Разрушительный характер деятельности О.Мавроматти и его сообщников для общественной нравственности, гражданского мира в российском обществе требует от государственных органов (милиции, прокуратуры, министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций) немедленных и действенных мер. Один из ближайших сотрудников О.Мавроматти по организации и проведению противоправных акций откровенно высказывается об очередном своем деянии на ниве разрушения нравственности и гражданского сознания в нашем обществе:
«Кстати, по поводу России, 30 мая у меня был перформанс на ступенях Большого театра, который назывался «Я ненавижу Россию». Я вышел на колоннаду и скальпелем вырезал у себя на груди тюремную решетку - собрал кровь в 100 граммовую рюмку, народ собрался, дождик пошел, кровь стала свертываться - и на плакате кровью написал: «Я ненавижу Россию». Поднял этот плакат над собой, а потом бросил людям листовки, где были обозначены 10 пунктов, за что именно я ненавижу Россию: за распизд…во, за жадность, за тупость, за чванство и последний пункт - за всю х..ню. И, действительно, каждый, каким бы патриотом он не был, может сказать, как меня достала эта страна, как я ее ненавижу» (32).
Подобные публичные акции и заявления, очевидно, оскорбляют национальное достоинство многих граждан, как русской, так и иных национальностей, народов России, которые любят свою Родину. Либо российское государство сумеет остановить законными средствами этих людей, ненависть которых к нашей стране перехлестнула все возможные пределы, либо уполномоченные для этого государственные органы должны разделить ответственность за возможные социальные последствия как этих акций О.Мавроматти и его группы, так и реакции здоровой части общества на них.
6. Принимали ли участие в организации и проведении акции О.Мавроматти и его группы 1 апреля 2000 г. у здания НИИ культурологии и храма Святителя Николая на Берсеневке должностные лица?
Акция О.Мавроматти 1 апреля 2000 г. проводилась на территории НИИ культурологии, что было бы невозможно без соответствующего распоряжения (письменного или устного) дирекции института. То, что администрация института была не только осведомлена о готовящейся провокации, но и принимала участие в ней подтверждается следующими фактами.
Для съемки акции было осуществлено подключение к электрической сети института, что обеспечивала сотрудник института, главный инженер Крюкова Н.Н. По сообщениям СМИ на вопросы возмущенных людей к ней о целях акции, она ответила, что данная акция - «просто хохма».
«…Главный инженер института Наталья Крюкова, отбиваясь от вопросов верующих, сказала, что это она разрешила «киношникам» подключиться к электросети института, а что касается распятия живого человека, то, по ее словам, «это была просто хохма». Община храма святителя Николая на Берсеневке убеждена, что случившееся - очередной факт открытого издевательства над православными духовными ценностями. И с этим нельзя не согласиться» (6).
Трудно себе представить, что главный инженер НИИ культурологии выходит на работу в субботу - нерабочий день для того, чтобы просто «похохмить». Очевидно, что для работы в выходной день должны быть более серьезные основания. Таким основанием могло стать только распоряжение директора НИИ культурологии К.Разлогова, или самостоятельное решение Н. Крюковой принять участие в провокации О.Мавроматти.
Оправдания директора института К.Разлогова также звучат крайне не убедительно и по существу повторяют оправдания О.Мавроматти. Последнее косвенно указывает на прямую вовлеченность руководства НИИ культурологии в действия группы О.Мавроматти (возможно - для оказания давления на приход храма Святителя Николая по имущественным спорам). Этот факт требует специального разбирательства и оценки, как со стороны правоохранительных органов, так и руководства министерства культуры РФ.
«Мы пытались выяснить отношение к событию заместителя министра культуры РФ Анатолия Измайловича Рахаева, в ведении которого находится Российский институт культурологии. Узнали от помощника замминистра, что последний с публикацией «Труда» ознакомился, и на 12 апреля назначил встречу с руководством института, а раньше этого ничего комментировать не станет. Жаль» (7).
