В отчете секретаря Волынского губкома о религиозной ситуации в Волынской губернии за январь-июль 1923 года отмечалось, что одной из наиболее деятельных сект в губернии является секта хлыстов-молокан под руководством «святых» деда Корнея и тетки Маланьи с центром в селе Мокренщина Черняховского района нынешней Житомирской области. Эта секта насчитывала около трех тысяч адептов и имела большое влияние на местное население.
Секта состояла преимущественно из зажиточных крестьян (вступление в секту сопровождалось материальным вкладом - пятью пудами пшеницы). Одни данные указывали на антисоветскую деятельность этой секты, другие - на противоположную позицию: члены секты призывали крестьян поддерживать власть.
Во многих отчетах местных властей Житомирского края духоборы и молокане отождествляются с хлыстами - «хлысты-мироносцы», «хлысты-духоборы», «хлысты-молокане» и т. п. В частности, в одном из них содержится следующая информация: «В селе Липники Лугинского района насчитывается 1 молоканин, в действительности хлыст».
Партийное руководство было особенно обеспокоено тем фактом, что секту хлыстов посещали молодые люди комсомольцы и даже члены партии. В секту были внедрены несколько секретных агентов. К сожалению, результатов этой агентурной работы среди доступных архивных источников найти не удалось.
Между тем органам власти в борьбе против хлыстов и сектантства в целом, выполняя задание по дискриминации руководителей сектантских общин, удалось обнаружить отдельные факты биографии «святого» деда Корнея: «60 лет, неграмотный, до 1907 года занимался мелкими кражами, сын бедного крестьянина».
В феврале 1925 года газета «Советская Волынь» отождествляла корнеевцев-хлыстов с тайной сектой «краснодраконников» под руководством Каламорчука, который называл себя «богом». Члены этой секты считали большим грехом иметь детей, которые, по их мнению, мешали человеку достичь «благодати». Детей они называли «красными драконами», поскольку видели в них будущих большевиков.
Под влиянием такого учения в Черняхове член секты Цимбалюк забил четырех своих детей. Однако сектовед В. Белоликов считал, что эта секта имела тесную связь с малеванщиной Киевской губернии.
В рамках Волынского округа молокане-корнеевцы, кроме Черняховского района наиболее компактно были сосредоточены в селах Кручинец и Новополье Пулинского района, Студеницы и Шахворостовка Коростышевского района.
Протоколы бюро Волынского окружкома КП(б)У и антирелигиозной комиссии при агитпропе ОПК за октябрь-декабрь 1929 года свидетельствуют о том, что Пулинскому райисполкому ставилась задача отобрать у жительницы села Новополье Мотри Мелешко дом, поскольку там проводили свои собрания сектанты-молокане.
В первые годы советизации число религиозных сект, как это ни парадоксально, возросло примерно в пять раз. Молодые советы сначала не только не запрещали, но даже способствовали развитию сект, «пострадавших от царизма». И лишь после свертывания НЭПа с сектами в СССР было практически покончено.
Юрий Малашевич (в сокращении)
Сектантская тематика в русском богословии до 1917 г.
14.07.2010, ---
Под Луцком в ДТП погибли священник и семинарист
15.06.2021, Новости
Секта пятидесятников свезла в Житомирскую область молодежь со всей Украины
04.07.2006, Новости
Ровно. Секта «Посольство Божье» устраивает концлагеря для наркоманов
17.10.2010, Новости
Нет комментариев. Не желаешь оставить первый комментарий?
Перед публикацией, советую ознакомится с правилами!