина. - Харьков, 2006. - Т. 4. - С. 123-124. «Новости украинской психиатрии»
Телепатические «контакты» с иными мирами или синдром Кандинского-Клерамбо?
17.08.2006, Статьи
Психиатрия и религия на стыке тысячелетий
27.09.2008, ---
«Психологические» культы в системе современной религиозной культуры
25.07.2006, Статьи
Приспособленность сект к массовой культуре
26.07.2010, ---
Нет комментариев. Не желаешь оставить первый комментарий?
Перед публикацией, советую ознакомится с правилами!