Месторасположение центров: Московская область и Москва.
Основатель и руководитель «Движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия» - Талгат Фохатович (Фоатович) Акбашев.
Акбашев в прошлом доцент Башкирского пединститута, ныне - руководитель множества оккультно-религиозных организаций, в том числе таких как: «Отделение ноосферного образования Международной Академии общественного развития», «Колыбель Сибири» и пр., академик «Международной Академии энергоинформационных наук» и пр. [1]
«Движение инструкторов Мира, Здоровья и Согласия» - очередная оккультно-религиозная инициатива плодовитого на оккультные группы Акбашева. Основная идея деятельности организации - внедрение в государственную систему образования России оккультно-религиозных учений, в частности рериховского и контактерского толка.
Главный созидатель этой программы - «Межрегиональная педагогическая лига» (прежде она называлась «Образование ради выживания»), одним из руководителей которой является Талгат Акбашев. Вице-президент ее - Шендерович Андрей Александрович. Идея сформировать «детское и молодежное движение инструкторов Мира, Здоровья и Согласия» родилась давно. Еще на собраниях в городской Думе любители иррационального хотели пристроиться к президентской программе «Дети России», а соответствующий Указ главы государства интерпретировали как основание для внедрения собственных разработок [2].
Зимний лагерь, или «оргсбор Мира, Здоровья и Согласия» (начальник - научный руководитель «пионеров Башкирии» и автор книги «Путь животворящий» Нина Филиппова) состоялся без предъявления необходимой документации. Его государственный заказчик - район Ясенево - получил кота в мешке, а Управление образования ЮЗАО Москвы оказалось вообще не у дел [3].
В лагере практиковались ритуалы «высасывания» энергии из деревьев, которые заключались в долговременном стоянии детей, прислонившись к коре деревьев. «Мастера» лагеря (нечто вроде пионервожатых прошлого) учили детей, что можно не есть и не пить, но возыметь много сил. В ответ дети сонно кивали, топали по снегу и встречали рассвет в обнимку с деревом. Спать ложились далеко за полночь, хотя медики предупреждали: бдения и большие интервалы в еде к добру не приведут, а древесным стволом и дыхательными упражнениями сыт не будешь. Но ничего не менялось. Школьники «обменивались энергиями», во время специального массажа пробуждали «внутренние силы», тренировали какие-то пассы, прикосновения и взгляды «глаза в глаза». А также помногу раз повторяли бессмысленные фразы и выражения. Инструкторы говорили, что «формальное мышление разрушительно», а «головное» и вовсе «может быть вредным для организма» и втолковывали, что детей дома ждут непонимающие родители, но «мастера» всегда помогут: нужно только выполнять миссию - приводить своих друзей и знакомых. Тем временем «программа по формированию детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия» претендует на государственный статус и высасывает не только энергию из деревьев, но и деньги из бюджета. Любители потустороннего скромно требуют 1,5 миллиарда рублей (!) [2].
Некоторое время назад Правительство Москвы запретило распространение в московских учебных заведениях очередной инициативы Акбашева под названием «Формирование детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия», собравшей огромный пакет резко негативных заключений и отзывов различных авторитетных специалистов [3].
Официальное заключение Комитета по делам семьи и молодежи при Правительстве Москвы на Региональную целевую программу по формированию детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия (№248/1-23м от 27 марта 1997 г.) было так же негативным. Пакет документов за подписью Председателя Комитета по делам семьи и молодежи при Правительстве Москвы И.Н.Муравьевой был направлен Заместителю Премьера Москвы В.А.Коробченко. В сопроводительном письме было, в частности, сказано: «Реализация данной программы может создать ситуацию непредсказуемого социального кризиса, аналогичного кризисам после развития сектантских организаций «Белое Братство», «АУМ Синрике».
