Секта Гарафины Маковей - оккультизм и суеверия под маской Православия
12 мая 2009 г. Комиссия по проблемам воспитания учащейся и студенческой молодежи Научно-методического совета по вопросам образования Министерства образования и науки Украины заслушала вопрос о результатах научно-методической экспертизы рукописи «Воспитание учащихся общеобразовательных и дошкольных учебных заведений на основе народной педагогики» и постановила рекомендовать его к изданию и для практического использования в учебно-воспитательном процессе».
Автором этой рукописи является народовед и провидица (как указано в ее книгах) Гарафина Петровна Маковей (на фото), бывшая учительница украинского языка и литературы. С первой половины 1990-х годов Маковей начала проводить индивидуальные приемы в качестве целительницы. В 1995 г. она основала Просветительско-народоведческое общество «Факел» и одноименное издательство. Начала издание книг и газеты «Экономико-благочестивый вестник». С этого времени личные приемы прекращаются. В 2003 г. погибает ее 18-летняя дочь Мария. Образуется новый Просветительско-народоведческий Центр «Факел памяти Марии». Такое же название перенимает и издательство.
Гарафина Петровна и ее последователи позиционируют себя настоящими христианами. Правда четкой конфессиональной принадлежности им не требуется. Так как «провидица» живет на Буковине, то среди ее адептов есть православные, греко-католики и даже римо-католики. Однако при детальном рассмотрении учения Маковей, становится очевидным, что с православием, в частности, и с христианством вообще в учении «народоведицы» с Буковины очень мало общего.
От православия это учение берет только внешнюю обрядность: посещение храма, свечи, освященная вода, молебны, посты. Причем отношение к церковным вещам и таинствам носит скорее «магический» характер. Например, для успокоения души умершего, по указанию «провидицы», необходимо заказывать молебны именно в трех церквях, причем в записке должно быть вписано лишь одно имя умершего. А для лечения шизофрении необходимо слить освященную воду, набранную в трех храмах, в одну «бутылочку», причем не в банку, а обязательно в «бутылочку».
Как указывает Маковей, «бутылка имеет форму детородных каналов, но вместо греховности святость перемещается туда». Половая тема вообще нередко находит отражение в учении Гарафины Петровны. Так для лечения больного ребенка родители должны прикладывать освященную воду к своим половым органам. Причину же рождения ребенка с заячьей губой провидица видит в использовании родителями контрацептивов в форме зайца («Дух этой зверюшки заполонил детородную утробу и перешел в дитя»).
Любой постулат Гарафина Петровна объявляет таким, который якобы получен ею напрямую от Господа. И это ее главная особенность. Выражения «Услышала на молитву», «На молитву Господь показывает», «Ставлю на молитву» и другие в этом же духе встречаются почти на каждой странице ее текстов. Таким образом, все, что говорит Гарафина, должно восприниматься как бесспорная истина.
«Отношением на молитву» Маковей решает любые вопросы: отменяет церковные таинства или «диагностирует» у ребенка наличие проблем из-за ношения одежды с изображением слона. Суеверий у Маковей немало, большинство из них являются мелочными и носят языческий характер. Например, нельзя фотографироваться, дарить детям игрушечных зверей, иметь электрический утюг (линолеум, паркет, мягкую мебель, изделия из вискозы), пользоваться телефоном, стиральным порошком и т.п.
Также часто для объяснения человеческих невзгод провидица вводит понятие родового зла, которое якобы переходит на человека за нарушение даже незначительных постановлений, введенных Гарафиной. Именно введенных, поскольку все из вышеприведенного списка отнюдь не запрещено церковью. Церковь учит, что Бог есть Любовь, а не злой демиург, который постоянно вводит множество новых требований для выполнения, и таким образом никто не может выполнить абсолютно все. Конечно, кроме его единственной достойной «пророчицы».
Однако нельзя сказать, что все, о чем говорит Маковей, является ошибочным даже по форме. Нередко она учит соблюдать христианские и общечеловеческие моральные нормы и принципы (именно в этом кроется причина, по которой сторонники считают ее православной). Правильно подавая форму, Маковей искажает основное - суть. Например, все христиане осознают, что не нужно бездумно рубить деревья или засорять ручьи, но отнюдь не из-за боязни того, что в дереве засели «закованные недобрые духи, отрабатывающие свою карму» или «разрушительные импульсы», а вода ответит болезнями.
Таких примеров можно привести множество и относительно церковных священнодействий (достаточно странно, например, что всемогущий Бог не может проникнуть к могиле умершего из-за... венка искусственных цветов), и относительно окружающей природы. И даже относительно причесок (стрижка и окраска волос приводят к потере связи с «космическим позитивом»). А отсутствие платка «пропускает родовое зло»: «Когда мы игнорируем покров, из Чаши позитива, которой награждает Господь женщину во время бракосочетания, опуская ее женщине на макушку для питания семьи, питается, охотясь за семьей, зло».
Не чуждается Гарафина Петровна и оккультных нью-эйджевских идей об окончании эры Рыб и наступления эры Водолея. От нее можно услышать о карме и «связи с космическим позитивом», «позитиве земной оболочки» и «злых звездах из Космоса». Приведенные данные Гарафины Маковей дают лишь общее представление о ее учении, но даже их достаточно, чтобы убедиться: данное синкретическое учение в ключевых моментах полностью противоречит учению Православной Церкви. Если коротко описать основные тезисы Маковей, получим следующую картину:
1) Духовный самообман (прелесть) - «предсказание воли Господа» и открытие ей «тайны греха» 2) Магическое отношение к церковным вещам, обрядам и таинствам 3) Учение о родовом зле, которое переходит на человека, и сверхзаслуги предков 4) Вера в анимизм (одухотворенность всей природы) 5) Безосновательный ригоризм в ряде вопросов 6) Предоставление полуязыческим народным обычаям определяющего значения в жизни человека