Специальное определение международной научно-практической конференции «Православие и угроза тоталитарных сект в Украине» (г. Запорожье, 12-13 февраля 2002 г.) о харизматических сектах
Участники конференции обращают внимание на опасность, исходящую от неопятидесятнического харизматического «Движения веры». Это движение представлено в нашей стране разноименными сектами, например: «Церковь «Новое поколение», «Слово жизни», «Благая весть», «Свет пробуждения», «Церковь Иисуса Христа», «Слово веры», «Победа», «Источник жизни», «Дом Евангелия», «Благодать», различные «церкви полного Евангелия» и пр.
Некоторые из них входят в Ассоциацию независимых харизматических церквей и другие объединения, иные вовсе не зарегистрированы. Но все они активно завоевывают жизненное пространство в Украине, заявляя о себе как о реальном факторе современной жизни нашего общества. Сегодня в Украине численность их адептов перевалила уже за 200 тысяч. Наряду со «Свидетелями Иеговы» они являются самыми многочисленными и быстро растущими сектами в нашей стране.
Неопятидесятнические секты часто прибегают к конфессиональной анонимности, не обозначая на своих рекламных плакатах религиозную принадлежность своих проповедников, что является грубым нарушением права человека на информацию, при осуществлении своего религиозного выбора. Завлекая на свои собрания, они обещают пришедшим массовые исцеления и всевозможные чудеса, таким образом спекулируя на проблемах и бедах граждан. Естественно, ответственности за не исполнившиеся обещания и за заведомо недобросовестную рекламу не несет никто.
Используют неопятидесятники и конфессиональную псевдонимность: нередко на вопрос о религиозной принадлежности они именуют себя «просто христианами». Такая позиция является откровенной ложью, используемой для введения вербуемых граждан в заблуждение. В своих официальных документах и заявлениях неопятидесятники иногда называют себя протестантами и традиционной конфессией как в мире, так и в нашей стране, а порой вовсе отрицают свою религиозную принадлежность.
Мы, собравшиеся на конференции специалисты: богословы, религиоведы, педагоги, сотрудники правоохранительных органов и органов управления, психиатры и психологи, свидетельствуем, что неопятидесятническое «Движение веры» никогда не принадлежало к протестантизму. Его главные составляющие - это зародившееся во второй половине XIX века в США оккультное учение о «позитивном мышлении» (в «Движении веры» - учение о «позитивном исповедании»), широко использующийся в неоязыческом движении «Нью эйдж» метод визуализации, тяга к различным сверхъестественным переживаниям и опытам, языческое учение о «малых богах», «магическое» учение о власти верующего и откровенно материалистическая «Теология процветания».
Лидеры харизматиков учат, что присутствие Бога можно почувствовать через аномальные физические проявления и чувственные потрясения. Все так называемые отношения с Богом для них сводятся к физическим ощущениям и экстатическим состояниям, когда человек не контролирует себя и зачастую даже не помнит, что с ним происходило. Эти ощущения становятся для харизматиков своеобразным наркотиком, и если они исчезают, сектанты испытывают своего рода «синдром отмены».
Многие лидеры неопятидесятнических групп прибегают к приемам массового гипноза и контроля сознания. Такие широко распространенные и зачастую обязательные для переживания практики неопятидесятников, как «языкоговорение», «торонтское благословение», «поверженность в духе», «молитва мук рождения» и др., являются разрушительными средствами воздействия на психику.
Не может не внушать беспокойства и так называемое учение о теократии, понимаемой неопятидесятниками как безраздельная власть пастора, который может манипулировать своими прихожанами, полностью контролировать их жизнь, располагать их временем, отдавать им любые приказы, накладывать на них любые обязательства. Известно множество случаев, когда пасторы использовали верующих в корыстных целях и для личной выгоды. Пасторы добиваются беспрекословного повиновения членов секты, в том числе и ссылаясь на «пророчества» и «откровения», якобы получаемые ими непосредственно от Бога. Члены секты под видом выплаты десятины облагаются непомерными поборами и зачастую отдают секте все, что имеют. Таким образом в сектах, разделяющих «теологию процветания», в действительности процветает главным образом руководство этих сект.
Более того, исходя из печального опыта последнего времени, мы можем заявить, что неопятидесятнические секты деструктивны и социально опасны. Многие члены таких сект страдают депрессивными состояниями, среди них чрезвычайно часты попытки самоубийства. Это подтверждается данными международной статистики.
Мы свидетельствуем о крайней опасности «Движения веры». Особо обращаем внимание на недопустимость распространения центров по реабилитации людей страдающих наркотической зависимостью, которые служат пунктами по вербовке в секты новых членов.