В экспертном заключении эксперта Московского комитета образования Белькинда Ю.Г. на «Программу инструкторов Мира, Здоровья и Согласия» Талгата Акбашева написано: «Региональная целевая программа по формированию детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия» представляет из себя необъявленную религиозно-вероучительную инициативу и является попыткой проникновения в образовательную и социальную сферы одной из новых российских оккультных групп... Практические мероприятия программы (оргсборы, мастерские, праздники и проч.) устроены как своеобразный мировоззренческий миксер. Включение детей в то или иное практическое задание (общественное дело, образовательное упражнение, оздоровительная процедура и т.д.) используется руководителями мероприятий для психотехнического или религиозно-идеологического воздействия, диапазон которого простирается от уважаемых русских космистов (Федоров, Вернадский) до скандальных индуистских эзотериков (культ Ошо), и обратно: от гималайских высот Рерихов - на хутор Верхний Кондрючий к Порфирию Корнеевичу Иванову. Политическое обоснование программы можно квалифицировать как своего рода подлог. Ссылка на Указ №1696 и Постановление №1299, касающиеся государственной программы «Дети России», сформулирована таким образом, как будто бы Президент и Премьер поручили московскому депутату и башкирскому педагогу сформировать в столице детское и молодежное движение. Надо полагать, что это и ввело в заблуждение авторов рецензии профессоров В.П.Зинченко и Д.Д.Зуева. На основании вышеизложенного следует рекомендовать учреждениям МКО воздержаться от всякого рода участия в «движении инструкторов Мира, Здоровья и Согласия».
Доцент кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского, зам. председателя областного Общественного Экспертного Совета содействия формированию здорового социально-психологического климата при Комитете по связям с общественностью и общественными организациями Администрации Нижегородской области Волкова Е.Н. в своей Аналитической записке о «Региональной целевой программе по формированию детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия на 1996-1997 годы, г.Москва» от 23 января 1997 г. так охарактеризовал эту программу Акбашева: «Как методы реализации программы также предлагаются подходы и техники, не прошедшие настоящего научного исследования на эффективность и отсутствие негативных побочных эффектов («онтопсихология», «нейролингвистическое программирование», «оргдеятельностные игры», «дэнс-терапия» и т.п.). Подобные методы, к тому же, широко применяются в псевдодуховных и псевдопсихотерапевтических группах и движениях, получивших на Западе определение «деструктивные культы». Общий характер концепции, предлагаемые и применяемые методы, словарный состав программных текстов, наблюдения педагогов за реальным ходом занятий позволяют со значительной уверенностью утверждать, что предлагаемая программа относится к ряду дилетантских непрофессиональных проектов, создаваемых амбициозными, некритично относящимися к себе личностями, претендующими на создание «абсолютно истинных инструментов» мирового переустройства. Это еще один вариант «пирамиды» в духе МММ, только в качестве фантастических дивидендов обещаются невиданные достижения в духовной и образовательной сферах. Как показывает мировой и отечественный опыт, авторы и лидеры подобных движений плохо вменяемы в плане восприятия критики и вряд ли способны к созданию действительно научно и практически обоснованных проектов с социально приемлемыми положительными результатами. Анализируемая программа не подлежит улучшению или развитию на явно и скрытно предлагаемых методологических основаниях и должна быть безусловно отвергнута и лишена какой-либо государственной и муниципальной поддержки в любом виде».
Процитированные выше документы практически характеризуют все предыдущие и все последующие инициативы Талгата Акбашева.
Бывший заместитель министра образования России Александр Асмолов негативно оценил деятельность Акбашева: «Когда я узнал, что в его программе говорится об энергии Второй мировой войны, трансформации энергии вообще, у меня в уме возникла формула: «Чур меня». Как личности мне зябко становится от этого, как заместителя министра образования России меня это злит... Уже в процессе верстки этих программ я выступил за их приостановление» [2,4].
К разделу «Движение инструкторов Мира, Здоровья и Согласия»
1. Неокультовые объединения в Беларуси / Институт философии и права Национальной академии наук Беларуси / Под редакцией чл.-корр. НАН Беларуси А.С.Майхровича. - Минск: Веды, 1998. - 184 с.
2. Шлейнов Р. Петров, к доске. И захвати свою ауру // Новая газета, 15-21 сентября 1997 г. - №37(457).
3. Куликов И. Метастазы оккультизма в системе образования: Аналитическое исследование. - М.: Паломник, 1999. - 96 с.
Московское издательство «ПаломникЪ» издает новые тома энциклопедии, приобретая которые, вы получаете доступ к полной версии энциклопедии, обширным аналитическим материалам, информации о сотнях новых культовых групп, огромной базе документов и массиву фотографий. Приобрести книгу, как в розницу, так и оптом, жителям Украины удобнее в Интернет-магазине «Благовест», оплатив стоимость пересылки книги из России, или в самом издательстве «ПаломникЪ». Главный редактор издательства - Павел Николаевич Роговой. Адрес издательства: 127015, Москва, ул. Бутырская, 86 Б, тел. (499) 972-36-45, e-mail: [email protected].
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»
Том 2. Оккультизм
Оккультные организации и группы - по названиям с «В» по «Д»