Согласно толковому словарю русского языка, слово «секта» имеет два значения: во-первых, это религиозное объединение, отделившееся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящее; и во-вторых, в переносном смысле, это группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах (такое определение носит неодобрительный характер). В общем, так или иначе, но секты бывают не только религиозные.
Тематика их может быть любой – от псевдонаучной до фашистской. А вот общее у всех сект практически одно – строгий авторитарный режим, который отнимает у человека свободу и полностью отрезает пути назад, предлагая взамен некий эрзац жизни. И человек перестает быть личностью, забывает всех друзей и близких, жертвует секте все свое имущество, и тому подобное.
Самое интересное, что членам секты, коль уж они туда попали, все это не кажется таким плохим: мол, им хорошо, и в чем проблема? С жалобами на то, что человек попал в секту, как правило, обращаются его друзья и родственники. И все спрашивают: как вытащить человека из этого болота? Чтобы ответить, вначале необходимо разобраться как в структуре и задачах самой секты, так и в мотивации тех, кто приходит в нее.
Руководители сект – «учителя», «гуру» и т.п. – часто считаются людьми с больной психикой. Так конечно, проще всего – в том числе и самим гуру: какой спрос с больного? Однако в большинстве случаев это люди вовсе не «чокнутые» (порой они действительно находятся в некотором «пограничном» состоянии, но при этом способны оценивать свои действия адекватно).
Также лидеры сект – люди достаточно талантливые, но в то же время из-за своих нестандартных подходов к действительности у них нет возможности реализоваться в реальном мире. Поэтому они и создают секту – некий особый мир, учитывающий в первую очередь именно его специфические потребности и взгляды. Иными словами, потенциальные «Великие гуру» страдают одновременно комплексами и неполноценности, и сверхполноценности.
С одной стороны, он ценит себя выше всех прочих, но с другой стороны, нуждается в постоянном подтверждении свой значимости (лучше всего. чтобы его окружали люди, постоянно возносящие ему хвалу). Причем степень оценки своего величия может быть разной: от установки «Я Господь Бог» (что больше характерно для людей, близких к психическому расстройству) до идей, весьма напоминающих научные (это удается людям, которые еще не сильно дезадаптированы, имеют, как правило, высшее образование, сохранили логику и самоконтроль).
И рациональное зерно в псевдонаучной идее как раз и притягивает многих «адептов». А уже дело «учителя» – вокруг этого зерна навешать всякую отвлекающую шелуху. Причем, если идея становится популярной и секта обрастает «филиалами», лидер, как правило, не сильно возражает – только лишь следит, чтобы шустрые заместители не заняли его первое место. Иные руководители сект ездят по своим филиалам, приходят на встречи и на всякий случай разносят там все в пух и прах (просто чтобы его боялись). И одно из условий существования любого подобного филиала – непременная связь с материнской организацией, подчинение, зависимость и работа на нее.
Но при этом подавляющее большинство лидеров сект сами по себе – искренние бессребренники. Им нужны не столько деньги, сколько постоянное поклонение. Но если есть люди, готовые жертвовать (почему возникает такая готовность – мы поговорим чуть ниже), то значит, найдутся и те, кто будет эти пожертвования прибирать к рукам (если самому руководителю они не нужны). Эти люди и составляют «второй ярус» в строгой иерархии любой секты. Это могут быть и близкие родственники Учителя, и наиболее способные ученики. И они как раз чуть ли не больше предводителя заинтересованы в том, чтобы секта пополнялась людьми, готовыми снять с себя последнее… Как правило, такие помощники – люди сугубо практичные. Их задача – карать отступников, поддерживать в остальных определенный уровень страха перед лидером и в итоге – обеспечивать благо секты (прежде всего ради своей выгоды).
При кажущейся легкости приема в секту стать ее «действительным членом» непросто: кандидатский срок иногда почище, чем в бывшей КПСС. Вновь поступающих помощники проверяют неоднократно, и мотивация такова: «вы на нас поработайте, а мы на вас посмотрим – достойны ли вы…» И те, кто не выдерживает испытания, уходят сами – таким образом и решается проблема случайных людей, еще не готовых ради пребывания в секте отдать все, что можно, или от тех, кто склонен «слишком много думать». Девиз любой секты по отношению к рядовым членам - «в рассужденье корень зла». Прихожане должны только безгранично верить в речи гуру, и ни в коем – это проверка унижением. Если ты сумел продержаться несколько месяцев на положении «омеги» и все равно не ушел – значит, и дальше позволишь собой манипулировать. Как говорится такие люди нам и нужны…
Вот теперь давайте разберемся – что это за люди? Ради чего они готовы пройти через такие испытания? Как правило, секта подбирает всех униженных, слабых, беспомощных и гонимых. Причем не обязательно бедных материально: главное – психологическая забитость и неоцененность. При этом у человека могут быть и солидные средства (кстати, высший шик для любой секты – заманить к себе богатого). Потенциальные сектанты желают всего лишь избавиться от угнетенного положения в жизни, хотят, чтобы окружающие с ними считались. А в секте им обещают тепло, понимание, поддержку «братьев и сестер». Конечно, чаще всего этого они не получают. Вернее, получают только иллюзию. Но порой и иллюзии бывает достаточно, чтобы человек попал в зависимость… И если только в каком-то ограниченном социуме человек ощущает, что его понимают, любят и поддерживают, то в конце концов вся его жизнь ограничивается этим социумом. Теперь человек и работать, и отдыхать будет в этой группе и пару себе искать тут же, а если найдет кого на стороне – то в эту же группу и приведет.
