Давно когда-то жила в Теребовле бедная вдова с маленькой девочкой. Наслушалась она от старших людей, что где-то в замке хранятся закопанные под землей сокровища. Но вход в то подземелье открывается тогда, когда священник читает св. Евангелие в Страстной Четверг. Вдова с дочкой пошла ночью в замок. Когда священник читал в церкви страстное Евангелие, внезапно перед нею открылся вход в подземелье. Вдова вошла туда и увидела много золотых монет и драгоценных камней. Охваченная жаждой богатства, начала собирать те сокровища. От волнения забыла о дочери, выбежала из подземелья, чтобы высыпать сокровища. В тот момент священник закончил читать Евангелие, ворота в подземелье затворились, вход обвалился, а в подземелье осталась маленькая дочь. Долго горевала бедная вдова, каждый день ходила в замок, искала вход в подземелье, но тщетно. Так ходила она целый год, пока снова в Великий Четверг, когда священник читал св. Евангелие, перед вдовой открылось подземелье. Она вошла и увидела там свою дочь, сидевшую с яблоком в руке. Русые волосы ее выросли за год, доходило до плечей. Дочь рассказала маме, что каждый день к ней приходила какая-то пани и приносила ей яблоко. И так она жила целый год. Счастливая мать вывела свою дочь из подземелья, и всем рассказывала о ее чудесном освобождении. Но недолго тешилась своей дочерью. Неизвестная пани забрала ее в неведомый мир…
Теребовля - небольшой город в Тернопольской области, с длинной и славной историей. Когда-то он был столицей удельного княжества. Сейчас Теребовля потеряла свою былую славу, но дух могучего прошлого остался. Как и осталось относительно много исторических памятников, среди которых есть (и не один) религиозного характера. Очень интересны не только церкви города, но и иконы Богородицы. Самым известным образом Богородицы в Теребовле, конечно же, является Матерь Божия Теребовлянская. История иконы очень богата и интересна. Первое упоминание о Теребовлянской Богородице датируется 1663 г. Тогда, по свидетельству теребовлянских гродских книг, которые сейчас находятся во Львове, икона заплакала над тяжелой судьбой нашего народа. В течение XVII века происходили постоянные нападения турецких и татарских войск на нашу землю. Свидетелями плача образа были сотни паломников и местных жителей, а также королевский ротмистр Иван Соловский вместе со своей ротой, который собственное признание составил под присягой. В 1672 году турецкий султан Магомед IV, по прозвищу «Охотник», захватил со своими войсками прочную Каменец-Подольскую крепость и жестоко расправился с местным людом, после чего в следующем году отправился на Теребовлю, где, к тому времени, замковые укрепления были куда скромнее. Об осаде замка рассказывает местная легенда: «Когда враги осадили город, в замок монахи принесли икону Богоматери Теребовлянской. Враги заложили под стенами замка мины, чтобы взорвать. Осажденные в замке просили спасения перед иконой. Богоматерь услышала их мольбы. Все мины, которые турки под замковыми стенами заложили, вылетели в воздух и возвращались на турок, не причиняя вреда защитникам. Пречистая Дева ходила в это время по стенам в светлой одежде и отводила от защитников турецкие пули. При этом Матерь Божия была видна на все военные полки. Свидетельствовали об этом господари валашские и молдавские, которые находились в осаде». В 1675 г. произошло не менее легендарное событие в истории Теребовлянской крепости. Тогдашний комендант замка Ян Самуэль Кхшановский склонялся к тому, чтобы сдать оборонительное сооружение туркам. Его жена София вошла во время совещания защитников в комнату вместе с другими женщинами и детьми. Вдохновленные речью Софии Кхшановской, все взялись защищать замок и удержали его до прибытия подмоги с Яном Собеским, после чего турки отступили, а София Кхшановска стала легендарной личностью в тогдашней Польше. С тех пор о Богоматери Теребовлянской пошла еще большая слава. Большим ее сторонником был львовский епископ Иосиф Шумлянский. В 1674 г. он переносит образ во Львов, для которого специально строит часовню. Мотивировал он свое действие тем, что Теребовля не слишком надежное