Опыт профилактики культового влияния в национальной системе образования
Доклад на конференции Европейской федерации центров по изучению и информации о сектантстве (Federation Europeenne des Centres de Recherche et d‘Information sur le Sectarisme - FECRIS), Вена, 21 мая 2005 г.
В докладе представлен наш опыт работы со специалистами образовательной системы, который является результатом реализации социально-психологических программ по профилактике психологической манипуляции и негативного культового воздействия на учащихся государственных образовательных учреждений.
Мы вычленяем следующие условия и основные моменты заинтересованности культовых групп во внедрении в образовательную систему:
● Возможность повышения собственного авторитета и придания видимости легитимности своей деятельности за счет сотрудничества с государственными учебными учреждениями;
● Возможность пропаганды собственной идеологии под видом учебной информации;
● Возможность оказания массового влияния и массовой вербовки новых адептов;
● Возможность рекламировать свою «социально полезную деятельность» по духовному воспитанию подрастающего поколения.
Отмечаем, что свое влияние культы осуществляют комплексно и на всех уровнях образовательной системы.
При поддержке центральных и местных административных аппаратов системы образования для ее работников организуются и проводятся под видом обучающих семинаров крупномасштабные вербовочные семинары. Происходит популяризация культовой идеологии и культовых технологий под видом новейших профилактических и информационно-психологических разработок.
Культы, пользуясь слабым материальным и экономическим положением учебных заведений, устанавливают с их руководителями и администрацией тесную связь через организацию спонсорской и гуманитарной помощи, проведение экскурсий и летних лагерей для учащихся и преподавателей. Это приводит к тому, что администрация предоставляет свои помещения для аренды организациям с сомнительной репутацией для проведения своей обрядовой деятельности. Часто это приводит к внедрению наряду с обычной учебной программой методик, не прошедших соответствующую экспертизу и используемых без согласия родителей, содержащих элементы культовой идеологии и догматики. За счет времени, отведенного для учебы, представителями культов проводятся уроки и лекции для учащихся и преподавателей, которые часто сопровождаются распространением литературы, информационных буклетов и других информационных материалов организации вербовочного содержания.
Особую остроту и специфичность проблема приобретает на уровне взаимоотношений родитель - ребенок - учитель, если первый и/или последний является членом культовой организации.
При проведении профилактической работы по снижению риска негативного влияния со стороны культов среди работников системы образования нами были отмечены определенные объективные и субъективные трудности, преодоление которых позволило бы более качественно подойти к излагаемой проблеме. А именно:
● Отсутствие государственной религии и отделение образования от церкви часто транслируется на традиционные для Украины церкви, а не на культовые организации в целом. Особенно это касается движения New Age, которое часто подает себя в виде философских школ, и психотерапевтических культов;
● Превратное толкование понятия «свобода совести», часто понимаемое как вседозволенность и отрицающее аналитический и критический подход к той или иной доктрине;
● Отсутствие четкого понимания различий между историческим для Украины и имеющим позитивную эмоциональную окраску христианством и использующими христианскую терминологию неокультами при внедрении ними своих профилактических программ (за здоровый способ жизни, против наркотиков и др.);
● Низкая информированность учителей о таких понятиях как: культ, культовая зависимость, вербовка, психологическое насилие и эксплуатация, манипуляция и контроль сознания, критическое мышление;
● Недостаточный уровень психологических знаний учителей, связанный с тем, что академическое обучение основам психологии в государственной системе подготовки кадров и повышения квалификации часто носит только теоретический характер и содержит устаревшую информацию.
Учитывая все вышеизложенное, нами были предложены и реализованы мероприятия и программы по профилактике негативного влияния культов в системе образования как через учащихся, так и через самих специалистов образовательной сферы (в том числе руководителей и администрацию учебных заведений).
Обществом защиты семьи и личности на протяжении 2003-2004 года был организован комплекс мероприятий, который включал в себя занятия в учебных заведениях, круглые столы, консультации, семинары и конференции, в результате которых были созданы две профилактических программы.
