Особенности семейного функционирования, увеличивающие риск вовлечения в деструктивный культ
1. Структура семьи Семья это живая, открытая система, функционирующая в социальном, биологическом и личностном пространстве. Семья является той первичной средой, в которой происходит развитие и формирование личности человека. Именно в семье человек приобретает первый опыт взаимодействия с другими людьми, и часто строит свои отношения по тем моделям, которые были приняты в его семье.
2. Жизненные циклы семьи При этом семья это развивающаяся система, и в своем развитии проходит ряд стадий. Для российской семьи характерны следующие стадии развития:
• Родительская семья со взрослыми детьми. В Российском обществе практически отсутствует период, в течение которого человек до брака живет самостоятельно, что осложняет формирования взрослой идентичности и принятия ответственности за свою жизнь.
• Знакомство с партнером и совместная жизнь. В зарубежной литературе эта фаза развития семьи называется фазой диады. Однако в действительности часто происходит переход в одну из родительских семей. Родители активно вмешиваются в жизнь семьи. Пришедший партнер оказывается в положении ребенка.
• Стадия рождения ребенка. На этой стадии часто может происходить смешение ролей, когда мама становится как бы старшей сестрой ребенка (при рождении второго ребенка возникает еще большая путаница).
• Стадия активного старения бабушек и дедушек, и начала занятий детей в школе. Здесь так же часто происходит путаница ролей, функционально старшие родители могут занять позицию детей.
• Стадия смерти бабушек и дедушек, отчасти повторяет стадию первую. В это же время происходит половое созревание ребенка.
Важно отметить, что успешное прохождение каждой из стадий развития семьи требует перестройки отношений между членами семьи, перераспределения ответственности, обязанностей и прав. Эти изменения относятся к изменениям второго порядка, то есть затрагивают саму структуру семейной системы, а не только поведение ее отдельных членов.
3. Семейные мифы Кроме стадий жизненного цикла семьи поведение ее членов регулируется семейной мифологией. Выделяют четыре основных семейных мифа:
• Миф «Дружная семья» - члены семьи играют позитивные роли, избегают проблем, уходят от их обсуждения в следствии чего часто страдают младшие дети.
• Миф «Мы герои», или применительно в Российским условиям «Выживальщики» для этой мифологии характерно стремление бросаться из крайности в крайность их девиз - мы не ищем легких путей можем выживать только в невыносимых условиях.
• Миф «Спасатели» кто-то в семье постоянно «нуждается в спасении», а остальные члены семьи его «спасают».
• Миф «Мы люди» игнорируется бытовая сфера жизни, декларируется важность духовной жизни, а так же характерны высокие требования к детям.
4. Системное взаимодействие внутри семьи, функция симптома При рассмотрении семьи с позиции системного подхода важно отметить, что как в любой системе взаимодействие между ее составляющими ее элементами происходит спиралевидно. Кроме того, сам индивид является сложной открытой системой и вместе с тем одновременно и элементом семейной системы, а так же он включен в другие социальные системы. Здесь важно отметить, что человек в своих решениях и действиях ориентируется на удовлетворение своих потребностей. Таким образом, рассматривая вовлечение индивида в деструктивный тоталитарный культ, мы должны анализировать этот процесс с двух позиций: 1) какую роль играет культ в жизни вовлеченного и какие потребности он старается удовлетворить, находясь внутри культа; 2) какое значение имеет вовлечение одного из членов семьи в культ для семейной системы и как этот факт влияет на ее функционирование.
В работе с семьями лиц вовлеченных в деструктивные культы мы отметим следующие особенности. Во-первых, обращение за помощью никогда не исходит от самого вовлеченного. Чаще всего это обращение либо родителя, реже обоих по поводу ребенка, либо одного из супругов, по поводу вовлечения второго в культ. Во-вторых, есть некоторые закономерности в том, на какой стадии жизненного цикла семьи происходит уход одного из ее членов в культ и кого именно, и соответственно, кто из членов семьи обращается за помощью. В-третьих, есть связь между мифологией семьи, и отношением к вовлеченному члену семьи.
Опыт работы с семьями вовлеченных позволяет определить следующие особенности семейной структуры, и особенностей функционирования семьи, при котором риск попадания одного из ее членов в деструктивный культ существенно возрастает.
При обращении родителей речь обычно идет о стадии когда ребенок переходит к самостоятельной жизни. Возраст вовлеченного около 20 лет. Как правило такие семьи характеризуются авторитарным стилем воспитания, в течении нескольких поколений. Часто сопровождается мифологией спасателей. Родители, чаше мать, спасают своего ребенка, что становится их смыслом жизни. Первичный запрос идет о восстановлении контроля над ребенком, который родители потеряли. При этом для самого ребенка ситуация не сильно изменяется так как контроль над ним сохраняется, но меняется контролирующий субъект. Так же часто эта ситуация сопровождается завышенными ожиданиями в отношении вовлеченного.
В случае обращения одного из супругов, это как правило стадия рождения ребенка (ребенок как правило дошкольник). В качестве причины обращения обычно выступает страх за ребенка. Кроме того в подобных случаях вовлечение в культ совпадает с кризисом среднего возраста у адепта, поиск смысла жизни.
Балакин М.А. Российский университет дружбы народов, преподаватель, г. Москва, Россия
Литература: 1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 529 с. 2. Романова Е.С. Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт, 1992. - 256 с., илл. 3. Овчарова Р.В. справочная книга школьного психолога. - 2-е изд., дораб. - М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. - 352 с. 4. Проективная психология / Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 528 с. (Серия «Мир психологии»). 5. Системная семейная психотерапия / под ред. Э.Г. Эйдемиллера. - СПб.:Питер,2002. - 368с.: ил. - (Серия «Практикум по психотерапии»). 6. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. - Изд. 3-е, испр. И доп. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 208 с. - (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 97). 7. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. - 144с.