убежище для такой дорогой священной реликвии, ведь турецко-татарские нападения на Галицкое Подолье осуществлялись едва ли не ежегодно. Епископ Шумлянский очень любил Теребовлянскую Богородицу и часто проводил время в молитве к ней. И она дважды спасала ему жизнь, когда он сопровождал короля в военных походах. Однажды вражеская пуля миновала его и попала в голову певчего Петра, а второй раз застряла в плече, оставив епископа в живых. Еще однажды чудодейственность иконы проявилась в 1704 г., когда Львов осадили шведы. Образ Теребовлянской Богородицы заплакал, о чем доложили шведском генералу Штембоку. Он выслал к иконе комиссию с секретарем, чтобы установить истинность такого события. Образ осмотрели и генералу доложили, что он действительно плачет, после чего командующий приказал снять осаду с Львова. Существует и другой вариант этой истории: «Еще раз публично Пречистая Дева Мария прославилась большим чудом в Теребовлянской иконе в 1704 г., когда шведы, окружив Львов, требовали от жителей большой выкуп, который они не были способны выплатить. Шведский генерал пригрозил городу осквернением и грабежом. Люди обратились к Богородице в чудотворной Теребовлянской иконе с просьбой спасения и помощи, и тогда икона снова заплакала. Будучи лютеранином (а лютеране не признают икон) генерал Штембок зашел в храм, чтобы убедиться в чуде. Увидев, как из глаз Богородицы текут слезы, он в страхе покинул церковь, отказался от выкупа и приказал военным отступить от города». Теребовлянские священники не раз пытались вернуть образ Пречистой Девы Марии назад в Теребовлю. Епископ Иосиф Шумлянский, перенеся чудотворный образ во Львов, здесь же назначил игумена Подгорянского Святоспасского монастыря Дионисия Александровича почетным блюстителем этого крупнейшего сокровища Теребовлянской земли в стольном городе Льва. Очевидно, такой ход должен был «успокоить» теребовлянского игумена, который очень больно воспринял акцию переноса чудодейственной иконы во Львов. Эта боль по потере реликвии не угасала в нем до самой смерти, о чем свидетельствует завещание Дионисию Олександровичу, составленное им перед кончиной в 1718 г., где он обязывает своего преемника, известного обновленца подгоренской обители, архидиакона Парфения Ломиковского вернуть икону Богоматери на ее законное место в Теребовле. В этом же документе игумен сообщает, что он произвел для иконы серебряную позолоченную ризу. Завещание Александровича было зарегистрировано и внесено в книги гродские Теребовлянские в году 1723. Руководствуясь этим завещанием, все наследники монастырского игумена о. Дионисия приложили немало усилий для возвращения своей святыни в Теребовлю. Один из них - Олимпий Ангелович - в 1774 г. даже совершил объезд различных местностей своей провинции с манифестом для сбора подписей за возвращение иконы. К этой акции подключился и настоятель храма св. Николая о. Николай Рымбала - представитель славной священнической династии Рымбал в Теребовле. В письме от 15 января 1775 г., внесенном в Теребовлянские гродские книги, он говорит, что икона Богоматери была когда-то собственностью его предков и объявилась она в 1663 г. в светской церкви (имеется в виду приходская церковь св. Николая), настоятелем которой был тогда о. Григорий Рымбала. Однако после смерти отца Рымбалы и продажи Подгорянского монастыря австрийской властью, попытки вернуть чудотворный образ Теребовлянской Богоматери фактически прекратились. Также теребовлянцы возлагали надежды на возвращение реликвии в 1997 г., когда город праздновал 900-летие, однако надежды были напрасными. Еще одна икона Богородицы «Неопалимая купина», в центре которой изображена Богоматерь с Иисусом на правой руке, есть в иконостасе Подгорянского монастыря. Вокруг показаны различные эпизоды из Библии, из жизни Марии и ее прославления как «живоносного источника». Иконостас относится к художественной школе Ивана Рутковича и написан где-то в начале XVIII в. После того, как монастырские земли были проданы, а все вещи из нее розданы другим церквям, иконостас попадал в церковь в селе Могильница, а уже оттуда в фонд Львовского национального музея.