Социально-психологическая программа «Профилактика психологической манипуляции и контроля сознания», которая предназначена для старших классов средних учебных заведений.
И вторая - учебно-тренинговая программа «Психологическая безопасность - учителю», которая включает дистанционное обучение, рубрику в специализированном журнале, материалы, размещенные на сайте, специализированные семинары и тренинги для специалистов образовательной сферы. Эта программа уже получила свое развития в рамках всеукраинского инновационного образовательного проекта «Открытая Педагогическая Школа», который проводится при поддержке Академии педагогических наук Украины.
Резюме
В докладе на основе практического психологического и педагогического опыта деятельности выделяются основные причины, пути и механизмы проникновения идеологии культов в образовательные учреждения. Анализируются возможные причины успешности внедрения тоталитарных и деструктивных культовых идей в школьной педагогической среде.
Рассматриваются возможные превентивные меры и результаты реализации социально-психологических программ по профилактике психологической манипуляции и негативного культового воздействия на учащихся в государственных образовательных учреждениях Украины.
Доклад
Образование ассоциируется в целом с приобретением новых навыков и знаний, психологическим и духовным ростом человека для его успешной последующей деятельности, формированием свободной, независимой и самостоятельной личности. Все связанное с образованием, образовательными структурами воспринимается в массовом сознании не совсем однозначно, но в целом - позитивно. Так, консерватизм образовательных структур может вызывать у нас критику несоответствия учебных программ требованиям сегодняшнего дня, но также и гордость за традиции и преемственность по отношению к нашей альма-матер. Однако мы можем сказать определенно, что сфера образования никого не оставляет равнодушным: ни родителей, ни детей, ни самих специалистов этой сферы.
Тема образования привлекла наше внимание совсем не случайно. Огромное значение, которое имеет период обучения в учебных заведениях на жизнь человека, было замечено не только нами, но и людьми и организациями различной культовой направленности, которые пытаются использовать систему образования в своих целях.
Нами была предпринята попытка разобраться в причинах самой возможности проникновения культов в государственную систему обязательного среднего образования, которая в Украине носит светский характер. Анализ привел нас к неутешительным результатам: на сегодня в школе в основном остались люди, которые или сильно любят свою профессию, или кому некуда идти, или поздно менять свою профессию; уровень знаний и социально-психологической информированности педагогического состава очень низок; руководители склонны выбирать директивные и авторитарные методы руководства; большое количество педагогов применяет в своей практике элементы советской системы воспитания.
Для иллюстрации предлагаем небольшое сравнение методов контроля сознания по С.Хассену в деструктивных культах с советской методикой воспитания:
ДЕСТРУКТИВНЫЙ КУЛЬТ
УСТАНОВКИ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ
Контроль поведения
● Регулирование индивидуальной физической реальности: с кем живет, как одевается, причесывается, финансовая зависимость. ● Большая часть времени посвящена групповым ритуалам. ● Необходимость спрашивать разрешения для важных решений. ● Награды и наказания. ● Отбивается охота к индивидуализму, преобладание групповой мысли. ● Жесткие правила и предписания. ● Необходимость покорности и зависимости.
● Требование обязательной формы, «школьной» прически и т.д. ● Вызов родителей в школу по любому поводу, отказ решать сложную ситуацию непосредственно с ребенком. ● Апелляция по любому случаю к коллективному мнению. ● С этим же коллективным мнением связаны моральные награды и наказания. ● Требование жесткого исполнения неписаных «Правил поведения школьника», которые подразумевают пункт «Учитель всегда прав».
Контроль информации
● Использование обмана, лжи; утаивание информации и ее искажение, чтобы сделать приемлемой. ● Доступ к иным источникам информации сводится к минимуму. ● Нет свободного доступа к информации. ● Поощряется слежка, доносительство о мыслях, чувствах и действиях окружающих. ● Широкое использование «правильной» информации и пропаганды. ● Использование исповеди, информация о «грехах» используется для дальнейшего манипулирования.
