В Винницкой области крымские татары-переселенцы наводят мусульманские порядки
Конфликт между жителями села Новая Гребля Калиновского района Винницкой области и крымскими татарами, которые после оккупации Крыма приехали на Винничину, разгорался давно. Апогей наступил в начале марта, когда между татарами и местной молодежью, которая пришла в сельский клуб на дискотеку, началась драка, сообщает «33-й канал».
- Это было в воскресенье около часа ночи, - рассказывает один из свидетелей конфликта. - Мы стояли возле клуба на улице. Тут подъезжают татары на бусе. Оттуда вышли восемь мужчин и начали на нас кричать, а один полез драться. Другой - невысокий такой, в белом свитере - даже ходил с автоматом. Прикладывал его нашим ребятам к голове и спрашивал, который час и почему мы здесь до сих пор шумим. У нашего приятеля после этой драки черепно-мозговая травма, его госпитализировали, а отец написал заявление в милицию. Еще одного друга, Костю, тоже избили, я его вовремя оттащил, и ему меньше досталось. Он заявление не писал.
Несколько мужчин, большинство из которых в обед уже были «подшофе», собрались возле местного клуба на сход села. Главный вопрос - крымские татары. Но пока в клубе приглашенные гости рассказывали о европейском развитии местных общин, обсуждение наболевшего вопроса началось на улице.
- Против кого вы воюете? - спрашивает Калиновский председатель РГА Владимир Гаврилюк местных. - Против детей и женщин? Ведь в общежитии в основном они живут, мужчины или на войне, или на заработках.
- Где они воюют? Что-то ни разу не слышал о крымских бойцах. Это наши ребята страну защищают, а они здесь отсиживаются! - доказывают свое местные.
- А о батальоне «Крым» слышали? Знаете, как они до последнего патрона за Саур-Могилу стояли? - вмешиваются в разговор винницкие волонтеры, которые в очередной раз привезли помощь крымским переселенцам и тоже пришли на сход села.
- Вам заплатили, чтобы вы их защищали, - стоят на своем селяне. - Татары у нас не бедствуют! Посмотрите, на каких машинах они ездят! Их дети по двадцать раз в день в магазин бегают, хотя им и так все привозят. Сельский председатель дрова для них заготовил, чего мне не нарубил?!
- Потому что они сюда приехали ни с чем, все свое имущество в Крыму оставили, - защищают татар волонтеры. - В общежитии шестьдесят детей живет разного возраста, женщины беременные, если бы вы были настоящим мужчиной, еще помогли, а не завидовали. Или они у вас что-то украли?
- Та нет, - говорит дядя Иван. - Их днем вообще не видно, вечером по трое-четверо ходят с фонариками по улице, охраняют территорию. От кого охранять? От наших детей, пришедших потанцевать после тяжелого рабочего дня, потому что где еще в селе можно погулять? Татары требуют, чтобы клуб закрыли, кафе ночью не торговало. Чего они к нам приехали и свои правила устанавливают?! Это какая-то секта, а не татары. Я служил в свое время в советской армии с мусульманином, так с ним и выпить можно было, и поговорить. А эти цепляются к нашим девушкам, чтобы в коротких шортах не ходили под их окнами...
Начальник калиновской милиции и председатель РГА еще долго пытались призвать местных к толерантности, объясняли, что Украина - единая, нужно учиться сосуществовать и с татарами, и с донецкими, и с луганскими переселенцами. Но новогребельские мужчины не хотели слушать. Только повторяли, что татары бездельники и им все достается на блюдечке...
Иного мнения о конфликте с местными сами крымские татары.
- Здесь замечательные люди, то молочка нашим детям принесут, то сметаны, - рассказывает мама семерых детей. - Детей наших в школе никто не обижает. Одна беда - дискотека до ночи. 14 февраля у них был какой-то праздник, музыка гремела почти до четырех утра. Наши дети долго не могли заснуть... Просим, чтобы музыка до двадцати трех играла, поэтому и возникают конфликты.
- А как вам живется в общежитии, ведь на его ремонт волонтерские организации более двух миллионов собрали?
- Заменили только окна и батареи, но на ночь нужно включать обогреватели, потому что в комнатах холодно и влажно, - возмущены жители общежития. - Совместные кухня, ванная комната и туалеты. Есть вода - холодная и горячая. Стараемся следить за порядком, сами убираем в комнатах общего пользования, а мужчины - на придомовом участке. Хотя всю работу делаем сами, нам начисляют огромные средства за уборку территории. Пришла квитанция, что за два месяца две тысячи гривен должны заплатить - и это только квартплата и теплоснабжение.
Сельский председатель Анатолий Андриюк уверяет, что тарифы проверяли Антимонопольный комитет и управление жилищного хозяйства.
- На предприятии, которое обслуживает общежитие, работает только шесть сотрудников: четыре оператора котельной, бухгалтер и директор, - говорит Анатолий Анатольевич. - Им же нужна зарплата?! Татары не рассчитываются за коммунальные услуги. Дрова им нарубили, отдали дешевле, чем местные покупают. Но они ни за что не хотят платить, живут на содержании общины села... Хотят, чтобы люди по их правилам жили, против клуба, против заведения общественного питания, где пиры устраивают... Но сто человек не будут диктовать права тысяче.
- А вы, когда татар к себе в деревню звали, думали, что могут быть конфликты и на религиозной почве?
- Я их сюда не звал! Мне их навязала облгосадминистрация. Это вы там думаете, а я работаю - дрова рублю, котельные палю, воду качаю... Или, может, самооборона и волонтеры на них работают?! Приезжайте, нарубите им дров, тогда будем говорить, на чьем они содержании...
На сходе села в присутствии руководства района решили создать переговорную группу, которая будет налаживать контакт с переселенцами. Крымские татары не против общения, только просят, чтобы местные мужчины приходили трезвыми. Похоже, европейское развитие местных общин, о котором так упорно рассказывали селянам перед собранием, еще долго будет оставаться теорией, далекой от практики...