Жовква стоит на распутье старинных важных дорог и на протяжении веков была местом отдыха (и траты денег) путешественников из Галичины на Волынь, а также из Руси в «старушку Европу». Дорога - это кормушка купцов, ремесленников, а также разбойников и тех, кто их ловит. Такова была и дорога до Равы-Русской, кстати, недавно отремонтированная турками.
Лучшая панорама Жовквы
С Жовковской объездной дороги у поворота на Червоноград открывается удивительная панорама Жовквы. Дело в том, что в городе нечасто строили дома выше двух этажей - школа, один жилой дом, военный госпиталь. Абсолютное большинство жовковчан того времени жило в одноэтажных домиках. При «советах» в городе вырос один микрорайон с пятиэтажками (не считая трех «трущоб» в разных уголках Жовквы), но, к счастью, находится он далеко от центра и красоты города не портит, поэтому с тракта можно вдоволь полюбоваться величественными храмами и колокольнями, возвышающиеся над изумрудным морем деревьев и крышами уютных каменичек. Как корабли, плывут рядом костел св. Лаврентия и церковь Сердца Христова (с дороги видно, что церковь выше костела), немного поодаль виднеется величественный доминиканский монастырь (сейчас - церковь св. Иосафата), еще дальше - новый храм УПЦ (МП), крытый булатом. А на самой окраине города - деревянная церковь Рождества Богородицы. Далее по дороге - вид розточанских холмов Гарая, под которым приютилось уютное село Глинское. А вскоре дорога приведет к относительно небольшому селу Воля-Высоцкая.
Воля-Высоцкая
Слово «Воля» в названии говорит, что село было свободным и жители его отрабатывали барщину - только платили подати. А «Высоцкая» указывает на фамилию землевладельцев, которые владели этими краями пять веков назад. Именно Андрей Высоцкий подарил семье Жолкевских городок Винники, на месте которого появилась знаменитая Жовква. «Словарь Королевства Польского» указывал, что когда-то в селе было 535 греко-католиков и 172 римо-католика, 44 израэлита; при том 678 русинов, 26 поляков, 47 немцев, и обе парафии - в селе. Костел до наших дней не сохранился, а вот церковь Архистратига Михаила (построена в 1598 году) стоит, как и стояла. Церковь эта - главный туристический объект и историческая достопримечательность села. Это одна из старейших церквей Жовковщины. Она имеет нестандартное здание храма (вместо шлемовидного купола - прямая крыша с балочным перекрытием). Здесь находится еще и знаменитый иконостас. Его выполнил известный жовковский мастер Иван Руткович с помощниками в 1665 году. Будущий мэтр украинской иконописи постарался здесь хорошо. Иконостас поражает и необычным построением (он имеет только одни дьяконские врата - зато широкие, наверное, с оглядкой на толстого диакона), и красотой рисунка, и благородством фигур, и содержательной композицией наместного ряда. Особенно поражает образ Преображения - посередине собственно сцена Преображения, слева от основной композиции Иисус с учениками идет в гору, справа - спускается с горы. Интересна также храмовая икона собора архистратига Михаила авторства Дамияна Роевича (скорее всего). Мастерски выписаны на иконостасе и образы апостолов из деисусного чина, и ветхозаветные пророки. А в алтаре за иконостасом висит образ Спаса в силах, написанный еще по древнерусским канонам без всякого ренессансного или барочного влияния. А над ним - типичный жовковско-барочный Спас нерукотворный. Несколько интересных икон - от «народного творчества» до барокко и классицизма - сохраняются и в самом храме, на стенах и в боковых алтарях. На данный момент в селе строится новая церковь, а старый храм имеет все шансы превратиться в музей. Интересно, что неподалеку, в Крехове, в деревянной церкви также сохранился и иконостас Рутковича, и народные иконы ранних времен, и барочные алтари. Две подобные церкви, каждая из которых даст фору многим музеям, находятся рядом.
Добрый сын или боярин Доброс?