● Информация подается в наиболее выгодном для манипулятора в данный момент времени виде: администрации - одно, родителям - другое, коллегам - третье, ученикам - как получится. ● Требование отвечать именно то, что он (учитель) рассказывал, а не то, что ученик думает или где-то читал. ● Поощряется ябедничество и доносительство. ● Правильной является только та информация, которую преподносит учитель. ● Огрехи учеников используются для манипулирования, укрощения строптивых.
Контроль мышления (мыслей)
● Необходимость принятия групповой доктрины как единственной «истины». ● Применение специального «нагруженного» языка (клише). ● Техники прекращения мышления, рационализации, оправдания. ● Запрет на критические вопросы о лидере. ● Запрет на альтернативные системы верования.
● Формирование в коллективе класса определенного единодушия: «кто не с нами - тот против нас». ● Поощрение только «хороших» и «правильных», одобряемых всеми мыслей. ● Учительские поиски виновного, рационализация и оправдания учеников. ● Запрет на критическое обсуждение поведения учителя.
Контроль эмоций (чувств)
● Манипулирование и сужение спектра чувств личности («плакать стыдно», «радуются глупые»). ● Активизация и чрезмерное использование чувства вины (происхождение, статус, личная история). ● Активизация и использование страхов (боязнь внешнего мира, природных бедствий, «врагов»). ● Крайности эмоциональных пиков и спадов. ● Внедрение в сознание страха.
● Навязывание собственного видения, какие чувства может (не может) проявлять школьник. ● Активизация и чрезмерное использование чувства вины (происхождение, статус, личная история). ● Активизация и использование страхов (боязнь взрослого мира, директора, боязнь родителей). ● Крайности эмоциональных пиков и спадов.
Небольшое исследование организационной культуры, проведенное нами среди педагогов, показало преобладание авторитарной бюрократической системы управления (реальная организация) в учебных заведениях. При этом мечта учителей (идеальная организация) связывается с деятельностью в качестве самостоятельных, самореализующихся личностей, совместно решающих общие задачи. Это расхождение реальной и идеальной картины приводит не только к психологическим проблемам самих учителей, но и к тому, что учителя склонны выбирать при общении с учениками манипулятивные и авторитарные методы управления.
В ходе наших занятий с учителями, о которых мы расскажем ниже, они приходили к коллективному выводу, что психологическая манипуляция является очень распространенным явлением в отечественной системе среднего образования. Порой участники наших семинаров испытывали определенный шок: «Я манипулятор! И я делал (-а) это всегда», «Мы сами воспитываем психологически зависимых людей».
Второй момент заключается в том, что социальное и психологическое нестабильное состояние учителя, ощущение собственной безвыходности часто толкает его на поиск утешения в различного рода культах и сектах. И тогда педагоги начинают нести прямую угрозу психологическому здоровью своих воспитанников.
Так, например, в одном из киевских лицеев учительница биологии, которую смело можно отнести к категории «учителей старой закалки», став последовательницей одной из групп New Age, в нескольких классах рассказывала ученикам о близком конце света. Конечно, она это делала из лучших побуждений и святой веры в собственную правоту. Но дома у некоторых детей была истерика. Затем истерика была у родителей. Затем - у администрации лицея, когда пришли родители. Конфликт удалось погасить. Родителям рассказали о сложной жизненной ситуации, в которой оказалась учительница - у нее умер внук. Инцидент вроде был закрыт, но потенциальная угроза психологическому здоровью учащихся осталась.
Третья причина состоит в том, что учительская среда очень слабо информирована о деятельности тоталитарных и деструктивных культов, о таких понятиях как: культ, культовая зависимость, вербовка, психологическое насилие и эксплуатация, манипуляция и контроль сознания, критическое мышление.
Это совершенно не связано с тем, что такой проблемы не существует. Так, на занятии с педагогами, на котором присутствовало около 50 учителей со всей Украины, был показан небольшой 15-ти минутный видеофильм об опасности культового воздействия одной из харизматических церквей в г. Киев. Его обсуждение с перерывами длилось до поздней ночи.
