Вернуться к началу главы 17 Если произойдет всеобщее покаяние и все обратятся в истинную марианскую веру, то Богородица заменит Страшный суд на тихий сон преображения. Существующие монастыри и общины БЦ как бы огоньки, звездочки, элементы грядущего мира, которые постепенно разрастутся, опутают всю землю, и тогда наступит 1000-летнее Царство Божие, во главе которого вместо царя-помазанника встанет Мария-Первопомазанница. В течение всех этих 1000 лет (надо думать, покуда «Лева Пчелкин» будет сидеть на Марсе) мир будет устроен правильным духовным образом, при котором государственное христианство сменится христианским государством.
До тех пор, пока в секте существует неограниченная власть, она не меняется и не может измениться
«Богородичники» утверждают, что ратуют за свободу совести. Они заявляют, что нахождение в данное время у власти демократов благословенно - Богородица, дескать, помогла им в августе 1991 года и в октябре 1993 года. Все это произошло только благодаря их молитвам. Еще в 1991 году они изгоняли дух Ленина из Кремля. При этом они говорят, что идеал для них - теократическое государство во главе с монархом, который будет похож на мученика Николая II. И как тот во всем слушался «святого старца Григория Распутина», так и новый царь во всем будет повиноваться «святым старцам», «духоносным мужам» и «пророкам», в которые «богородичники», естественно, метят сами. Но это - идеальный уровень, а на практике они говорят, что поддерживали Ельцина, что выступают за свободный рынок, и прорицают, что в будущем Россию возглавит святой царь-предприниматель.
Миссия «пророка-патриарха» Береславского - открыть тайну времен, которая связана с особой ролью Марии. Пророк Иоанн Береславский соединяет Новый и Новейший Заветы, подобно тому как Иоанн Креститель соединил Ветхий Завет с Новым. В «богородичной» литературе сказано, что пророк Иоанн, данный России Богом, несет полноту правды. Интересно указание на то, что ревность веры не зависит от тяжести греха, который лежит на человеке. В церковной иерархии самые высокие посты занимают люди с самой тяжелой греховной чашей. Тем, кто будет верно исповедовать Марию Матерью Непорочного Зачатия и будет верно Ей служить, грехи их не будут вменены. Очень удобная теория.
Посвятив Россию Божией Матери и в ожидании Ее видимого воцарения на Российском Престоле, «богородичники» ведут работу по подготовке армии к этому событию. Обращаясь к армии, лжебогородица вещает:
В России царь был Верховным Главнокомандующим армии. А ныне Я, Царица Российская, помазанная на Престол Самим Первосвященником Иисусом, повелеваю вам: присягнуть Мне как Своей Военноначальнице Верховной, пасть на колени и преклониться пред мои стопы, признать Меня живой и управляющей Россией. Принявшие святую смерть во Имя Мое на поле брани получают ангельский удел как мученики правды... [124]
Для себя Береславский в этом новом порядке отводит самую почетную роль:
Вот мой первый Указ: о присягании России стопам Пренепорочной Девы, Верховной Владычице своей. Я буду вести народ через Своих посредников, а также указующими знамениями и знаками. Предстоит беспрецедентная новая уникальная цивилизация. К власти буквально в течение нескольких лет придут политики принципиально нового типа. Их отличит глубокое осознание сатанинского завета (в недавнем прошлом России - ее погружение в слои окаянства, каинитства, рефаимства), ревностная готовность отречься от печатей дьявола... Вот, ставлю наместником Своей Державы пророка и святого. Кого назначу помощниками, губернаторами, министрами и епархиальными главами? Ревнителей Христовой правды, прошедших Богородичную школу и присягнувших у Креста [125].
У БЦ хорошие связи в дивизии Дзержинского: известно, что там были офицеры, которые заодно являлись «священниками» БЦ и крестили солдат (имеются фотографии), пользуясь своим служебным положением. Есть у них так называемый «легион Божией Матери» - военизированная гвардия, состоящая из весьма крепких молодцов, которые явно едят и спят вволю. Раньше у них была хорошая связь с Жириновским и его ЛДПР; когда БЦ судился с Российским телевидением, из-за критической передачи о них, и с диаконом Андреем Кураевым, который в этой передаче участвовал, то их представителем выступал С. В. Беляк - личный адвокат Жириновского. Весной 1997 г. фракция ЛДПР пригласила Береславского выступить на конференции, организованной думским Комитетом по геополитике. Там Береславский вновь развивал свои любимые темы о том, что Россия должна присягнуть на верность своей единственной царице - Богоматери, а она уж назначит достойных людей - пророков и провидцев - быть ее наместниками и управлять страной. Все это было с большим воодушевлением воспринято депутатами-жириновцами [126]. Осенью 1999 г., когда «богородичников», наконец, выставили из незаконно занимаемого ими помещения в центре Москвы, Жириновский немедленно написал гневное письмо с протестом против «гонений на Православную Церковь».