«…письмо директора Российского института культурологии К.Разлогова.
В письме обращал на себя внимание такой успокоительный пассаж: «: при съемке не было использовано каких-либо предметов ритуального назначения, как христианских (православных), так и сатанинских:».
Позднее о том же почти дословно скажет в печати Мавроматти: «Во время съемок не было использовано ни одного предмета культа». Что это? Игра в наивность? Или взаправду кто-то не понимает, из-за чего, собственно, встревожились православные? Из-за креста! Верующие убеждены: произведенное распятие человека есть не что иное, как хула на крестные страдания Иисуса Христа. После казни и воскресения Иисуса Христа крест любой формы для христиан является священным вот уже почти 2000 лет.
Устроители «опасной и кровавой» акции на Берсеневке не удержались от того, чтобы и в листовке о ней не выразить свое враждебное отношение к главной христианской святыне. Мы не видим возможности тиражировать пачкотню с листовки (попробуйте представить себе на мгновение крест с распятым: осьминогом).
…11 апреля во второй половине дня в экспедицию Мосгорпрокуратуры передано заявление прихожан (за сорока подписями) о действиях, которые, по мнению верующих, имели целью возбуждение религиозной вражды. Какой бы ни была перспектива этого заявления, уже сейчас бесспорно одно: люди правы, единодушно выступив в защиту своей веры, своих святынь (7).
Там же журналисты также справедливо указывают на еще одно существенное негативное социальное последствие акции О.Мавроматти - дискредитацию государственных учреждений (Министерства культуры РФ, НИИ культурологии) и, таким образом, подрыв авторитета Российского государства, вследствие вовлечения в противоправные акции сотрудников НИИ культурологии.
Таким образом, а акции О.Мавроматти и его группы 1 апреля 2000 г. у здания НИИ культурологии и храма Святителя Николая на Берсеневской набережной принимали участие должностные лица, использовавшие свое служебное положение для организации и обеспечения действий группы О.Мавроматти.
7. Является ли акция, совершенная О.Мавроматти результатом деятельности только его лично или она совершена организованной группой лиц?
Наличие кинооператора, снимавшего акцию на пленку, помощников, вбивавших гвозди и ассистировавших О.Мавроматти в его действиях говорит о наличии организованной группы граждан, объединившихся для проведения акции, состоявшейся 1 апреля 2000 г.
Участие в техническом обеспечении акции сотрудника НИИ культурологии, главного инженера института Н.Н.Крюковой также подтверждает этот вывод.
Таким образом, действия О.Мавроматти и его группы 1 апреля 2000 г. у здания НИИ культурологии и храма Святителя Николая на Берсеневке подпадают под 2 часть Статьи №282, поскольку были совершены организованной группой.
8. Представляют ли действия О.Мавроматти и других лиц, принимавших участие в акции 1 апреля 2000 г. и других подобных акциях, опасность для общества?
Действия О.Мавроматти и членов его группы представляет серьезную социальную опасность, они целенаправленно и сознательно асоциальны. Помимо возбуждения религиозной вражды, идеология и практика деятельности группы О.Мавроматти способствует нравственной деградации общества, разрушению гражданственности его членов, дискредитирует общественные институты и государственные учреждения.
Важно, что О.Мавроматти и соучастники его акций ясно представляют себе эту цель и результат своей деятельности и намеренно публично распространяют материалы, пропагандирующие насилие, проституцию, сексуальные извращения, употребление наркотиков, суицид. Особенно опасны они для нравственного и психического здоровья молодежи, несовершеннолетних детей, которые оказываются свидетелями акций О.Мавроматти и его единомышленников или могут попасть на демонстрации его фильмов и «выставки».