Нам было задано много вопросов, а мы, в свою очередь, услышали много нового о специфике деятельности деструктивных культов в разных регионах Украины. Но о том, что такая деятельность может нести какую-либо серьезную опасность, говорили только несколько человек, непосредственно столкнувшиеся с последствиями культового воздействия. Для остальных это была просто занятная тема, не более того.
Для иллюстрации информационной и психологической неготовности учителей к встрече с культами хотелось бы привести следующий пример. К нам обратилась администрация одного из киевских колледжей с просьбой о помощи. Проблема заключалась в том, что студенты колледжа - творческие, активные и нестандартные молодые люди, с головой ушли в Общество Сознания Кришны. Они стали проповедовать в общежитии колледжа, образовали свою небольшую общину. Администрация не знала ни что делать с этими учащимися, ни какие методические рекомендации дать учителям по поводу взаимодействия с ними, ни как предотвратить подобные инциденты в будущем. Мы выступили на собрании педагогов и проинформировали учителей с юридической, религиоведческой и психологической точек зрения об этой организации. Нас удивила реакция педагогов. Многие недоумевали - зачем вообще что-то делать? Ребятам хорошо - они нашли себя, они верят во что-то светлое и высокое. Каждый может верить в то, что он свободно выбирает. В этом состоит свобода совести.
Большого труда стоило объяснить, что в данном случае не может идти речь о свободе. Там, где появляются деструктивные культы и работают психотехники контроля сознания - там уже нет места реальной свободе выбора. Нам помогли донести это до аудитории именно те преподаватели, которые непосредственно взаимодействовали с молодыми кришнаитами, обратив внимание остальных присутствующих на то, как изменились дети после посещения этого культа. В конце концов, понимание последующих путей развития ситуации было найдено.
Отсутствие четкого понимания в педагогической среде разницы между деструктивным культом, сектой и традиционной церковью приводит к тому, что они ставятся по своему воздействию в одну линию. Нередко можно услышать от педагогов высказывание наподобие того, что самым большим тоталитарным культом в Украине является культ Православной Церкви. И здесь открываются новые возможности для манипулирования информацией. Так, в школу могут не пустить представителя традиционной для Украины Православной церкви, мотивируя это отделением церкви от государства, но разрешить проводить в школе занятия представителям нового религиозного движения, действующего под прикрытием общественной организации, философского и образовательного движения, спортивной секции.
С официального разрешения администрации учебных заведений под видом лекций о вреде наркотиков, о здоровом образе жизни, о подготовке к семейной жизни, о продвинутых методах и формах психического и духовного самосовершенствования членами культов и сект проводится активная пропаганда собственных религиозных взглядов и мировоззренческих доктрин.
Так, на уровне городских и районных отделов народного образования Церковью Объединения Муна, через дочерние организации были организованы крупномасштабные семинары для директоров школ, завучей по учебной и воспитательной работе, учителей. Этих людей на период от трех до пяти дней собирали в пансионатах или санаториях в приказном порядке. Программа была насыщена интенсивными занятиями «учебно-воспитательного» характера, а также групповой культурной программой. Такие семинары прошли многие наши коллеги. Так один из психологов, участница семинара, до сих пор хранит сборник песен, которые они с другими руководителями школ задушевно распевали по вечерам.
Она вспоминает этот семинар с легким юмором, но отмечает, что такое отношение сформировалось далеко не у всех. Группа педагогов весьма увлеклись новоявленным учением и в последующем проходили «обряд венчания», который был организован на центральном стадионе города в один из солнечных летних дней. А инициативная группа одной из городских гимназий после подобного семинара организовали систему семинарских занятий на территории собственного образовательного учреждения по методикам этого культа.
Интерес и использование тех или иных методик, разработанных культами, в системе образования, к сожалению, становится уже очень заметным. Такие педагогические и психологические инновации подаются как что-то исключительное, Ноу-хау.
