Прежде всего, не теряйте голову. По отношению к вашему близкому самое главное - сохранить контакт. Быть положительно настроенным, спокойным, открытым к диалогу. Признать за ним право на поиск, свой выбор, даже ошибочный, и что близкий ценен сам по себе, независимо от его убеждений. Ни в коем случае прямо не нападать на его новые убеждения. Не нападайте, даже с юмором, ни на группу, ни на «гуру».
Что следует делать?
Больше рассчитывайте на интонацию тепла, привязанности, чем на рациональное содержание ваших бесед или переписки. Задавайте вопросы скорее для того, чтобы понять, чем оценить или судить с точки зрения здравого смысла. Не увлекаться интеллектуальными доказательствами (доказывать, кто прав, указывать на несоответствия...). Но выявлять явные противоречия, в то же время не вынуждая вашего близкого их объяснять: это только укрепит его связь с группой. Изучать словарь группы и их учение. Это то, на что чаще всего ссылается ваш близкий. Важно знать это, чтобы лучше поддерживать диалог. В контактах с ним поддерживайте и стимулируйте в вашем близком то, что пока остается вне контроля группы: - его прошлые интересы и увлечения; - семейные или дружеские воспоминания, связанные с жизнью вне группы.
Чего следует избегать?
Паники: не думайте, что все потеряно... и прежде всего: не посылайте денег ни вашему то, ни группе. Без материальной поддержки не может существовать никакая группа. Лучше уж какой-либо личный подарок, который невозможно передать или продать; не расставайтесь с документами, касающимися близкого или его группы; не доверяйте «специалистам», которые предложат вам за плату лечение или юридическое вмешательство, пока вы не убедитесь, что они действительно те, за кого себя выдают; не позволяйте себя запугать давлением, клеветой, угрозами или шантажом, и не уступайте попыткам вашего близкого или группы вас обаять: это будет делаться, чтобы вас нейтрализовать; не допускайте, чтобы кто бы то ни было внушил вам чувство вины; не оставляйте ваших попыток спасти близкого по той причине, что он - совершеннолетний и знает, что делает. Даже если он сам это утверждает, еще не доказано, что он действительно знает, что делает; больше не рассчитывайте, что здравый смысл вашего близкого будет сопротивляться оболваниванию; не оставайтесь наедине со своей проблемой: многие семьи этим задеты, независимо от вероисповедания или социального слоя. Ищите контакта с ними; не надейтесь, что ваш близкий снова станет, каким был. Уважайте пережитый опыт...
Необходимые меры
1. Собирайте сведения и формируйте досье: записывайте имена, адреса, номера телефонов лиц, связанных с деятельностью вашего близкого. Храните всю информацию, касающуюся его группы (статьи в прессе, заметки, листовки). Ведите дневник событий, связанных с отношениями вашего близкого и группы. Записывайте движение денег, которые прямо или косвенно проходят через вашего близкого.
2. Если вы не определили тип секты, отмечайте характер чтения, словарь, расписание, имена и прозвища тех, которые составляют новое окружение близкого. Это поможет специалисту ориентировать ваши поиски.
3. Возможно, придется действовать судебным или медицинским порядком. Лечащий врач может предоставить медицинскую карту состояния здоровья вашего близкого до его поступления в секту.
Помните!
Большая часть людей, попавших в секту, рано или поздно выходит из нее. Но то, как быстро ваш близкий уйдет из секты и в каком состоянии он будет, во многом зависит от вас и от других членов вашей семьи.
В любом случае будьте готовы к достаточно долгосрочным усилиям. Если вашему близкому не удалось помочь в течение первых нескольких недель после первоначального знакомства с сектой, для его возвращения к внесектантской жизни потребуются усилия всей семьи в течение как минимум нескольких месяцев, а то и лет. Но для этого каждый должен хорошо знать, как ему следует себя вести.
Нужно знать, что тоталитарные секты, как правило, заинтересованы в разрыве нового адепта с его несектантским окружением: тогда вся информация, получаемая им, будет исходить от секты и весь круг общения будет исчерпываться ею же. Такое положение дел создает идеальные условия для контролирования сознания адепта. Для того, чтобы спровоцировать разрыв, сектантские «учителя» заранее объявляют, что домашние их новой жертвы, скажем, «одержимы диаволом» или слишком привязаны к «этому злому миру» и поэтому сделают все возможное для того, чтобы принудить новообращенного «сойти с пути спасения», покинуть новообретенную «истинную семью», «отказаться от «освобождающего знания» и пр.
Но, с другой стороны, также ни в коем случае нельзя притворяться, что вы изменили свое мнение и вам, наконец, понравилась перемена, происшедшая с вашим близким: это либо укрепит его в приверженности секте, либо он обнаружит вашу ложь и окончательно утратит остатки доверия к вам. Обговорите с ним следующее условие: вы не критикуете его «организацию» (термин «секта», естественно, будет раздражать вашего близкого, так что лучше стараться его избегать), он не занимается дома пропагандой и не пытается втянуть других членов семьи.