«…Итак, Светлана Баскова и Олег Мавроматти выпустили фильм «Зеленый слоник». Трудно пересказать содержание фильма... Начинается он «матерным здравием», а кончается «чернушнейшим упокоем». В газете «Неофициальная Москва» было напечатано стихотворение 15-летнего зрителя, попавшего под впечатление фильма:
Растекаясь по асфальту, Разомлевший от жары, Я ползу тебе навстречу, Если хочешь, разотри
Мне ладони своим телом. Где не прячется луна Нарисуй углем и мелом, Чтобы был как у слона,
Чтобы руки могли трогать А глаза могли смотреть, Чтобы веки могли видеть, А белки могли глядеть.
Разомлевший весь от скуки, Я плыву к тебе ручьем В зеленеющую тину - Будем жрать говно вдвоем (11).
«…зеленый слоник. Supernova представляет самый грязный фильм тысячелетия… Кончается всё гомосексуальным насилием, смертоубийством, самоубийством и ещё одним убийством. Льется настоящая кровь (животных), экран завален реальными потрохами.
…Если бы повторение дебильных диалогов, нелепых ситуаций и жестокостей не создавало сильный юмористический эффект, то после просмотра ленты следовало покончить с собой. Что и пытается сделать один из персонажей фильма, не потому что «так жить нельзя», а по той причине, что жить, вообще, нельзя никогда и нигде…
Алёна Мартынова предлагает зрителю свои сверхдорогие сексуальные услуги» (17).
«Известность приобрел как стойкий мазохист, игравший горящими руками в горящие шахматы, вырезавший на своем теле скальпелем узоры и разнообразные символы и зашивавший себе рот суровыми нитками. Многие акции осуществлял совместно с О.Мавроматти и в составе художественной группы «Секта абсолютной любви»… Автор (черная футболка, оголенные ноги), стоя на возвышении, делает надрезы в верхних частях бедер. Кровь свободно стекает вниз по ходу всего вернисажа, как бы одевая ноги художника в алые чулки (14).
Социальная опасность деятельности О.Мавроматти и его группы усугубляется широкой рекламой его акций в СМИ. При этом происходит вовлечение все новых людей в деятельности этой группы. О.Мавроматти целенаправленно привлекает к участию в своих противоправных акциях других людей, что, в перспективе, может нанести им серьезный моральный и иной ущерб (разбирательства с законом, столкновения с оскорбляемыми ими людьми, потеря нравственной и деловой репутации и др.).
В своих рекламных материалах О.Мавроматти и его группа публикуют «практические рекомендации», направленные на то, чтобы привлекать к своей антиобщественной деятельности других людей. Эти «рекомендации» распространяются публично и также носят антиобщественный, аморальный и даже преступный характер.
С практической стороны, чтобы подготовить человека к участию в своей антиобщественной деятельности, О.Мавроматти дает 13, в соответствии с сатанистской ритуалистикой, рекомендаций. В частности, такие:
«Вам необходимо обзавестись следующими аксессуарами и выполнить:
… Запасом LSD на 3 года;
Книгой «Товарищ убийца» (о жизни и приключениях Андрея Чикатило);
Завести роман с прелестной медсестрой из морга или с кафедры топографической анатомии;
… Всем сердцем возненавидеть весь мир;
Хотя бы раз для приличия следует попилить вены;
… Хотя бы 3 месяца полежать в кризе.
Если вы выполнили условия всех 13-ти пунктов, постарайтесь понять, что есть Голливуд, который вас никогда не полюбит, а если чудо все же произойдет - плюньте в лицо продюсеру, предложившего вам снять «Чужого-5», и попытайтесь застрелить Президента США.
Вы можете спросить: а причем здесь кино, творчество и современное изображение? Все просто! Это миф. Ничего этого нет, да и никогда небыло. Были только сопли, грезы и несбыточные мечты.
С вселенской любовью -
Победитель иллюзий Олег Мавроматти
Продюсер Всех дел Земных Сергей Сальников
Нам не стыдно!» (23).
Здесь содержится публичная пропаганда распространения наркотиков, насилия (рекомендовано изучать «жизнь и приключения» А.Чикатило) и аморальный призыв «возненавидеть весь мир», что уже само по себе должно являться предметом разбирательства для чиновников министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, работников органов внутренних дел и прокуратуры.