Проводя семинар с психологами по нашей профилактической программе «Профилактика психологической манипуляции и контроля сознания» в крупном промышленном и культурном центре восточной Украины г. Харькове, мы обратили внимание на огромное количество рекламы на улицах города Центра Дианетики. И поскольку наша программа раскрывает вопросы культового влияния и его профилактики, зашел разговор о все увеличивающемся воздействии отдельных культов на жизнь города вообще и систему образования в частности.
Конкретно разговор пошел о саентологическом движении. Мы удивились столь открытой и явной пропаганде - куда смотрят административные органы власти? На что местные преподаватели удивили нас еще больше. Оказалось, что именно с подачи областных властей отдельные чиновники открыто пропагандируют саентологические технологии в системе образования, и в добровольно-принудительном режиме рекомендуют их для занятий с учащимися.
Это не удивительно, ведь при встрече саентологи вовсю стараются показать свой товар лицом: техники обучения детей скорочтению, программы повышения грамотности, технологии стабилизации эмоционального состояния, программы профилактики наркомании (Нарконон). Надо сказать, техники действительно весьма привлекательны: компактны, доступны, и, самое главное, работающие.
Отказаться от сотрудничества может помочь только наличие полной информации об этой организации. К сожалению, подобной информацией обладают далеко не все. Учитывая слабое финансирование школ нередки случаи обращения культовых организаций с просьбой предоставления аренды помещения для проведения тех или иных мероприятий, занятий, совершенно бесплатных для учителей и учащихся школы.
Например, в администрацию лицея, в котором я работаю, обратились представители одного из движений New Age - «Искусство жизни». Они хотели договориться об аренде спортивного зала, так как для проведения занятий необходимо наличие спортивных матов. Руководство лицея попросила меня дать экспертную оценку предлагаемых ими услуг. Я услышала рассказ о том, как учение стремительно покоряет мир (уже покорило Прибалтику, Россию и Беларусь), увидела сомнительную идеологию и достаточно опасные практики: суггестивные, контроль дыхания и т.д. В итоге учителя нашего лицея остались без «эксклюзивных знаний» об «искусстве жизни». Но, к сожалению, нет совершенно никаких гарантий, что эти «знания» сейчас не получают учителя других школ города Киева. Надо сказать, что аренда школьных помещений - классов, актовых и спортивных залов - обычная практика. Сомнительные семинары философской, духовной или психологической направленности довольно часто проходят в помещениях той или иной школы города.
Неизменными атрибутами этих семинаров является присутствие живого «пророка» или «мессии», горящие глаза его последователей и всеобщая увлеченность стройной (или не очень) теорией переделки общества.
Часто способы, которые выбирают культовые организации, чтобы подружиться с образовательным учреждением, на первый взгляд не вызывают никаких подозрений: подарки малообеспеченным детям на Новый Год, организация экскурсий для детей и учителей, организация отдыха и досуга. Например, организация различными новыми религиозными движениями псевдохристианского направления палаточных лагерей для старшеклассников в летнее время. Это очень заманчивое предложение для родителей, поскольку детей часто вывозят на берег моря или иную экологически чистую зону, абсолютно бесплатно. Причем обещают при этом насыщенную культурную и образовательную программу, не предупреждая родителей о проводимой там индоктринации учащихся.
Таким образом, культовое влияние в учебных учреждениях осуществляется через:
● проведение лекций для учителей и учеников;
● оказание информационных услуг, содержанием которых является культовая идеология;
● аренду школьных помещений для проведения своих занятий;
● установление тесных контактов с администрацией учебного заведения под видом спонсорской и благотворительной помощи;
● организацию досуга детей и/или учителей;
● распространение своей литературы, информационных буклетов и т.д.
Кроме этого, сложности возникают и у учителей при организации взаимодействия с родителями учеников, которые являются адептами тоталитарных и деструктивных культов.