Сейчас БЦ понял, что конфронтационным способом многого не добьешься. Их новая задача - завоевать признание в качестве не экстремистской, а легитимной религиозной группы, поэтому Береславский дал новые указания: по возможности воздерживаться от публичной критики РПЦ; дети, которые ушли от родителей, периодически стали их навещать. В своих контактах с «внешними» береславцы стремятся мимикрировать под Православие. Их «отцы» теперь оставили свои голубые балахоны для внутренних собраний, а на улицы выходят в обычных черных рясах и подрясниках с наперсными крестами; сообщают всем встречным, а в особенности потенциальным спонсорам, что они самые что ни на есть православные и представляют «Церковь Божией Матери Державной». Человека несведущего все это вводит в заблуждение, и он помогает им, наивно считая, что таким образом помог Православной Церкви. Очень любят в БЦ окучивать больницы (до недавнего времени они активно работали среди больных неврологического и суицидального отделения Института Склифософского), куда их пускают, опять же, как представителей Русской Православной Церкви.
С одной стороны, БЦ пытается войти в контакт с нашей Церковью, что, естественно, не очень получается, а с другой стороны - уже вошел в контакт с упоминавшимися выше маргинальными марианскими группами на Западе и объявил о создании «единой вселенской Марианской Церкви». На свою «научную» конференцию (май 1995 г.) они собрали со всего мира своих единомышленников: это были какой-то ясновидец с Филиппин, какая-то прозорливая дама из Калифорнии, а также «вселенский православно-католический марианский патриарх-митрополит-архиепископ Афанасий-Константин» из Калифорнии. По своим повадкам этот ломаный молодой человек с аккуратной черной бородкой весьма напоминал члена одной из типичных для Калифорнии «церквей», в которых благословляются гомосексуальные «браки». Был там и его партнер - «епископ» той же «церкви» с простым именем - Джек Джонс. Привезли какого-то католического епископа («великого боговидца»), глубокого старика, который в свое время на Олимпиаде 1921 года получил золотую медаль по бегу, но сейчас вообще вряд ли понимал, где находится и что с ним происходит. Ну и, конечно, главную роль на этом сборище играл «великий боговидец», «гениальный ученый», «несравненный филантроп», «человек лучезарной святости» и проч. Чарльз Мерсиека из Алабамского университета.
БЦ принадлежит ряд «монастырей», коммерческих издательств и предприятий, земля в Подмосковье, где выстроен их «монастырь», пекарня. В 1997 г. руководство БЦ утверждало, что его поддерживало более 700 общин в России и в СНГ, в том числе в семидесяти российских городах, причем более чем в тридцати они зарегистрированы [127] Однако на январь 1998 г. в Российской Федерации было официально зарегистрировано всего 17 общин [128]. Помимо Москвы секта действует в таких городах, как Архангельск, Воронеж, Иркутск, Екатеринбург, Краснодар, Люберцы (Московская обл.), Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Санкт-Петербург, Саратов, Северодвинск, Серпухов, Тверь, Улан-Удэ, Чехов, Южно-Сахалинск и др. В Балашихе Московской области у них действует школа-интернат «Вечная весна» (одно из названий Богородицы в секте), причем помещение для школы им предоставляет местная воинская часть. В 2001 г. в Москве возле станции метро «Дмитровская» секта открыла свои вербовочные пункты под громкими названиями (естественно, без какого-либо указания на конфессиональную принадлежность): «Центр русской духовности имени св. Андрея Первозванного» и «Московскую духовную академию им. преподобного Симеона Нового Богослова». Количество «духовенства» на 1998 г. составляло 100 человек, в том числе 7 «епископов» [129]. Имеется свое «монашество», женские и мужские «обители». На конец 1999 г. в московской женской общине было 12 человек, в мужской -15 человек. Обет монашества дается как временно, на 1-3 года, так и постоянно [130]. «Обители» выступают центрами сектантского миссионерства. В Чеховском районе Московской области сектой приобретен обширный земельный участок, на котором располагается выстроенный рабским трудом адептов монастырский комплекс «Гефсимания». В собственной «духовной академии «Свет Марии»«, имеющей очное и заочное отделения, а также филиал в Санкт-Петербурге, готовятся кадры «богородичного духовенства» [131].
