(Доклад на региональной конференции «Духовная безопасность Украины» г. Ковель, 27.01.2007 г.)
Ваши Высокопреосвященства, всечестные отцы, участники конференции, дорогие братья и сестры.
Говоря об образовании, каждый из нас осознает церковный корень этого процесса, имея в виду не древние церковно-приходские школы, а помня слова Спасителя Господа Иисуса Христа, Который называет Себя Светом для этого мира. И, имея общий фундамент, казалось бы, конфликта между Церковью и образованием быть в принципе не может. Однако эта проблема есть и достаточно болезненная. Ведь при подобной терминологии, при подобных задачах - светское образование воспитывает не духовного, а душевного человека. В чем же проблема? Почему при общем начале образование и церковь идут в разные стороны? Почему, вкладывая в подрастающие поколения все ценности мировой культуры, мы пожинаем плоды бескультурья?
Большинству в этом зале известны семь Вселенских соборов Православной Церкви. Но Ваше внимание позвольте привлечь к так называемым христологическим соборам: третьему, четвертому, пятому, шестому, седьмому. 350 лет с 431 по 787 гг. лучшие ученые, лингвисты, философы, богословы и подвижники кристаллизовали богословскую терминологию и понятия. Неужели так остро стояли вопросы Богочеловечности Христа? Ведь, как видно из истории, и четких исчерпывающих ответов не было установлено - были четко определены границы, по которым начиналась ересь, и все. Почему же так долго спорили?
Дело в том, что христологические вопросы – это, прежде всего, вопрос человека в этом мироздании. В поисках ответа на вопрос «Кто есть Христос?» люди искали ответы на вопросы «Кто есть человек?», «Почему и для чего он живет?». Величие христианства как раз и заключается в том, что оно нашло правильное понимание понятия «человек».
Почему именно с такой исторической справки начинаю свой доклад? Дело в том, что общество без веры теряет, прежде всего, свою человекоподобность. Если в IV в. свт. Афанасий Великий говорит, что Бог стал человеком, чтобы человек стал богом, то в XX в. богослов В. Лосский в некоторой степени поставил диагноз обществу, перефразировав слова святителя: «Бог стал человеком для того, чтобы человек мог быть человеком». Именно до такого состояния человечество приводит душевность, а не духовность.
Где же находится место разрыва образования и веры? Началось все достаточно благочестиво. Декарт в поиске подтверждения чуда начал определять законы природы. На основе этого со временем появилось понятие «научный подход», появилась наука в нашем понимании этого слова. Однако стоит отметить - то, что Декарт назвал «наукой», то есть поиск, исследования определенных законов природы для помощи человеку в решении определенных потребностей, древние философы называли механикой, а наукой называли поиск ответа на вопрос «Кто я?». Декарт не ставил себе целью определить со стопроцентной точностью определенные законы - он искал определенные закономерности для обеспечения потребностей человечества. Другими словами целью науки был поиск ответа на вопрос: «работает» то или иное условие или «не работает». Таким образом, мы уже более двухсот лет наукой считаем то, что «работает» и все. Практически не задумываясь о природе и сущности вещей.
Такой потребительский подход к жизни, к сожалению, больше пришелся по душе всем. Это ярко видно на примере образования и науки в Советском Союзе, в котором выросло не одно поколение. Вспомним, что считалось среди жителей Союза наукой? Конечно же физика, химия, математика – прежде всего все технические науки. Людей интересовало только то, что «работает». А вот, к примеру, гуманитарные науки - это только вспомогательные вещи для украшения досуга и все. Где же место в такой системе богословской науке, которая занимается исследованием природы вещей, сути жизни, идеи существования? Все это сознательно игнорировалось и, к сожалению, игнорируется и по сегодняшний день. Сколько нам приходится сталкиваться с людьми и высокообразованными, и высоконравственными, но бездуховными, которые приходят в храм с чисто потребительским расчетом. Сколько нужно, чтобы окрестить, похоронить, отмолить, пошептать и т.п. Причем так, чтобы «работало». Не удивлюсь, если в скором времени будут просить справку о гарантии или сроке действия на молитву. А это же прямой путь к духовному обнищанию человека.