Это может выражаться в том, что родители не соглашаются с той информацией, которая расходится по содержанию с доктриной культа. Например, отец ученика 9 класса, член организации Свидетели Иеговы, был возмущен и писал скандальные письма в вышестоящие инстанции, почему его сыну преподают психологию, которой нет в перечне обязательной программы средней школы. Надо сказать, что в рамках именно этой дисциплины реализуются наши программы профилактики психологической манипуляции и контроля сознания. Конфликт удалось погасить, убедив родителя, что все дополнительные факультативные курсы - специфика данного учебного заведения. Забирать мальчика из учебного заведения он не захотел.
Но не все случаи так безобидны. Например, девочки-семиклассницы были замечены в активном воровстве: брали у одноклассников деньги, мелкие канцелярские принадлежности и т. д. Родители девочек - тоже члены Свидетелей Иеговы. Выйти на какой-либо конструктивный диалог с родителями по этому поводу не удалось. Родители отвечали: «Если девочки что-то и брали - они просто брали, это не воровство. Они не могут воровать - они верят в Бога и молятся каждый день».
Мы не думаем, что в ближайшее время на административном уровне что-то изменится в понимании механизмов и опасности оказания влияния тех или иных культов в системе образования. Ведь проникновение в государственные учебные заведения дает культам определенные преимущества:
● Возможность повышения собственного авторитета и придания видимости легитимности своей деятельности за счет сотрудничества с государственными учебными учреждениями;
● Возможность пропаганды собственной идеологии под видом учебной информации;
● Возможность оказания массового влияния и массовой вербовки новых адептов;
● Возможность рекламировать свою «социально полезную деятельность» по духовному воспитанию подрастающего поколения.
На сегодняшнем этапе развития образования трудно ожидать государственной поддержки нашим инициативам по недопущению проникновения культовой идеологии в систему государственного образования. Основная нагрузка по профилактике падает на общественные организации и педагогов-энтузиастов. И в этом направлении нами был накоплен определенный опыт, которым бы хотелось поделиться с вами.
На международной научно-практической конференции «Профилактика психологического насилия, манипуляции сознания и развитие критического мышления в молодежной среде», которая проходила в мае 2004 года в Киеве, были представлены наши программы «Профилактика психологической манипуляции и контроля сознания», а также «Психологическая безопасность - учителю».
Главная суть первой программы заключается в развитии у молодых людей навыков ассертивности (открытого конструктивного взаимодействия), рефлексии (умений видеть и понимать ситуацию), критичности мышления (навыки работы с информацией: ее анализ, переработка, технологии принятия независимого решений), наличие информации о культах и культовом контроле сознания.
В ходе исследования контрольных показателей по психодиагностическим методикам была отмечена позитивная тенденция снижение рисков негативного психологического влияния среди учащихся, которые занимались по программе, снижение опасности у них развития психологической зависимости.
Кроме того, проверку на критичность мышления ученики прошли во время событий «оранжевой революции». Эта тема неоднократно являлась содержанием бесед и психологических упражнений на наших занятиях. Учащиеся в основном видели и понимали моменты психологического манипулирования в СМИ, по телевидению и других источниках информации. Значит, и в отношении иных возможных попыток воздействия на их сознание можно быть более спокойными - они их увидят, поймут и не поддадутся их воздействию.
Поскольку для работы по этой программе необходимо было подготовить инструкторов: педагогов, школьных психологов, мы проводили семинары для работников системы образования. И столкнулись с такой проблемой: прежде, чем обучить педагогов, каким образом разговаривать с детьми на антиманипуляционную тему - необходимо самих педагогов учить взаимодействовать (и обучать) без практик психологической манипуляции.
К сожалению, академическое обучение основам психологии в государственной системе подготовки кадров и повышения квалификации очень часто носит теоретический характер.
Учителя же в первую очередь нуждаются в конкретных практических знаниях, методиках, в том числе и методиках нейтрализации последствий манипулирования и предотвращения развития психологической зависимости.
Так родилась вторая наша программа «Психологическая безопасность - учителю». Эта программа состоит из 4 модулей:
1. Введение в антиманипуляционную тематику (здесь же находится информация по культам)
2. Бытовое и семейное взаимодействие - навыки общения без манипулирования.