С 1992 г. БЦ агрессивно пропагандирует свое учение через активную издательскую деятельность. К 1999 г. выпущено более 250 наименований авторских книг и переводов (не считая периодических изданий). Первоначально издательство секты называлось «Богородичный Центр»; в 1993 г. оно было переименовано в «Новую святую Русь». С марта 1992 г. издавалась газета «Рыцарь веры» (тираж от 10 до 80 тыс.). В настоящее время газета выходит под новым названием «Милосердие Богородицы» (тираж от 10 до 30 тыс.). В 1995-1996 гг. издавался журнал «Оазис мира» (тираж 5 тыс.). Издается собственный «Церковный календарь Державной». Имеется своя хорошо оборудованная действующая студия аудио- и видеозаписи.
В обязанность членам БЦ вменяется вести активную общественную проповедь - «благовествовать» на сектантском новоязе: «Благовествуй и учреждай на пыльных тротуарах и на многолюдных собраниях престолы царства Жены, Облеченной в Солнце» [132]. Сектантские вербовщики, прикрываясь названием Православной Церкви, активно (и часто небезуспешно) пытаются проникнуть в детские дома, дома престарелых, тюрьмы, больницы, воинские части. «Богородичники» сообщают, что их «священники» проводят там «молебны, исповеди, крестят и причащают» [133]. С 1991 г. сектой проведено не менее пятидесяти «выставок» на темы: «Явления Божией Матери в XX в.», «Собор святых новомучеников», «Покров Пречистой Девы в истории России» и др. с целью завербовать жителей разных городов в свою организацию.
Большое значение «богородичники» придают своим «Всероссийским соборам», большая часть которых проходила в Москве. С 1991 по 1999 гг. они провели 19 соборов. Бывают также и «поместные соборы», например, «собор», проходивший 1-2 мая 1999 г. в Твери. Местом проведения этих мероприятий служат залы кинотеатров, дворцов культуры и дворцов спорта. По словам Береславского, «всероссийские соборы Церкви Божией Матери Державной имеют одну главную цель: посвятить Россию Богу» [134]. «Соборы» раньше продолжались по два дня. Теперь, очевидно из-за нехватки средств, они проходят за день. Весь «собор» - это бесконечное богослужение (12-15 часов подряд), в котором экзальтированные «проповеди» Береславского перемежаются с неистовыми прыжками и беснованиями всего зала (на сектантском новоязе «веселения»), «богородичной» «литургией св. Иоанна Златоустого» (кощунственная пародия на православную литургию), мираклями (мистериями), «пластическими молитвами», выступлениями «высоких гостей» типа Глеба Якунина, Зои Крахмальниковой или каких-нибудь марианских деятелей из-за рубежа, скандированиями «мантр» и пр.
Руководство секты стремится, чтобы на «соборах» присутствовало как можно больше людей. Для этого приезжим часто предоставляют в Москве транспорт и бесплатное проживание (более или менее барачного типа). Чтобы добраться до Москвы, провинциальные «богородичники» объединяются и, представляясь православными паломниками, просят у МПС скидку на ж/д билеты. На последнем из «соборов» присутствовало около 4500 человек - скорее всего, почти весь наличный состав секты (включая сочувствующих). Другим показателем, свидетельствующим о сокращении членства в БЦ и ухудшении материального положения секты, является значительное снижение тиражей сектантской литературы. Если в 1992-1995 гг. тиражи некоторых книг достигали 30-50 тысяч экземпляров, то в 1999 г. они снизились до 500-3000 экземпляров. Правда, Береславский уверяет, что у них есть «экзархаты» в Японии и в США, а его последователи исчисляются «десятками тысяч человек на земле и несчетным количеством ангелов на небесах» [135]. «Богородичники» готовятся к строительству «Белого небесного Иерусалима» в Сибири; это их долгосрочная цель. А пока, по их словам, уже имеется сеть марианских монастырей и поселений по всему миру: они энергетически «достают» друг до друга и таким образом обнимают и спасают весь мир. Деньги у них есть (и немало), поэтому они занимаются коммерческой деятельностью. Береславский вроде бы объявил, что тем, кто будет себя хорошо вести, он позволит «временные браки». Что это такое - можно лишь догадываться.