Причем же здесь школьное образование? Дело в том, что детский сад, школа и вуз - это не просто заведения, в которых подается определенная сумма необходимых понятий. Это те учреждения, которые формируют мировоззрение. Математика, литература, физика, химия, биология и т.п. - это не просто подача формул, это формирование мировоззрения. Каждый педагог-психолог знает, что авторитетом для детей школьного возраста является не отец, а учитель. Какое может быть мировоззрение у ребенка, если его научат только тому, чтобы выжить в настоящее время, в данном обществе. Да и вообще, какой толк с того, что я знаю, как жить, но не знаю, кто я и для чего я живу. Вот здесь и кроется опасность для духовного здоровья Украины. Мы воспитываем не человека, а вирус, который выживает в одном месте, а когда нечего есть, переходит на другую клетку.
Что делать? Прежде всего, всей системе образования необходимо понять, что духовное образование - это также наука. Пока ученик не увидит, что авторитет, то есть учитель, уважает церковь не как место служения определенного священника, а как институт, который дает правильное мировоззрение, он сам не проникнется уважением. Пока педагоги не будут уважать духовное образование (то есть христианское учение) наравне с математикой, факультатив ничего не даст.
Почему, к примеру, каждый ученик обязан знать понятия земного притяжения, которое в принципе идеально во всем мире не работает, потому что различные факторы, пусть немного, но влияют на это притяжение, а истины «Блаженны милостивые», «Блаженны чистые сердцем» знать не обязательно? Кстати последние истины, как показывает практика, работают безотказно. Во-вторых, как бы модно не было дискутировать в образовательных кругах о корнях нашей национальной культуры (это особенно касается преподавателей вузов), мы должны согласиться, что наша культура сформирована не просто под влиянием христианства, а христианства, украшенного национальным колоритом. Когда мы подвергаем сомнению это утверждение, мы подвергаем сомнению историю.
В-третьих, каждая наука базируется не на энтузиазме или увлечении терминологией, а на авторитетных доказательствах авторитетных ученых. Христианство же имеет основание свое в Господе Иисусе Христе. Никто из образованных людей не подвергнет сомнению, что 2 + 2 = 4, хотя это утверждение можно подвергнуть критике: почему количество, которое получается при добавлении двух к двум, называется «четыре», а не «фо», «фирст», «тессера» и, вообще, почему не «пять»? Просто это правило и все! И никаких почему! Удивительно: то, что настоящие мыслители-богословы, подвижники определяли буква за буквой, так легко подвергается критике теми, кто впервые взял в руки Библию (это в лучшем случае). Ведь мы неоднократно слышали в своем жизни от различных собеседников: «Мне кажется, что Бог...» или «Я думаю, что Бог такой». Для богослова эти слова смешны, это то же, что говорить: «Мне кажется, что 2 + 2 = 8».
Поэтому христианство должно преподаваться достаточно подготовленными кадрами. Тем более христианское просвещение не может быть внеконфессиональным. Ведь учить о Христовом учении без Христа невозможно, христианство будет восприниматься не как душеспасительная вера, а как философия вроде конфуцианства или марксизма-ленинизма. Мы действительно воспитаем атеистов, в жизни которых уже не будет никаких авторитетов. И здесь также кроется проблема конфессиональности, так как последняя заключается не только в разном понимании слов Библии, а в разном понимании того, Кто есть Христос. Мы же должны подавать истинное учение о Боге.