О.Мавроматти признает, что его публичные акции, «художественные перфомансы», «выставки», «кинофильмы» и т.п., - это только средство выразить его болезненную ненависть к миру. Причем средство удобное, позволяющее уходить от уголовной ответственности. Поэтому попытки О.Мавроматти оправдываться перед представителями закона тем, что его акция 1 апреля 2000 г. у храма на Берсеневке - просто съемка фрагмента его художественного фильма - несостоятельны.
Закономерно и то, что все предшествующие публичные акции, «перфомансы» (представления) О.Мавроматти носят столь же антиобщественный, патологический характер и не имеют никакого отношения к искусству.
«Наиболее радикальные перформансы, автором которых является Олег Мавроматти -
«Люби меня насмерть» (Оргия в морге, Москва, 1996 г.) «Промысел божий» (Органическая инсталляция (мясо, человеческие скелеты, опарыши); Видео (танец опарышей); заключительный перформанс (Зашивание губ) в TV Галерее, Москва, 1996 г. «Из России с любовью» (Перформанс в TV Галерее: прокалывание плечей рыболовными крючками). Москва, 1996г. «Минута молчания» (перформанс на радиостанции «Эхо Москвы»: прокалыввание языков). Москва, 1996г. «Пиррова победа» (Перформанс в Международной шахматной ассоциации: игра в шахматы горящими руками). Москва, 1997г.
Нам не стыдно!» (22).
Последняя фраза, - некий «девиз» группы О.Мавроматти, выражающий асоциальную направленность ее деятельности, который помещается под публичными заявлениями в СМИ.
Характерны признания авторов и организаторов антиобщественных акций (О.Мавроматти и других) в том, что при проведении своих мероприятий они иногда скрывают их содержание от людей, участвующих в организации, предоставляющих им помещения и т.д. Эти люди вводятся в заблуждение, считая, что участвуют в организации художественного мероприятия (выставки, показа фильма и т.д.), а на самом деле вовлекаются О.Мавроматти и его сообщниками в противоправные действия.
«Еще мы с Олегом успели провести три акции за пределами Москвы, в Белоруссии - в Минске, в Витебске и в Смоленске. Все это сопровождалось не только показами фильмов, но и бурными реакциями со стороны тех людей, которые нас приглашали и не рассчитывали, что это будет так.
Это были положительные реакции?
В том то и дело, что нет. В Минске, когда это происходило, за нами пришла милиция, в Смоленске во время показа отключили электричество, и показ остановился. Это все было очень хорошо, это была часть художественной задумки, мы не только осуществляли показ, но и превращали его в некую акцию. Это же клево, когда идет показ, и вдруг остолбеневшее руководство принимает решение и отрубает свет. Это классно, это значит - действительно все отдыхали.
Оказывается, вот где цель sтыковцев! Шокировать толпу, сделать просмотр невыносимым…» (11). Такими образом, своими действиями О.Мавроматти и лица, участвующие с ним в проведении антиобщественных акций, наносят ущерб моральной и деловой репутации граждан и организаций, которые оказываются вовлеченными в его противоправные действия вследствие введения их в заблуждение или недостатка информации.
О.Мавроматти и другими организаторами и участниками его акций сознательно ставится цель совершения антиобщественного действия, в том числе посредством демонстрации фильмов оскорбительного и безнравственного содержания.
«С Сергеем Сальниковым, директором фестиваля «Sтык», беседует наш специальный корреспондент Светлана Телятникова. Это здорово, что многие не выдерживают и уходят с наших фильмов, - начал Сергей. - Значит, мы занимаемся тем, чем хотели... Мы стремимся к тому, чтобы у зрителя было ощущение полученное пощечины» (16).