Зимой 1998 года прошла передача по «Голосу Америки», где выступал лучший друг сектантов, «православный» депутат Валерий Борщев (на следующих выборах Борщев не был переизбран в Думу), который говорил о том, что вот-де все «наезжают» на сектантов, а они, между прочим, меняются. Например, «Богородичный центр», отметил Борщев: раньше они были такие-сякие, а теперь изменились под давлением общественного мнения и стали хорошими. Эту песню мы уже слышали многократно, например, в секте «Семья». Но могут ли подобные сообщества изменяться вообще? Даже если предположить, что сейчас члены БЦ действительно отошли от ряда своих экстремистских практик, то ведь дело в том, что практики эти были у них догматическими. Береславский говорил им: то-то и то-то необходимо для спасения - и сектанты безропотно повиновались. Сейчас он, предположим, объявляет, что для спасения нужно нечто совсем другое. И они опять беспрекословно, не рассуждая, повинуются. Отметим также, что ни одно из прежних учений и ни одна из прежних практик не были официально отменены или осуждены.
То же самое говорят про секту Виссариона (о которой речь впереди): раньше они вообще ничего не ели, а сейчас он позволил им есть мед, а скоро, может быть, даже позволит сахар или молоко. Раньше он говорил, чтобы детей ни в коем случае не отдавали в школу, а сейчас под влиянием общественной критики приказал посылать учиться. Конечно, для людей, для адептов секты это принесло, слава Богу, некоторое облегчение. Но завтра Виссарион может начать говорить другое, а послезавтра - третье, и никто ничего не возразит. Ничто не препятствует ему в любой момент объявить о новой, в три раза более строгой диете, и все опять будут повиноваться, точно так же, как в 2000 г. он вдруг объявил о позволительности многоженства, и это было воспринято его адептами совершенно безропотно.
Для сравнения предположим, что завтра наш Патриарх издал бы декрет о том, что воздержание от молочных продуктов во время Великого поста отменяется. Очевидно, что такое объявление могло бы вызвать серьезные волнения - вплоть до раскола в православном мире. И это при том, что дисциплина поста у нас вещь не догматическая. Но лидеры сект могут вдруг отменить какие-то основополагающие догматические вещи и ввести новые - и все беспрекословно им подчиняются. В том-то и проблема: до тех пор пока в секте существует неограниченная власть, она не меняется и не может измениться. Они могут изменить любые свои установки, они могут полностью переделать свою «догматику», но слепое повиновение останется в силе. И никакая эволюция по существу невозможна, пока во главе секты находится Береславский или Виссарион, или Мун, или Хаббард, или их последователи. Пока группа построена на тоталитарных принципах, ничего хорошего в ней не может быть по определению; пока в секте все построено на неограниченной власти личности или организации над адептами, без системы сдержек и противовесов, ничто не может предотвратить развитие событий по самому худшему из всех возможных сценариев. Мир видел это неоднократно на примере сект-убийц [136].
Как-то Береславский, как всегда с пафосом, произнес очередную банальность: «Я последним хочу уйти. Капитан последним уходит с судна...» [137] Кому ведомо, когда Береславский вдруг захочет «уйти». Но мы знаем, что он рассчитывает сделать это последним...
[9] Свящ. Алексий Мороз. Секта «Богородичный Центр» // Православная Церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России. СПб., 1994. С. 159.
[10] Новые религиозные организации России... С. 319.
[11] Архиепископ Иоанн (Береславский). Православие Святого Духа. М. 1999. С. 8.
[12] Епископ Иоанн (Береславский). Евфросиньины мытарства. М, 1991. С. 2.
[13] Архиепископ Иоанн (Береславский). О книге «Евфросиньины мытарства» // Рыцарь веры. 1992. №3. С16.
[14] См.: Святая Евфросиния Мироточивая: Откровения Св. Евфросинии Архиепископу Иоанну, август-декабрь 1998 г. М., 1999.