Чтобы выстроить стратегию поведения, нужно понять, что ваш близкий находится в психологической зависимости от группы, причем его собственная личность подавлена и заменена набором сектантских поведенческих, эмоциональных и мыслительных штампов. Ваша задача - сохранить хотя бы минимальный контакт с его подавленной подлинной личностью. Относитесь к нему с терпением и сочувствием, понимая, что у человека временное расстройство личности.
Старайтесь в общении с ним возвращать его в те моменты прошлой жизни, когда он был счастлив. Вспоминайте радостные эпизоды вашей прежней жизни, когда вы ощущали себя единой семьей, когда вы вместе куда-то ездили, те дела, которыми вы занимались вместе, те планы и мечты, которыми вы делились друг с другом. Конечно, вы не должны это делать искусственно. Действуйте скорее интуитивно, будучи движимы любовью и состраданием. И всякий раз в случае удачи вы будете видеть, как подлинная, узнаваемая личность вашего близкого проступает сквозь незнакомого вам чужого «зомбированного» робота, в которого он превратился.
Такая тактика преследует две цели. Во-первых, оставить вашему близкому эмоциональную «нить Ариадны», по которой он в случае кризиса внутригрупповых отношений и переоценки своего участия в секте смог бы выбраться из ее психологического лабиринта. Во-вторых, он не будет воспринимать вас ни как врага, ни как объект для вербовки, что пригодится, если вам удастся устроить так называемую интервенцию. Имеется в виду сессия интенсивного «консультирования по выходу» из секты. Чтобы провести такую интервенцию, нужен, по крайней мере, один специалист-психолог, сведущий в сектоведении, знакомый с проблематикой психологического насилия и реформирования мышления, а также семейного консультирования.
Дело в том, что, как правило, в тоталитарные секты вовлекаются люди, имеющие эмоциональные проблемы (а они могут возникать у каждого в периоды психологических стрессов). Таким образом, часто помощь пострадавшим начинается с выявления и устранения источника этих проблем, то есть с работы психолога.
Понять суть психологического механизма тоталитарного сектантства можно, познакомившись с книгой Стивена Хассена «Освобождение от психологического насилия» (СПб., 2001). Кроме того, об этом стоит прочитать ряд публикаций «Журнала практического психолога» (Москва) конца 90-х годов. Сдвоенный номер 1-2 за 2000 г. журнала полностью посвящен этой теме. Начальные сведения можно получить на сайте психолога Евгения Волкова (см. раздел «Ссылки» на нашем сайте). Освойте содержание этих публикаций, поскольку интервенция предполагает владение теорией консультирования о выходе, по крайней мере, одним из членов семьи пострадавшего. Лучше, если в процессе помощи человеку, попавшему в секту, участвует вся его семья. Но для того, чтобы правильно все организовать, опять-таки нужен психолог-специалист.
Вся информация, альтернативная сектантской, разом задействуется во время интервенции. Не следует выдавать критическую информацию по порциям - эффекта все равно не будет. В идеале процесс по выходу из тоталитарной секты через внешнее воздействие подразумевает участие большого числа людей, во-первых психолога и обученных им родственников и близких члена тоталитарной секты, а также сектоведа - «специалиста по фактам» (может быть и психологом в одном лице) и бывших членов секты. Их задача - пробудить у сектанта критическое мышление и заново поставить его в ситуацию выбора, на этот раз информированного, а значит, свободного. Кроме того, родственники и близкие пострадавшего совместно с психологом должны помочь ему избавиться от эмоциональной зависимости от секты, дать ему истинные любовь и участие взамен сектантского суррогата. Затем подключается православный катехизатор, желательно священник, предлагающий (но не навязывающий) традиционную религиозную и мировоззренческую альтернативу.
Большинство людей, покинувших тоталитарные секты, нуждается в психологической реабилитации. Дело в том, что по выходе из тоталитарной секты людям приходится решать те же самые эмоциональные проблемы (только запущенные), которые сделали их добычей сектантских вербовщиков. Более того, многие из них выходят с так называемым культовым посттравматическим расстройством личности. Таким образом, помочь им может только профессиональный психолог, сведущий в данной области.
Духовная реабилитация жертв тоталитарного сектантства включает в себя работу священника-духовника и эмоциональную поддержку общины верующих. Постепенно человек учится личному общению с Богом (возможность которого вне секты обычно отрицается ее лидерами) и приобщается к многовековому традиционному наследию церковного Предания. Хорошо, если вышедший из секты человек общается с другими бывшими сектантами и помогает специалистам в их усилиях по сокращению численности сект.
Нельзя забывать и о социальной реабилитации бывших членов тоталитарных сект, которые часто оказываются вне круга общения, без жилья и без работы, причем с утраченными навыками самостоятельной жизни. По существу, необходимо помочь человеку заново начать жить в обществе. Здесь иногда не обойтись без юриста и социального работника. К сожалению, работающей и действительно хорошей программы по реабилитации жертв тоталитарных сект ни в одном из государств бывшего СССР пока не существует. И все же обратитесь в ближайший к вам центр, занимающийся проблемами тоталитарных сект (см. раздел «Ссылки» на нашем сайте). Там вам постараются помочь.