Социальная опасность действий О.Мавроматти и его группы подтверждается и его сотрудничеством с общественными объединениями, декларирующими антигосударственные цели или известными своей социально деструктивной позицией. Например, сотрудничеством с Национал-большевистской партией Э.Лимонова. В средствах массовой информации прошли сообщения об участии О.Мавроматти в официальных мероприятиях партии Э.Лимонова.
«1 и 2 октября в московском кинотеатре «Алмаз» состоялся общероссийский съезд Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова. … В фойе делегаты и гости смогли лицезреть на больших мониторах авангардный ролик, посвященный НБП (снятый Сергеем Сальниковым и Олегом Мавроматти)» (19).
9. Можно ли считать действия О.Мавроматти и его группы формой художественного творчества, творческого самовыражения художника?
Художественное творчество и самовыражение присуще каждому человеку. Люди таким образом выражают свое отношение к миру, другим людям, обществу. Поэтому факт выражения этого своего отношения художественными средствами, сам по себе, никак не связан с содержанием того, что выражается и мерой ответственности гражданина за свои публичные высказывания или действия.
О качестве «художественного творчества» О.Мавроматти, которым он и его последователи называют патологические и социально опасные действия, проводимые публично и с использованием средств массовой информации, можно судить, рассмотрев, хотя бы, рекламу этого «творчества».
В представительских, рекламных материалах О.Мавроматти называет себя «лидером художественного объединения «Секта Абсолютной любви».
«Фильмография:
«Черви Бенеттона» 1989
«11 писем внутрь» 1993
«Основное условие смерть» 1994
«Сатанинский гриб» 1995
«Грибы-птицееды» 1996»
«Проклятье черного - 108» 1996
«Тайная эстетика марсианских шпионов»
Часть первая - 1997,
Часть вторая - 1998
«Ядерная нестабильность» 1998
«План - 999» 1998 (28)».
Последнее название содержит косвенное употребление символа «666», широко используемого сатанистами. Очевидно, что «фильмография» этого «художника» в одних названиях позволяет получить представление о негативной направленности духовного состояния О.Мавроматти и людей, составляющих с ним асоциальную группу «непризнанных гениев». Вся его якобы «художественная» деятельность, как в своих «теоретических» положениях, так и на практике - открытая декларация права свободно и безнаказанно совершать антиобщественные действия, оскорблять религиозные и нравственные чувства граждан, возбуждать в обществе религиозную и национальную вражду и рознь.
Очевидно, что человек, не способный адекватно вести себя в обществе, намеренно нарушающий законные права граждан - не важно каким способом и образом, должен либо понести установленную законом ответственность за свои асоциальные действия, либо быть признанным невменяемым медицинскими специалистами и при наличии социальной опасности его действий - принужден лечиться в психиатрическом стационаре.
Контроль со стороны медицинских работников за теми «художниками», чье поведение представляет опасность для общества, с точки зрения О.Мавроматти, неприемлем. Его не устраивает и «пародия на безумие», которую демонстрируют некоторые эксцентричные деятели «нового искусства», пытаясь таким образом привлечь к себе внимание прессы.
«Воспринимая безумие как свободу, они страшно далеки от настоящего безумия. Поэтому можно говорить о появлении художественного симулякра безумия - синонима персонального освобождения от прессинга законов социума. Но такое художественное безумие - только миф, культивируемый примерными рабами» (28).
О.Мавроматти выражает желание свободно нести в общество под видом художественного творчества настоящее антисоциальное безумие, которое не будет стеснено ни смирительной рубашкой психиатрической клиники, ни законами государства: «Мой фильм - это визуализация процесса поиска способов приближения к настоящему нелогичному, антисоциальному безумиюе... Олег Мавроматти» (28).
В цитированных выше «рекомендациях» О.Мавроматти своим последователям также содержится характерное признание того, что «художественное оформление» своих публичных действий для него и его сообщников, в сущности, только «миф», что «ничего этого нет…».
«Вы можете спросить: а причем здесь кино, творчество и современное изображение? Все просто! Это миф. Ничего этого нет, да и никогда не было. Были только сопли, грезы и несбыточные мечты» (23).