В-четвертых, необходимо четко определиться с преподаванием основ христианства в учебных заведениях. Почему это смогли сделать в Крыму, где нет разделения «западник», «предатель», «москаль», «патриот», а есть более глубокая проблема сосуществования христианства и мусульманства. В Крыму есть урок, а не факультатив, «Православная культура Крыма». А у нас субъективизм кругом: по решению областного совета христианская этика преподается с 5 по 11 класс, но в школах она есть с первого класса. Официально не может преподавать дисциплину человек, который имеет ярко выраженную конфессиональную принадлежность (борода, ряса, крест), а, к примеру, представитель тоталитарной секты это делать может. Официально церковь отделена от государства и соответственно от государственного образования, но в областном центре в вузах официальные часовни и духовник учебных заведений. Это система или случайность? Не стоит ли садиться за стол переговоров и упорядочивать эти вопросы? Почему один директор школы ввел христианскую этику, а другой нет? Неужели вся проблема только в деньгах? Почему в маленьких прибалтийских государствах есть преподаватель католицизма, протестантизма и даже православия, если в классе хотя бы один православный верующий? Мы – представители целой области и имеем право голоса в решении этих вопросов, касающихся духовной безопасности Украины.
Теперь обращаемся непосредственно к священнослужителям. Если государство в принципе не может воспитать духовного человека, раз государственное образование построено так, чтобы только обеспечить человека необходимыми знаниями для жизни в этом мире, мы должны дать знания человеку гораздо ценнее - знания и навыки для жизни в Царстве Небесном. Это не значит, что все обязаны идти проситься преподавать христианскую этику. Нет. Не все это умеют. Но помогать в преподавании - это наша обязанность. Помогать литературой, советами, знаниями. Беречь от сектантских учителей или воздействий. Вносить посильный вклад в воспитание «людей», а не вирусов. Стоит отметить, что в настоящее время, реально оценив все возможности, мы можем привнести духовное воспитание в школу несколькими путями.
Первый. Благодаря сотрудничеству Всеукраинского педагогического общества с Министерством образования Украины уже в настоящее время идет работа по аккредитации программ, методик и пособий по «Основам христианской этики», разработанных православными авторами и одобренных правящими архиереями. Надеемся, что это будет большой шаг к оздоровлению духовности общества.
Второй. Учитывая, что общешкольные собрания могут влиять на формирование учебного процесса, эти же собрания могут уполномочить священнослужителя преподавать основы веры в этой же школе. Но тут есть проблема. Священник кроме воспитательной работы связан приходскими проблемами, которые могут отрывать его от занятий. А если два раза не пришел учитель, на третий раз не придет ученик.
Третий. Этот путь самый удачный на сегодня. Священник должен завязать хорошие дружеские отношения с преподавателем христианской этики для того, чтоб помогать в подборе информации, тем, источников, пособий для преподавания основ духовности в учебном заведении. В конце концов, каждый преподаватель имеет в некоторой степени право пригласить определенного специалиста для освещения ученикам определенной данной темы. Пользуясь этим, священник может стать хорошим помощником в деле духовного образования молодежи.
В конце концов, каждый из нас должен искать возможности и пути для того, чтобы как-то влиять на воспитание подрастающего поколения. Чтобы растить не душевных, а духовных людей.
Нам следует помнить, что императорские указы в XXI в. не действуют. Ни армия, ни оружие, ни приказы, ни постановления не смогут противодействовать духовному обнищанию подрастающего поколения нашей страны. Только тогда, когда мы будем чувствовать ответственность перед Богом, мы сможем сохранить духовность. Какая польза от крупных пустых храмов? Время тотального строительства храмов практически подходит к концу, а поэтому стоит начинать строительство храмов в душах нашей молодежи, чтобы роль религии не ограничивалось для них только жертвоприношениями. Все, кто присутствует сегодня в зале, несут ответственность перед Богом, перед государством, перед народом, перед обществом. Сделаем все возможное для полноценного духовного здоровья общества.
Помня, что Господь стал человеком ради нас, давайте объединяться в жертвенной любви к ближним, для того, чтобы всем быть в семье детей Христовых.
Священник Сергей Ющик, проректор Волынской духовной семинарии по учебной работе
Современные культовые новообразования как религиозно-общественная проблема
17.09.2015, Статьи
Насущная необходимость консолидации общества вокруг проблемы духовной
03.09.2015, Статьи
Заявление Митрополита Ровенского и Острожского Варфоломея
19.11.2014, Новости
Итоговый документ
19.09.2015, Статьи
Нет комментариев. Не желаешь оставить первый комментарий?
Перед публикацией, советую ознакомится с правилами!