Часто зависимость от секты сравнивают с наркоманией. Да, эти явления довольно похожи, в частности, главной задачей – отключиться от неприятной действительности. Кстати, с этой целью во многих сектах в те или иные ритуалы входит употребление наркотических веществ (чаще всего галлюциногенов). Условия формирования наркоманов и сектантов тоже примерно одинаковы. Но есть и существенная разница – секта страшнее наркомании тем, что от этой зависимости нельзя избавить фармакологическими препаратами. И поэтому даже из наркотической зависимости вытащить человека проще, чем из секты. А главное отличие в том, что наркоманами и сектантами становятся в принципе разные личности.
Наркоманы, как правило, считают себя лучше всех, и уходом в наркотики хотят показать: мол, я считаю ваш мир недостойным себя! И главное – любой наркоман хотя бы декларирует, что хочет быть независимым и не хочет никому подчиняться. (особенно в начале формирования зависимости). А сектанты – это люди, которые всеми силами стремятся, извините, сбиться в стадо. Они в глубине души считают себя хуже всех, уверены, что сами они в жизни не добьются ничего, и им обязательно нужен сильный руководитель. Иными словами – это овечки, дрожащие от страха, которым срочно требуется пастух. Такого пастуха они находят в секте. И готовы идти за ним куда угодно.
Будущих сектантов во время испытательного срока активно убеждают: мы дадим тебе любовь и понимание, избавим от заботы о завтрашнем дне, предоставим возможность участвовать в большом добром деле... Таким образом, в секту попадают люди, которым всего этого не хватает в жизни. Но беда в том, что в реальности они получают совсем другое: принуждение, подчинение, жесткую авторитарную дисциплину, принцип «отнять и поделить» и незыблемую иерархию. А изгои в жизни, к сожалению, остаются изгоями и в секте…
Вообще основной признак секты – увещевания типа: «лучший мир здесь, у нас, и кто не с нами – те наши враги. Поэтому, если ты приходишь к нам – оставь все свои привязанности, всех своих близких – теперь они твои недруги». Но ведь это не что иное, как разновидность насилия, давления, принуждения: отдай нам все, потому что тебе это больше не понадобится, отрекись от всего – тогда ты от нас никуда не денешься! И действительно, если человек не ушел сам после «испытательного срока», если его сочли достойным – иными словами, на него можно давить и с него можно получить, - тогда его не отпустят просто так.
Кроме того, люди, которые знают действительную кухню секты, да еще и выработавшие критическое отношение к ней, становятся опасными… И открытые угрозы тому, кто собирался уйти, – еще не самое страшное. Гораздо страшнее то, что в секте намеренно создается откровенно дезадаптирующий микроклимат – с тем, чтобы человек, выйдя за границы «братства», просто не смог существовать в других условиях. Именно поэтому для попавшего в секту все тут о ней написанное – клевета (да он сам боится избавиться от своих иллюзий, потому что ему страшно оказаться вне секты). И совать подобную книжку вашему близкому родственнику с тем, чтобы агитировать его против секты – бесполезно.
Бороться с сектами правовыми методами очень сложно. Во-первых, руководитель всегда может прикинуться невменяемым, а во-вторых, его помощники, как правило, очень ловко оперируют лазейками в несовершенном законодательстве. Поэтому гораздо проще удержать человека заранее, прежде, чем он попадет в сильную зависимость от секты – потому что происходит это не сразу.
Лучший способ профилактики – дать человеку почувствовать в жизни собственную значимость и уважение окружающих. Секты не столь активно приживаются в цивилизованных странах именно потому, что там «человеческий фактор» учитывается не только на словах. Скажем, в Швеции обыкновенный городской автобус на остановке «приседает», если в него входит пожилой человек или инвалид. А у нас «малообеспеченные слои населения» (вы только вдумайтесь – не отдельные личности, а целые слои!) брошены на произвол судьбы, и им ничего другого часто не остается, как искать защиту во всяких «братствах» и им подобных организациях.
Если вы заметили, что вашего близкого человека окружают подозрительные люди, если у него появилась литература определенного толка – это повод для открытой беседы. В то же время не давите на него (может, именно от вашего давления он бежит в секту?) Дайте ему понять, что он дорог вам, что вы готовы прислушаться к его мнению; покажите ему, что он что-то значит в жизни – в том числе и в ваших глазах.
Кстати, некоторые, слыша такие рекомендации, спрашивают: «А как это показать?» Ну вот вам и ответ, почему у нас так популярны секты: мы не знаем, как надо уважать человека! Прежде всего - не надо ставить никого, даже ребенка, в семье в положение последнего, самого униженного члена коллектива. Причем к этому может привести и чрезмерная опека, а не только откровенное пренебрежение. Вообще любое морально-психологическое давление способно подтолкнуть человека к секте.
Часто в секту уходят те, кому в жизни и особенно в семье просто не дают права на ошибку. Человек, который боится «поступить не так» и к тому же привык к постоянному давлению, в любой секте с ее авторитарной структурой будет чувствовать себя намного комфортнее, чем в реальности. Поэтому не ругайте ваших близких за малейшую провинность – последствия такого «воспитания» не столь безобидны, как кажется.
Самое элементарное: будьте вежливы, и в частности, со своими близкими. Кстати, в секте, как правило, принято вежливое обращение. Так неужели вы не можете сделать то же самое в противовес? Старое изречение «ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» совершенно зря превратили в расхожий штамп.
Таким образом, ваш близкий человек практически застрахован от любой секты, если у него есть счастье в реальной жизни, а не в мире иллюзий, и если он вполне может получить любовь и уважение в том окружении, в котором живет.