Ближайший сотрудник О.Мавроматти по организации «Секта Абсолютной любви» свидетельствует о том, что «художники» его круга видят цель своей антисоциальной деятельности именно в «уничтожении искусства» как важной и значимой сферы в жизни любого общества. «Саша Бренер как-то спросил меня: «Ну что, все искусство уничтожили?». Он думал, что у нас такая программа, уничтожение искусства. И у него тоже была такая программа» (32).
То, что действия О.Мавроматти и его группы не имеют никакого отношения к искусству, в том числе киноискусству в общепринятом смысле этих понятий, подтверждается реакцией на его «кино» студентов государственного института кинематографии.
«Фильм «Тайная эстетика марсианских шпионов» Олега Мавроматти произвел, прямо скажем, шокирующее впечатление на видевших-перевидевших всякого разного студентов ВГИКа. Добрая половина покинула зал, не дождавшись конца, последовавшего всего через сорок минут. О чем фильм? О нашем человеческом житье-бытье, итог которого на исходе XX века - раздвоенность, взрыв, распад... Одна студентка с негодованием так прокомментировала увиденное: «Если это кино будущего, то пусть оно умрет» (16).
Общие выводы заключения.
Принимая во внимание:
● все обстоятельства проведенной 1 апреля 2000 г. О.Мавроматти и его группой публичной акции,
● результаты проведенного исследования социальной деятельности О.Мавроматти и лиц, принимающих участие в его акциях и составляющих с ним организованную группу единомышленников,
● а также наступившие в ее результате последствия - комментарии в СМИ, обращения граждан в органы прокуратуры и др.,
считаем возможным утверждать следующее:
I. О.Мавроматти и его единомышленники составляют организованную группу (объединение «Sтык» и др.), целью деятельности которой является проведение антиобщественных акций, заключающихся в публичном оскорблении религиозных и чувств верующих ряда религиозных конфессий и национального достоинства граждан, ведении пропаганды неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, следствием чего является возбуждение религиозной и национальной вражды в нашем обществе.
II. Действия О.Мавроматти и его группы 1 апреля на территории НИИ культурологии и у храма Святителя Николая на Берсеневке полностью подпадают под Статью №282, часть 1 УК, поскольку:
● привели к возбуждению в обществе религиозной вражды;
● привели к унижению национального достоинства граждан русской национальности, а также граждан иных национальностей, уважительно относящихся к национальному культурному наследию (храм Христа Спасителя, храм Святителя Николая на Берсеневке);
● явились пропагандой неполноценности граждан по признаку их отношения к религии (христиан, православных христиан);
● были совершены публично;
● были совершены с использованием средств массовой информации для усугубления антиобщественного эффекта, усиления деструктивного воздействия акции на общество;
III. Также действия О.Мавроматти и его группы 1 апреля у здания НИИ культурологии и храма Святителя Николая на Берсеневке частично подпадают под Статью №282, часть 2 УК, поскольку:
● были совершены организованной группой;
● в них принимали участие (содействовали проведению) служащие государственного учреждения (НИИ культурологии) с использованием своего служебного положения. 2 сентября 2000 г.
Кандидат философских наук, преподаватель Российского Православного Университета Св. Иоанн Богослова, референт Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Ситников Алексей Владимирович
ИСТОЧНИКИ:
[1] Сообщение о Фестивале «Sтык» в сети Интернет.
[2] Боль как эстетическая категория (по ту сторону оригинальности). Сообщение в сети Интернет.
[3] Видишь, в центре Москвы возвышается крест? Повиси-ка на нем. Сообщение в сети Интернет. Владимир Ворсобин. Комсомольская Правда, 10.04.2000.
[4] Голгофа на Берсеневке. Сообщение в сети Интернет. Максим Горелик. Сегодня, 6.04.2000.
[5] Текст листовки. Труд-7, 6.04.2000. Труд-7, 13.04.2000.