Далее по дороге - село Пилы, а еще дальше - Добросин. Первое, что бросается в глаза - это большое ухоженное сельское кладбище с красивой эклектичной часовней, один из красивейших погостов западной периферии. Само название села также привлекает внимание - ему даже памятник поставили у дороги - мать с сыном, под ними надпись «Добрый сын» и пожелание Божьего благословения. Памятник довольно душевный - мать по-деревенски затурканная и добрая, а сын вежливый и веселый. Хотя некоторые исследователи сомневаются в происхождении названия села от слов «добрый сын» - говорят, якобы правил здесь когда-то боярин Доброс. Трудно сказать, какая из версий более правдива, но в любом случае скульптура является одновременно молитвой и за село и за тех, кто мимо проезжает. Существование такой «фигуры» - все же значительно лучше любой политики. Из Добросина одна дорога (мощеная, между прочим) ведет на Кунин, Цитулю и Крехов, вторая - на Бесиды, третья - на Магеров. На выезде - церковь Воздвижения (освящена в 1899 году), которую не смогли испортить ни современный ремонт, ни фреска со сценой того самого Воздвижения. У входа в церковь - надписи «язычием», а название села представлено на польский манер - «Добрусин». А во дворе храма, где похоронены местные священники, - надгробие о. Теодора Зрады с датой смерти 23 июня 1941 года и подписью: «Полег трагически», перед которым от руки нацарапано «В войну». Как пал этот священник, от чьей руки? В селе об этом не знают. А у дороги, там, где когда-то заканчивалось село, - два традиционных креста. На одном указано, кто и когда построил этот крест «на хвалу Богу». По дороге к Магерову кроме сосновых перелесков глаз радуют две деревянные церкви в селах Городжев и Лавриков. Обе - с XVIII века, причем Городжевская церковь была перенесена сюда из близкого уже Магерова.
Средневековый Магеров
Когда-то Магеров знал лучшие времена. Древнейшие известия о нем восходят к XVI веку (по крайней мере, «Словарь Королевства Польского» приписывает основание города шляхтичу Магеру). Однако мало кто строил города на пустом месте, и поселение это (первоначальное название которого не сохранилась) было заложено, скорее всего, во времена Галицко-Волынского княжества. В 1591 году ему был присвоен статус города. В это время появилась и Жовква, и Жолкевский, закладывая город, также заботился об обороне края, несмотря на растущую опасность. Правда, панам Магерова не была присуща толерантность Жолкевского - католики имели здесь гораздо больше прав. Православным и армянам запрещалось занимать должность бургомистра, а евреям в городе не разрешено было даже селиться. Кто читал «Потоп» Сенкевича, то, может вспомнить, что «в Магерове от венгров ранен» был Андрей Кмитиц, главный герой романа. Битва там действительно была - 11 июля 1657 года на полях села Липина (того, что сейчас является приселком Воли Высоцкой) у Магерова воевода Стефан Чернецкий разбил войска семигородского воеводы Дьердя (Юрия) Ракоци. Участвовал в той битве и молодой Ян Собеский - будущий хозяин Жовквы и меценат окрестных церквей. Правда, участвовал ли в той битве реальный Кмитиц - неизвестно. Сегодня здешняя старина, кроме церкви, сельсовета, школ и части частных домов, почти вся запущена. Заброшенный кинотеатр - это бывшая синагога (просочились сюда евреи, когда австрийцы отменили Магдебургское право и ввели здесь австрийское законодательство, согласно которому все нации имели равные права). В современном Магерове сохранилось средневековое планирование - рыночная площадь в форме почти правильного четырехугольника, вокруг которой сосредоточены главные здания города. Сейчас этой площади далеко до рынков Жовквы или Рогатина, но это не сельская площадь (как, например, в Олыке). Здесь все как в настоящем городе - посреди площади бывшая ратуша, по бокам - магазины, немного в стороне - храмы. Из храмов в лучшем состоянии греко-католическая церковь св. Юрия (1914) - приятный неоклассицизм а-ля Василий Нагорный с тремя куполами (реверанс в сторону народных архитектурных традиций). Рядом с церковью св. Юрия - только возведенная большая новая православная церковь Киевского Патриархата, в архитектуре которой соединились черты эклектики Нагорного и мазепинского барокко. Чуть дальше, с другой стороны от площади - костел Пресвятой Троицы, один из старейших храмов Жовковщины. Наиболее вероятная дата начала его строения – 1591 год. По крайней мере, об этом красноречиво свидетельствуют архаичность форм, стены полутораметровой толщины и боевой ярус, который легко узнать, несмотря на заштукатуренные бойницы. Костел построен с минимумом декоративных черт - простой крест в плане, прямоугольные окна, трансепт с простой сигнатуркой, с максимально скошенными углами (для лучшего прострела «мертвых зон»). Надолго откладываются в памяти спартанские линии костела-крепости, но особенно бросается в глаза захламленность святыни: в советское время здесь был склад одного из местных заводов. В 2005 году католики заявили претензии на костел, и завод освободил помещение. Но новые хозяева не спешат с ремонтом, храм пустует и служит убежищем от дождя местным алкоголикам. У костела хорошо прослеживаются валы города. Довершает общую картину бывшая синагога, переделанная «советами» под кинотеатр. Приятное и скромное эклектичную здание настолько исказили, что только внимательно рассматривая места, где слезла штукатурка, можно увидеть заложенные кирпичом полукруглые окна. В центре «площади» - бывшая ратуша, позднее переделанная в школу, а еще позже (когда недавно построили новую большую школу) - в магазин. К сожалению, новые хозяева не торопятся приводить здание в надлежащее состояние. Немного лучше выглядит новая «ратуша», а точнее - сельсовет, с резным деревянным медведем. Доброжелательный хозяин лесов держит в руках герб, на котором его брат-близнец красуется в компании двух желудей. Что же, живописных лесов - и дубовых и сосновых - в этих краях хватает. В них можно поискать остатки Траянового вала и укрепленного лагеря времен битвы с Ракоци. А впереди на дороге уже видится благородная Рава-Русская.
