Монастырь Христа Царя в Ивано-Франковске - один из самых молодых на Прикарпатье
Монастырь Царя Христа расположен в юго-восточном районе Ивано-Франковска, который по-народному называют «Майзли». В монастырской церкви, в приделе, выставлена для почитания копия чудотворной Богородичной иконы. Начало деятельности монахов ордена василиан в бывшем Станиславе приходятся на начало XX века. Они работали в местной духовной семинарии, а в 1906 году ректором этого заведения стал известный миссионер о. Иеремия Ломницкий, который умер в ссылке в Симбирске. В должности профессора здесь работал известный ученый Тит Галущинский, который впоследствии вступил в орден, в семинарии также преподавал Иосафат Коциловский, будущий владыка и блаженный УГКЦ. Документы, найденные в девяностых годах XX века, свидетельствуют, что еще в австрийские времена общественный совет Княгинина-Колонии (Майзли) подарил площадь под строительство читальни для общества «Просвита». Эта территория стала основой для строительства монастырского храма отцов-василиан в тогдашнем Станиславе. В 1924-1928 годах продолжалась заготовка строительных материалов. Строительство церкви началось в 1928 году и продолжалось полных семь лет. Проект разработал львовский архитектор Александр Пежанский. Храм построен по образцу собора св. Софии в Киеве. Главным меценатом стал ивано-франковский епископ Григорий Хомишин, а остальные средства пожертвовали верующие Прикарпатского края. Найденные документы содержат сведения, что 1 октября 1938 года было завершено строительство, торжественно освящены и установлены купольные кресты новой церкви Христа Царя в Ивано-Франковске. Чин освящения храма совершили тогдашние фигуры религиозной и национальной жизни: местный епископ Григорий Хомишин; владыка Иван Лятишевский; президент Карпатской Украины Августин Волошин, а также многочисленные иеромонахи ордена. Первым настоятелем церкви Христа Царя и василианского монастыря в Станиславе стал о. Иосиф Лучинский, а его сотрудником был о. Григорий Балагурак. Эта фигура из ивано-франковского монастыря заслуживает короткой биографической справки, так как оставила свой след в его становлении в межвоенный и военный периоды. Отец Григорий родился в Станиславе, после вступления в новициат изучал философию и богословие в Добромиле и Кристинополе. В 1934 году рукоположен в священника. В непростой военный период (1941-1945 годы) выполнял служение игумена станиславской обители. В воспоминаниях прихожан указано: «Отец Григорий был ревностный священник, известный проповедник, хороший организатор, а его прекрасный звонкий и благозвучный тенор заполнял замечательным тембром целую церковь и терялся в ее высоких оригинальных куполах». В 1949 году его арестовали и выслали в Челябинск, откуда он вернулся в 1955 году в Станислав. Второй раз был заключен в 1957 году и пожизненно отправлен в г. Коркино неподалеку Челябинска. Умер в ссылке в 1965 году, по свидетельству заключенных, как святой (в общественном понимании святости). Они вспоминали следующее: «Мы не знали, что это за человек. Он всем делал только добро, всех слушал, никому не отказывал. Если бы мы знали, что он священник, то не понуждали бы к такой тяжелой работе». За телом о. Григория в Коркино поехал о. Игнатий Янтух, который представился на месте как племянник покойного. Гроб с о. Григорием перевезли в Ивано-Франковск, отпевали в подпольном монастыре сестер-мироносиц. Он похоронен на ивано-франковском городском кладбище. В 1992 году о. Балагурак реабилитирован прокуратурой Ивано-Франковской области. В период польской власти в приходе насчитывалось более трех тысяч прихожан. Первая советская, а затем немецкая власть существенно не повлияли на религиозную деятельность станиславского монастыря. Согласно архивным документам, здесь проживало семь монахов (в том числе - о. Мелетий Каминский, о. Игнатий Луб, о. Глеб Бойкота и др.), которые служили в приходской церкви, занимались пастырством и проводили миссии на приходах Прикарпатья. Кроме этого имели собственное хозяйство (в собственности церкви Христа Царя в начале 1945 года имелось 7 гектаров приходского поля) и получали соответствующие пожертвования верующих. Правда, после 1944 года монастырское поле уменьшилось до полгектара. Здание монастыря насчитывало 23 комнаты, из которых в 1945 году монахи занимали только шесть, а остальные передали III отделению городской милиции. Свою деятельность станиславский монастырь полностью прекратил после Львовского собора в 1946 году, а в январе-марте 1946 года отцов и братию переселили в Гошевский монастырь. В монастырских помещениях после райотдела действовали начальные классы средней школы № 15. К бывшему монастырскому дому достроили кинотеатр имени Горького. С 1957 года церковь была закрыта: сначала здесь была заготовительная контора, затем - склад мебели, а еще позже - государственный архив. Из руин василианский монастырь Христа Царя начал подниматься одновременно с выходом Церкви из подполья. 