[6] «Труд-7», 06 апреля 2000г. - №063. Панорама. Юрий Агещев, Александр Королев. Человека распяли у стен храма.
[7] «Труд-7», 13 апреля 2000г. - №068. Лампада. Юрий Агещев, Александр Королев. Почему церковный приход был вынужден обратиться в прокуратуру.
[8] «Вечерняя Москва», 17 апреля 2000г. Максим Горелик. Главное в боли - оригинальность.
[11] Харченко Д. Сверхновая русская киноволна // YTPO (ежедневная электронная газета), 7 марта 2000 г. - Выпуск №136(207).
[12] Режиссеры «Sтык», Олег Мавроматти. Сообщение в сети Интернет.
[13] Нехорошев Г. Кого обидел художник. Олег Мавроматти страдает за независимое кино // Независимая газета, 13 июля 2000 г. - №128(2190).
[14] Император Вава. Валькирия (post-action), выставка-перформанс. Сообщение в сети Интернет. Федор Ромер «Валькирия (post-action)». Итоги, 10 ноября 1998.
[15] Листовка с изображением осьминога на кресте.
[16] Еженедельник «Москвичка» 1998 №15 - Такое вот кино.
[17] Светлана Баскова «Зелёный слоник». Supernova представляет самый грязный фильм тысячелетия. Владимир Сальников. Родина дала им звёздочки… Сообщение в сети Интернет. «Художественный журнал» № 30, 2000.
[18] Ирина Яранцева для журнала «Огонек». В Москве прошел показ видеофильмов немецкого фестиваля… Сообщение в сети Интернет.
[19] О. Пулеметов Смотр силtitle: Смотр сил. №40(253). 06-10-98.
[20] Боль как эстетическая категория. Обращение на заявление… ответ мавроматти на заявление верующих в прокуратуру.
[21] Ревнитель благочестия, №13.
[22] Режиссеры «Sтык», Олег Мавроматти. Мавроматти Олег Юрьевич. Сообщение в сети Интернет.
[23] Режиссеры «Sтык», Олег Мавроматти. Краткое руководство молодым, энергичным, желающим делать современное искусство биологическим видам. Сообщение в сети Интернет.
[24] Реклама фильма Мавроматти «Выблядки». Сообщение в сети Интернет. http://drugie.here.ru/suprenova/.
[25] Sтык-Фильмы. Светлана Баскова. Кокки-бегущий доктор. В аду катастроф не бывает (из телефонного разговора). Сообщение в сети Интернет.
[26] Бренер Александр. Сообщение в сети Интернет.
[27] «Тайная эстетика марсианских шпионов» в двух частях, 1997-98, режиссер Олег Мавроматти, продюсер Сергей Сальников. Сообщение в сети Интернет.
[28] http://www.chat.ru//~ztyk Адрес сайта объединения «Sтык» в сети Интернет.
[29] Анна Чепурнова. «Вредное информационное воздействие» - Pro и contra. Сообщение в сети Интернет.
[30] Закон Божий для семьи и школы. Прот. С.Слободской. - СПб., 1997, с.34-35, 518-520.
[31] Радек №01.М., - «Гилея». Беседа с О.Осмоловским. Сообщение в сети Интернет.
Московское издательство «ПаломникЪ» издает новые тома энциклопедии «Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера», приобретая которые, вы получаете доступ к полной версии энциклопедии, обширным аналитическим материалам, информации о сотнях новых культовых групп, огромной базе документов и массиву фотографий. Приобрести книгу, как в розницу, так и оптом, жителям Украины удобнее в Интернет-магазине «Благовест», оплатив стоимость пересылки книги из России, или в самом издательстве «ПаломникЪ». Главный редактор издательства - Павел Николаевич Роговой. Адрес издательства: 127015, Москва, ул. Бутырская, 86 Б, тел. (499) 972-36-45, e-mail: [email protected].
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»
Том 7. Возбуждение религиозной вражды. Исследования. Факты. Терминология