3. Психология профессионализма - обязательно ли эффективный педагог является опытным манипулятором? 4. Школа без манипулирования: презентация программы «Профилактика психологической манипуляции и контроля сознания» для старшеклассников и обучение педагогов методике работы по ней.
Оказалось, что очень трудно собрать группу заинтересованных педагогов, готовых целенаправленно работать в заданном антиманипуляционном направлении. Даже если в такой работе заинтересован руководитель той или иной школы - учителя, которых принуждают посещать занятия, стараются под любым предлогом их избежать. Чаще в каждой школе есть всего несколько человек с хорошей мотивацией к обучению. Возникает вопрос, как объединить их в группы.
На данный момент нам в реализации программы очень помогает сотрудничество с украинским издательством «Плеяды» (издательство специализируется на психолого-педагогическом направлении, выпускает серию журналов для системы среднего образования).
Это издательство уже два года реализует общественный образовательный проект «Открытая Педагогическая Школа» - альтернатива государственной системе повышения квалификации учителей, которую на сегодняшний момент поддерживает Академия педагогических наук Украины. В рамках проекта организовано как дистанционное (публикации в журналах и Интернет www.pleyady.kiev.ua) обучение, так и очное (проведение лекций, семинаров, тренингов в различных городах Украины). В журнале «Открытый урок» мы ведем постоянную рубрику, которая так и называется «Психологическая безопасность - учителю», в которой поднимаем также и вопросы профилактики культового влияния и культовой зависимости.
Реализация наших программ в системе государственного образования показала необходимость:
● Проведения конференций, круглых столов, семинаров со специалистами, для привлечения внимания широкой общественности к проблеме негативного влияния на школу со стороны культов, к профилактике в школьной среде психологического насилия и психологических зависимостей.
● Подготовки документов, позволяющих регулировать взаимоотношения культовых организаций и образовательных структур на правовой основе. На данный момент в нашей стране нет четко прописанной юридически-правовой базы, оговаривающей законное взаимодействие учреждений государственной системы среднего образования и иных некоммерческих структур.
● Создания экспертных структур, которые могли бы сделать компетентный вывод об опасности (безопасности) той или иной концепции, вероучения, идеологии. При этом насущным стал вопрос проведения социально-психологических экспертиз программ, которые внедряются в систему образования под видом факультативов разными общественными и религиозными организациями.
● Формирования широкого понимания в педагогической среде того, что демократизация управленческой структуры должна способствовать формированию особой организационной культуры школьных взаимоотношений. Культуры, где ключевыми словами будут: открытость, доброжелательность, толерантность, критичность. Подобная система внутри школьных взаимоотношений станет и самой лучшей профилактикой возможного культового влияния, и самым надежным гарантом сохранения психологического здоровья и учителей, и учеников.
● Постоянно обращать внимание Министерства образования и науки Украины, руководителей местных органов образования на все нарушения принципа светскости образования в государственных образовательных учреждениях.
● При преподавании мировоззренческих дисциплин в учебных учреждениях делать особый акцент на формировании критического мышления учащихся, а также на формирование механизмов психологической защиты и обеспечение информационной и психологической безопасности.
● Постоянно изучать способы и средства психологического воздействия, которые используются религиозными организациями деструктивной направленности.
● Необходимо формировать понимание сути тоталитарного деструктивного культа как социального феномена, того, что приток новых адептов является основой его существования и развития. Деструктивный культ можно сравнить с раковым образованием. Его цель - не поддержание организма в целом (организм - метафора человеческого сообщества), а поддержание собственного существования и обеспечение роста. Приток новых адептов обеспечивает стабильность, рост и процветание культа. В таком ракурсе образовательная система - по-настоящему «золотая жила» незрелых умов и душ, уже собранных в одном месте и готовых «внимать и слушать».
Аспирант Института педагогики и психологии Профессионального образования Академии педагогических наук Украины, практический психолог Елена МЕРЗЛЯКОВА
Председатель Общества защиты семьи и личности, социальный психолог Владимир ПЕТУХОВ