21 сентября 1990 года храм вновь освятили епископы Софрон Дмитерко и Ириней Билык с участием протоигумена тогдашней Галицкой провинции ордена о. Василия Мендруня, большого количества священников и мирян. Церковь Христа Царя была разорена, а передача монастырских помещений продолжалась до 1992 года. Первым игуменом стал о. Никодим Гуралюк, с 1995 года - о. Иосиф Холод. Медленно монашеская община начала восстанавливаться и восстанавливать монашеский комплекс. Пик возрождения ивано-франковского монастыря Христа Царя пришелся на конец девяностых годов прошлого века, когда игуменом здесь служил о. Владимир Палчинский, который имел опыт подобного восстановления в Золочевском монастыре на Львовщине. В 2009 году игуменом назначен о. Иосафат Фитель, который принадлежит к младшему поколению украинских василиан и активно занимается молодежным пастырством. Особой страницей современного периода монастыря стало религиозно-художественное восстановление монастырского храма. Благодаря стараниям коллектива художников под руководством Владимира Федорова церковь Христа Царя украсил новый резной трехъярусный иконостас в стиле украинского барокко. В первом ярусе иконостаса размещены иконы Иисуса Христа и Богородицы с Младенцем, св. Николая и Иуды-Фаддея, блаженного Григория Хомишина и священномученика Иосафата Коциловского. Иконостас имеет пластичную резьбу, украшен растительными орнаментами. Лики святых для храма Царя Христа выполнили художники-реставраторы из Львова. В восстановленной монастырской церкви также есть две духовные реликвии: мощи св. Иосафата Кунцевича и копия Станиславской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Ласковой. Оригинал этой иконы - покровительницы Станислава - происходит с конца XVII - начала XVIII веков. По народному преданию, икону создал иконописец Даниэль по заказу секретаря армянской управы Данинга. Последний исцелился от болезни глаз и первый увидел на иконе слезы на лике Матери Божьей. Считая себя недостойным такого чудесного сокровища, Данинга отнес эту икону в костел. В 1742 году комиссия в составе духовных и светских лиц подтвердила неоспоримый сверхъестественный характер появления слез на иконе. В том же году во время литургии за умерших произошла смена красок иконы. В 1763 году икона была торжественно перенесена в новый храм Пресвятой Марии Девы Ласковой и установлена в главном алтаре. В 1777 году Папа Пий VI придал этому санктуарию отпуст для верных всех обрядов. В межвоенный период XX века о. Францишек Комусевич начал ходатайство о предоставлении чудотворной иконе папских корон. Просьбу о коронации подписали 20 епископов трех обрядов. В 1937 году икона Богородицы Ласковой была торжественно коронована. В 1946 году, чтобы избежать ее возможного уничтожения, армяне вывезли копию иконы в Гданьск (Польша), где она хранится до сих пор. Благодаря стараниям отцов-василиан из Ивано-Франковска была изготовлена копия Бгородичной иконы (написала сестра Августина из общины сестер служебниц). В 2010 году эпарх Ивано-Франковский УГКЦ Владимир Войтишин и епископ-эмерит Софрон Мудрый благословили и освятили эту копию иконы. Вскоре после этого отцы-василиане Иосафат Фитель и Порфирий Шумило освятили ее у оригинала Богородицы Ласковой в г. Гданьске и в других марийских святынях Польши. При монастыре в современный период проводится активная катехизическая работа с детьми, молодежью и взрослыми. При церкви действуют хоры для разных возрастных категорий, различные религиозные сообщества: «Апостольство Матери Божьей» - покровительницы «доброй смерти», Апостольство молитвы, мирянский орден василиан, алтарная дружина «Эммануил» (молодежное сообщество) и сообщество студентов-католиков «Обновление». Монахи ивано-франковской общины проводят духовные уроки в нескольких общеобразовательных школах и в католической школе им. св. Василия. Ивано-франковский монастырь Христа Царя снова возвращает себе славу важного духовного центра «столицы» Прикарпатья.