Основатель - индиец Прем Нагар, передавший затем бразды правления в руки своего сына Махараджи Джи.
Нынешний руководитель - Махараджи Джи (его полное имя - Бальогешвар Парали Хан Сатгуру Дев Шри Сант Джи Махарадж).
Центры «Миссии Божественного Света» расположены в США, Франции, России и других странах. В России общины последователей гуру Махараджи Джи активно действуют в:
Москве, Санкт-Петербурге, Перми и других городах.
В «Миссии Божественного Света» слово «знание» означает четыре методики медитации, которым учат в течение начального занятия, что предположительно дает человеку знание Бога; слово «разум» синонимично дурным мыслям и силам внутри людей, которые уводят их от Бога и от Истины; слово «мир» относится к тому, что находится за пределами «Миссии Божественного Света» и поэтому является непросвещенным.
«Счастье - не внешний фактор, а состояние души, - декларировал Махараджи Джи. - Если заглох ваш автомобиль, вы первым делом проверяете свечу зажигания - не забрызгало ли ее грязью. Так и ваше состояние - первым делом надо очищать душу...». А добиться этого можно, приобретя «совершенные знания», которые может дать «совершенный учитель», то есть, само собой разумеется, Махараджи Джи. «Обучение истине» является главным для «преми» (в переводе с санскрита - «влюбленные») - адептов гуру. Сеансы «обучения» регулярно проводятся «махатмами». Обретя «познание», адепты культа уверены, что всеобщий мир и счастье на земле наступят лишь тогда, когда все люди станут последователями Махараджи Джи.
Глава «Миссии Божественного Света», гуру Махараджи Джи, требует от своих адептов беспрекословного повиновения, открыто учит своих приверженцев: «Если бы я попросил вас, чтобы вы отрезали себе головы во славу гуру, вы должны отрезать их, чтобы преподнести эти головы ему все сразу» [2].
«Миссия Божественного Света» - неоиндуистский культ, классифицированный как деструктивная религиозная организация в:
● Обращении участников Конференции «Духовная безопасность России» (г. Москва, 11 декабря 1998 г.) к Президенту, Правительству, Федеральному Собранию, Совету безопасности и Генеральной прокуратуре России;
● Вербальной ноте посольства Федеративной Республики Германии от 22 ноября 1995 г. [3];
● Инициативном письме - депутатском запросе депутата Государственной Думы Российской Федерации Н.В.Кривельской Министру внутренних дел Российской Федерации генералу армии А.С.Куликову (январь 1997 г.);
● выпущенном в 1997 году Главным информационным центром МВД РФ сборнике «Правоохранительные органы и религиозные организации» [7];
● книге А.И.Хвыли-Олинтера «Опасные тоталитарные формы религиозных сект» (1996 г.) [4].
Организация «Миссия Божественного Света» была основана Премом Нагаром в 1960 году в Северной Индии. Несколько лет спустя, умирая, он завещал своему сыну, Махараджи Джи, продолжить семейное религиозное предприятие. Несмотря на свои девять лет, мальчик бойко взялся за работу. Новоявленный «пророк» и те люди, которые стояли тогда за ним, решили не ограничиваться территорией Индостанского полуострова и перебрались за океан - в Калифорнию.
В 1971 г. Махараджи Джи совершил триумфальное турне по США, выступая в основном перед молодежью, которая принимала его с восторгом. Он гастролировал с проповедями по Австралии и Южной Африке. В 1972 г. Махараджи объявил город Денвер своей столицей. После этого начинается наступление «гуру» на Западную Европу.
В культовых литературных источниках «Миссии Божественного Света» сообщается, что уже в возрасте двух с половиной лет он стал рассуждать на божественные темы, а в семь лет начал выступать с религиозными поучениями по-английски. В восемь лет он произнес свою первую публичную проповедь, а спустя четыре года выступил на миллионном митинге в Нью-Дели [5].
За спиной и от имени гуру Махараджи действовала организация, включавшая специальные комитеты по рекламе, финансовой и издательской деятельности. Около 2 тысяч махатм («апостолов») по всей стране вели специальные занятия по обучению «знанию». Мастера рекламы создали образ неиспорченного человеческими пороками «святого ребенка», непосредственно общающегося с внеземными мистическими силами, а потому способного излагать божественную мудрость в наиболее чистой, неискаженной форме [5].
Многие молодые искатели истины нашли своего гуру. Начался беспрецедентный рост числа американских последователей Махараджи Джи. Вокруг него сложилась атмосфера неистового идолопоклонства. Юный пророк получил поддержку со стороны ряда известных американских политических деятелей, в его адрес поступали щедрые пожертвования.
Одной из ступеней приобщения к «совершенному знанию» является церемония принятия в состав «миссии». Над новичком производят четыре операции. В темной комнате «апостол» нажимает на глазные яблоки кандидата до тех пор, пока не вызовет у него ощущения вспышки ослепительного света («божественный свет»). Голову «рекрута» опрокидывают назад, а он должен так загнуть язык, чтобы почувствовать выделения из носоглоточных отверстий («нектар»). На третьей стадии ему дается секретная мантра для медитации и показывается, как добиться ритмичного дыхания («слово»). Новичок плотно затыкает пальцами уши до тех пор, пока не ощутит непрерывный тревожный звук («божественная гармония») [1,5,6].
Опыт знания продолжается в особых собраниях - «компаниях истины», в которых махатма и ученики обсуждают проблемы знания и преданности делу «миссии». Но главное - медитации, которыми адепты должны заниматься не менее двух часов в день, а многие отводят на них гораздо больше времени. Медитация становится особым инструментом поддержания настроения на одном и том же уровне, средством ухода от всех жизненных реалий, средством удержания адептов в организации [1,5]. По оценкам [5], пройдя через всю эту систему психического подавления личности, через жесткий психопрессинг руководства культа, последователи «Миссии Божественного Света» оказываются наглухо отрезанными от общества.
К разделу «Миссия Божественного Света»
1. Новые религиозные культы, движения и организации в России (2-е издание, дополненное и переработанное). - М.: Изд-во РАГС, 1998. - 346 с.
2. Объявленные вне закона // Рабочая трибуна, 23 марта 1993 г.
3. Вербальная нота Посольства Федеративной Республики Германии от 22 ноября 1995 г. // Миссионерское обозрение (Белгород). - 1996.- №3.- С.8.
4. Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. - М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996.- 83 с.
5. Привалов К.Б. Секты: досье страха. - М.: Политиздат, 1987.- 191 с.
6. Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». - М., 1985.
7. Правоохранительные органы и религиозные организации: Сборник материалов. - М.: ГИЦ МВД РФ, 1997.
Московское издательство «ПаломникЪ» издает новые тома энциклопедии «Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера», приобретая которые, вы получаете доступ к полной версии энциклопедии, обширным аналитическим материалам, информации о сотнях новых культовых групп, огромной базе документов и массиву фотографий. Приобрести книгу, как в розницу, так и оптом, жителям Украины удобнее в Интернет-магазине «Благовест», оплатив стоимость пересылки книги из России, или в самом издательстве «ПаломникЪ». Главный редактор издательства - Павел Николаевич Роговой. Адрес издательства: 127015, Москва, ул. Бутырская, 86 Б, тел. (499) 972-36-45, e-mail: [email protected].
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»