Город на границе
Своеобразный кордон здесь был всегда, ведь сама топонимика города ограничивала претензии поляков на нашу землю: неудобно назвать этнически польской территорию, «русскость» которой закреплена в названии здешних городов. Недаром именно здесь пролегла линия Керзона, которая впоследствии превратилась в государственную границу. Известен город Рава Русская с 1455 года, когда князь Бэлза и Мазовии Владислав дал ему привилегии и устроил здесь переправу (или присвоил уже существующую) через реку Рату. Польско-русский князь назвал город Равой по аналогии с Равой Мазовецкой, одной из резиденций Владислава. Правда, само слово «Рава» происходит, возможно, от феодальной династии Равита (по крайней мере, об этом свидетельствует все тот же «Словарь Королевства Польского»). После основания во второй половине XVI века Жовквы и Замостья, движение на тракте усилилось и путешественникам, которые направлялись на Люблин, Краков, Варшаву стало удобнее и быстрее переправляться через реку Рату именно здесь. Поэтому древнее село стало важным транзитным переходом - здесь можно было и торговать, и собирать налоги с путешествующих (почти как сейчас). Правда, в этом городке у дороги не было ни гетмана, ни короля, ни мощного культурного центра, следовательно, на протяжении всей своей истории Рава так и осталась городом на дороге и городом на границе. Здесь встречались в битве Ян Собеский с татарами в 1672 году, а на переговорах - царь Петр I с королем Августом Сильным (1698) и король Карл XII с конкурентом Августа, королем Станиславом Лещинским (1704). Только в XVIII веке, когда, наконец, стихли войны, в Раве началось каменное строительство - застройка Рыночной площади, костел св. Иосифа (1770-1776) и церковь св. Юрия (1846), монастырь реформатов в предместье (1726-1737). В XIX веке в западной части города был возведен монастырь фелицианок (по другим данным - доминиканок), строятся многочисленные особняки и общественные здания в стиле модерн. Почти все они сохранились - и храмы, и замечательная ратуша, и прежнее староство рядом, и почта, и женский монастырь (сейчас там школа). Только два исключения не делают чести городу - искаженная советской застройкой Рыночная площадь и заброшенный реформатский монастырь, который стоит у дороги и пугает туристов. Зато неподалеку от Равы - старинное село Потелич, которое когда-то было тщеславным городком, известным гончарными изделиями и фаянсом. До становления Равы именно через него вел главный путь на Европу. Сейчас от славного прошлого здесь осталась лишь деревянная церковь Св. Духа (1502) - одна из древнейших деревянных церквей Украины, построенная на средства потелицких горожан. Церковь известна не только своей древностью и красивыми формами, не только несколькими известными иконами (например, «Моление» Рутковича), но и старинной росписью, которая хоть и пострадала немного от ремонтов в XVIII веке, но сохранилась достаточно хорошо. На протяжении веков украинцы воевали в разных армиях (часто друг против друга), строили и украшали храмы разных конфессий (в которых и молились). Наше архитектурное наследие сложилось на перекрестке многих влияний и культур (как, в принципе, и у многих других народов). Поэтому путешествия нашими просторами учат нас больше понимать, кто мы такие, на какой почве мы выросли, насколько тесно переплелись здесь наши судьбы с судьбами наших соседей и какое истинное золото лежит у нас под ногами.