Итоговый документ международной научно-практической конференции «ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ, МАНИПУЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЕМ И РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ» (г. Киев, 27-28 мая 2004 г.)
Мы, участники конференции - специалисты из восьми стран мира, на протяжении двух дней обсуждали проблемы, связанные с вопросами психологической безопасности подрастающего поколения и общества в целом, формирования свободной и сознательной личности в системе среднего и высшего образования.
Мы обращаем внимание государственных структур, руководителей системы образования, научной общественности на проблему профилактики психологической зависимости и контроля над сознанием. Это связано, в первую очередь, с современным развитием психологических знаний и технологий, их доступностью для использования в корыстных целях. С целью предотвращения таких случаев необходимо разработать и ввести в действие более жесткую систему контроля и лицензирования образовательной, психологической и психотерапевтической деятельности, учитывая, что нередко психологическое насилие осуществляется под различными прикрытиями.
Мы отмечаем необходимость создания и внесения в учебные программы средних и высших учебных заведений факультативных курсов, направленных на формирование у учащихся навыков критического мышления, профилактики психологической манипуляции, зависимых состояний, контроля сознания.
Мы отмечаем, что психологическая, педагогическая и юридическая наука и практика, законодательная и правовая системы до сих пор не имеют опыта анализа и противодействия деструктивным культам, которые представляют, по сути дела, новейшую модификацию тоталитарных движений конца ХХ - начала ХХI века.
Особую обеспокоенность мы выражаем в отношении организаций, которые имеют признаки деструктивности и активно привлекают в свои ряды молодежь. Это касается, прежде всего, тех организаций, чьи методы и приемы привлечения новых членов имеют признаки обмана или психологического манипулирования.
Отрицательными последствиями членства в этих организациях могут быть: срыв школьного и профессионального образования, коренные изменения личности и утрата восприятия действительности, что может привести к конфликтам с родственниками, близкими людьми. Кроме этого, в результате изменений в ориентирах и жизненной идеологии, а также в связи с использованием культами методов воздействия на психику человека может возникнуть целый ряд психосоциальных проблем.
Мы полагаем, что в законодательном плане свобода деятельности религиозных организаций и культов должна допускаться в том случае, если она не создает угрозу безопасности личности и общества. Речь идет не о запрете, но о праве и обязанности информировать общество о возникающих перед ним угрозах.
Мы призываем средства массовой информации активно и качественно освещать проблемы, связанные с культовыми организациями в случаях их противоправной и деструктивной деятельности, предупреждать граждан об их опасности. Работники средств массовой информации должны осознавать, что за легкомысленным предоставлением возможности пропагандировать свои учения и идеи любому, имеющему к тому позывы, могут стоять поломанные человеческие жизни и угроза общественной безопасности. Речь идет не столько о правовой или административной ответственности (поскольку в большинстве случаев доказуемой связи между публикацией и общественными эксцессами установить заведомо не удастся), сколько о гражданской позиции уважающего себя профессионала.
Мы видим актуальную необходимость в информировании общественности о деятельности групп, которые применяют методы психологического воздействия. Для этих целей необходимо создать систему информационно-консультативных центров по проблемам психологического насилия и манипулирования, а также реабилитационных центров для жертв психологического насилия.
Мы, участники конференции - граждане разных стран, верим в силу человеческого разума, во внутренние силы человека противостоять внешним воздействиям и отстаиваем право иметь исчерпывающую информацию об опасностях для его психологического здоровья и личностного развития. Мы выражаем надежду на продолжение состоявшегося диалога и подчеркиваем его необходимость в дальнейшем для противостояния тем угрозам, которые возникают на пути формирования свободной личности, укрепления семейных традиций и развития демократического общества в целом.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Мы обращаем внимание государственных органов, научных и общественных структур на то, что сегодня окружающий человека мир перенасыщен огромным количеством разнообразной информации, требуются не столько информированные, сколько умеющие работать с информацией специалисты, возрастает уязвимость психики человека от внешнего манипулятивного воздействия.
Эти вопросы особенно актуальны для молодых людей, что, в свою очередь, связано с проблемами:
• возрастного психологического развития;
• отсутствия жизненного опыта и необходимых навыков критического восприятия информации;
• молодежь становится объектом целенаправленного воздействия средств массовой коммуникации, рекламы;
• в силу своего социального уровня развития и нестабильности экономического положения молодой человек становится зависимым от окружения;
• молодежь становится целью для давления, использования в своих корыстных целях со стороны разного рода «учителей», лидеров групп и сообществ деструктивной направленности, часто имеющих тоталитарную структуру.
Насущным стал вопрос выделения в терминах ущерба, вреда, травмирования, эксплуатации, агрессии и насилия самой тонкой и физически неосязаемой социальной сферы - психологической. Так как существующие определения и подходы в значительной степени ориентированы на физические (предметные, осязаемые) проявления агрессии и насилия и их последствия, а вред рассматривается как телесный (физическая травма) или имущественный ущерб, это неоправданно сужает реальную сферу проявлений агрессии и насилия в социуме.
Назрела объективная потребность в придании понятиям «психологический ущерб (вред)», «психологическое травмирование», «психологическая эксплуатация», «психологическая агрессия», «психологическое насилие» и, соответственно, «психологическая безопасность» статуса строгих терминов - достаточно строгих для придания им необходимой практической и юридической действенности.
Учитывая все вышеизложенное, мы предлагаем следующие термины и их определения:
Психологическое травмирование (психологический вред, психологический ущерб) - любые достаточно серьезные и длительные негативные социально-психологические последствия взаимодействия человека с другими людьми или его собственной индивидуальной активности. При оценке психотравмирования необходимо определять степень тяжести (незначительное, легкое, среднее, тяжелое) и основную травмированную сферу (когнитивная, эмоциональная, поведенческая).
Психологическая эксплуатация - использование человеком (группой) своих психологических преимуществ перед другим человеком (группой) для неравного (неэквивалентного) обмена в возникающих психологических отношениях; использование психических свойств людей с необоснованной и незаконной односторонней психологической, социальной и экономической выгодой для какой-либо личности или группы.
Психологическая агрессия - это социально-психологическое воздействие, преднамеренно нацеленное на оскорбление, запугивание, формирование зависимости, эксплуатацию и иные виды причинения психологического, физического и материального вреда (ущерба) другому человеку или группе людей, не желающих подобного обращения и/или не информированных о последствиях такового воздействия.
Психологическое насилие - это социально-психологическое воздействие, преднамеренно принуждающее другого человека или группу людей к поступкам или поведению, которые не входили в их намерения; нарушающее психологические границы личности или социальной группы, осуществляемое без информированного согласия и без обеспечения социальной и психологической безопасности индивида или группы людей, а также всех их законных прав; приводящее к социальному, психологическому, физическому или материальному вреду (ущербу).
Такой инструмент, как манипуляция, может использоваться (и широко используется) как составная часть и психологической агрессии, и психологического насилия.