Православная Церковь чтит святого Эферия Херсонесского, в честь которого византийцы назвали остров в Черном море - сейчас остров Березань на Николаевщине. Остров славится античной историей, ведь здесь находился древнегреческий полис Борисфенида. Для южноукраинских земель судьбоносное значение имели река Южный Буг, Бугский и Днепровско-Бугский лиманы и, собственно, Черное море. К югу от Николаева, по течению Южного Буга, за древним греческим городом Ольвией у устья Днепровско-Бугского лимана на выходе в открытое море находится уникальный рукотворный остров Первомайский - блок-форт, построенный в последней четверти XIX века с оборонительной целью. Впереди - выход в море - своеобразные «Черноморские ворота», образованные Кинбурнской косой одноименного полуострова и Очаковским мысом. Вход в нее охраняет знаменитый остров Березань, который четко можно разглядеть в ясную погоду с обрывистых берегов мыса Аджиякс.
Этот уникальный уголок Северного Причерноморья почти постоянно находился в гуще истории. Здесь разворачивались уникальные события античной эпохи, эпохи Киевской Руси, периода Литовского княжества и времени господства Османской империи и Крымского ханства. Здесь шла борьба между христианским и мусульманским миром, активным участником которой было украинское казачество, устраивавшее победоносные морские походы. В начале XIX века русский князь Иван Долгорукий так описывал этот край: «Кто бы не был в восторге, объяв одним взглядом несравненное здешнее место?». Этот материковый остров в древности был полуостровом, однако в результате поднятия уровня моря его перешеек был затоплен. Сейчас остров имеет скалистые, обрывистые берега, его длина - около 850 м, ширина - от 200 - до 850 м, высота - до 20 м. В настоящее время Березань необитаема и не имеет источников пресной воды.
Когда Березань была полуостровом, выходцы из малоазийского Милета основали здесь еще в VII до Р. Х. полис Борисфениду, от греческого названия реки Днепр – Борисфен, став первой, а потому древнейшей северочерноморской апойкией. Так эллины называли свои поселения, созданные вдали от метрополии. Как самостоятельный полис Борисфенида просуществовала почти до V в. до Р. Х. Далее ее поглотила Ольвийская держава, которая и определила историческую судьбу древнего поселения. Оно превратилось в хору - сельскохозяйственную округу Ольвийского полиса, также было местом рыболовного промысла и использовалось как якорная стоянка для судов. Борисфенида окончательно прекратила свое существование почти одновременно с Ольвией в III в. от Р. Х.
Археологические исследования острова продолжаются уже более 130 лет. Маленький клочок суши посреди моря не перестает удивлять мир уникальными артефактами, представляющими различные эпохи, разнообразные культуры и цивилизации. Березанская археологическая коллекция уже насчитывает около 10 тысяч предметов. В 2013 году собрание Николаевского областного краеведческого музея было пополнено уникальной коллекцией элитной керамической посуды, изготовленной древними березанскими мастерами в VI в. до Р. Х. Она представлена более чем 40 разновидностями древнегреческих сосудов. Эта находка опровергает господствующую среди ученых точку зрения об импортном характере посуды в греческих полисах и доказывает, что на Березани было гончарное производство, которое обеспечивало изысканной высококачественной посудой внутренние потребности греческих колоний и скифского населения.
Борисфенида имела насыщенную религиозную жизнь. В VI в. до Р. Х. местные жители уже имели теменос с небольшим храмом Афродиты. Известно, что древние греки прославляли богиню Афродиту как Дарительницу изобилия земли и помощницу в мореплавании, ее атрибутами были голубь и черепаха. Фигурки голубя и черепахи нередко находят в храмах этой богини. В прошлом году античная археологическая коллекция Березани обогатилась 11 экспонатами - это терракотовые статуэтки и фрагменты фигурок Афродиты, Аполлона, богини, сидящей на троне, голубя и тому подобное. Все артефакты были найдены в храме Афродиты.
В древнегреческих колониях Северного Причерноморья особенно почитался Ахилл как герой и бог. Его главное святилище находилось на острове Левка (современный о. Змеиный), который расположен в Черном море недалеко от устья Дуная. Для древних греков этот остров был вторым Элизиумом, где после смерти блаженной жизнью жил Ахилл и другие герои, а также праведники и благочестивые люди. В Ольвийском полисе сложился культ бога Ахилла Понтарха (Властелина Понта). Под его верховной сакральной защитой находились все переселенцы и мореплаватели. В начале новой эры Березань превратилась из поселения в величественное святилище Ахиллу Понтарху.
Вполне очевидно, что с Березанью связана история утверждения христианства в Киевской Руси, но эти страницы остаются малоисследованными. Некоторые ученые даже предполагают, что в Ольвии мог проповедовать апостол Андрей Первозванный. Есть апокрифическое предание о евангельской проповеди апостола на землях Крыма, Северного Причерноморья и будущей Киевской Руси в I в. от Р. Х. Митрополит Илларион (Иван Огиенко) на основании греческих переводов и исторических свидетельств считал вполне вероятной проповедь Евангелия апостолом, там, где существовали древнегреческие полисы. «Даже чрезмерные скептики, не верящие совсем рассказу об апостоле, не могут отбросить того, что апостол Андрей мог проповедовать предкам нашим, хотя бы тем, что по торговым делам бывали в греческих колониях», - отмечал ученый и церковный деятель.
Распространение христианства в регионе вызвало появление новых топонимов. В средние века византийцы начали именовать Березань островом Святого Эферия. Святой был епископом Херсонеса во времена правления императора Константина Великого, прибыв в Крым из Иерусалима. Пользуясь поддержкой императора Византии, он активно защищал права христиан и построил храм в городе. В «Житиях херсонесских святых» рассказывается, что, возвращаясь морем в Херсонес из Константинополя, где он благодарил императора за содействие христианам, епископ заболел и, доплыв до острова Алсос, «принял конец». Сподвижники похоронили святого на острове, на его могиле установили столб. На нее также издали указывали высокие деревья, растущие рядом. В «Житиях» определено местонахождение острова - неподалеку от устья Днепра. Поэтому остров Алсос исследователи чаще всего отождествляют именно с Березанью. Хотя святитель скончался в результате болезни, он прославлен Православной Церковью как священномученик вместе с другими шестью херсонесскими святыми.
Остров Святого Эферия лежал на торговом пути русичей по Днепру и Черному морю в Византию. Император отмечал, что русские, преодолев днепровские пороги, останавливаются на острове Святого Григория (остров Хортица), где приносят жертвы богам, а дальше плывут в течение четырех дней до острова Святого Эферия, где отдыхают до двух-трех дней и переоснащают свои моноксилы. Остров неоднократно фигурирует в византийских документах X века, когда здесь, вероятно, разыгрался кровавый межрелигиозный конфликт. В 971 году, возвращаясь на Русь из похода на Болгарию, князь Святослав с частью истощенной дружины остался зимовать на острове Березань. Вторая часть войска под предводительством воеводы Свенельда поднялась по Южному Бугу и вышла к Киеву. На острове среди дружинников произошел раскол: русичи-язычники обвинили в военном поражении руссов-христиан, якобы прогневавших Волоса и Перуна. Все христиане были жестоко убиты вместе со своим предводителем Улебом, приходившимся, вероятно, близким родственником (родным или двоюродным братом) князю Святославу. Пережив голодную зиму, весной остатки дружины вместе с князем отправились по Днепру на Киев, но все были уничтожены печенегами у Днепровских порогов.
Известняковая надгробная плита XI века с руническим надписью свидетельствует об участии викингов в походах древнерусских дружин на Византию. А нательные крестики XII в. являются откликом частых заездов сюда транзитом паломников к святыням Царьграда и в святую землю, торговцев, а также длительного пребывания несвободных выселенцев с родины в пределы империи ромеев, таких, как высланные Мстиславом Владимировичем, Мономаховым сыном, в 1129 году полоцкие князья Всеславичи. Последняя находка - бронзовый наперсный крест-энколпион - имеет византийское происхождение, датируется XII веком. Поэтому значение острова Березань как природно-географического объекта и историко-культурного памятника выходит за пределы национального достояния, он по праву должен быть частью мирового наследия человечества.