[23] «Геннадьевская ветвь катакомбной церкви» происходит от некоего «епископа» Серафима (Поздеева), якобы тайно рукоположенного св. патриархом Тихоном (никаких документальных свидетельств, подтверждающих это, нет) и арестованного спустя 3 месяца после называемой им даты хиротонии. Проведя много раз по много лет в лагерях и выйдя в последний раз на свободу в конце 60-х гг., он один хиротонисал Геннадия, будущего «схимитрополита». Сам Геннадий, сознавая всю каноническую шаткость своих претензий, уверял, что «епископ Серафим» якобы имел еще бумаги от «епископов» Гавриила, Александра и Гермогена об их соизволении на его хиротонию. «Епископ Александр» (Пружанский) происходит из существовавшей во время фашистской оккупации белорусской автокефалии. О «епископе Гаврииле» точных сведений нет (Иоанн Береславский в своей книге «Тайный схимитрополит» (М.,1991) называетего Ташкентским).
«Схимитрополит» Геннадий (Секач) некогда закончил семинарию и был белым священником Московской Патриархии в Белоруссии. В 1962 г. был изгнан с прихода и лишен регистрации. Служил тайно в Белоруссии, а затем на Украине. В 1968 г. встретился с «епископом» Серафимом, который постриг его в монашество и возвел в сан архимандрита (возможно, тогда же и хиротонисал). Затем Геннадий перебирается в Абхазию, в район Нового Афона, где основывает несколько общин, тайный монастырь в горах и даже тайные богословские курсы. В 1975 или 1976 г. его арестовывают и сажают на четыре года. В заключении он встретился с двумя столь же сомнительными архиереями грузинской катакомбной церкви Меладиосом и Малхазом, которые, желая укрепить его канонические претензии, повторили его хиротонию и даже нарекли митрополитом. Выйдя на свободу, Геннадий нарек себя первоиерархом созданного им целого направления в Катакомбной Церкви. Последние годы жизни он провел на Кавказе. После его смерти в 1987 г. его преемником стал «схимитрополит» Феодосий (Гуменников). Примерно в 1990 г. Феодосий отошел от дел, передав первосвятительство «митрополиту» Епифанию (факты изложены по: Иеродиакон Иона (Яшунский). Наши катакомбы // Вестник РХД. 1992. № 166. С. 244-246).
[24] Оба документа имеются в архиве Центра св. Иринея Лионского.
[25] Катакомбная Церковь-Мученица. М., 1996. С 314.
[26] Еще один уродливый продукт «катакомбных» и псевдокатакомбных тупиков нашей печальной недавней истории - небольшая, но крайне изуверская «секта Петра» (самоназвание «Общество ревнителей истинного благочестия рассудительной мудрой благородной веры Божией»), немногочисленные адепты которой считают себя единственным остатком Истинной Православной Церкви.
[27] Священник Илия (Попов), Архиепископ Иоанн (Береславский). Иосиф Волоцкий: 500 лет инквизиции в России. М., 1997. С. 292.
[28] Иеродиакон Иона (Яшунский). Наши катакомбы // Вестник РХД. 1992. № 166. С. 249.
[29] Архиепископ Иоанн (Береславский), генерал-епископ Петр. Дмитрий Тимофеевич Язов - Божий человек // Рыцарь веры. 1992. № 2. С15.
[30] Архиепископ Иоанн (Береславский). Дароносица печатей. Омск, 1991. С. 5-6,103.
[31] Венчание на Престол: Откровение Божией Матери в России (1984-1991) пророку епископу Иоанну. М., 1991. С. 9.
[32] Священство Церкви Пресвятой Богородицы. Красная патриархия. Волки в овечьей шкуре. М, 1993.
[33] Священство Церкви Пресвятой Богородицы. Трагедия Красной Церкви. С. 4,8,10-11.32-33, 43-44,97,125,145.
[34] Заря Руси Святой восходит: Откровение Божией Матери о Новой Святой Руси Пророку архиепископу Иоанну(1984-1Э93). М., 1993. С. 53.
[35] Антихрист, ад и мытарства: Книга об антихристе: По пророческомуОткровению Матери Божией, данному в России о. Иоанну. 1984-1991 гг. М., 1991. С. 25.
[36] Откровение Божией Матери в России старцу о. Иоанну (апрель 1991 год). М., 1991. С. 3.
[37] Богословие Непорочного Сердца: По семинарам духовной академии «Свет Марии». М„ 1994. С. 103.
[38] Богородичный Собор. Сборник № 1. М., 1991. С14.
[39] Выступление в Госдуме на конференции, организованной Комитетом по геополитике (депутаты Митрофанов и Архипов от ЛДПР), - видеозапись.
[40] Архиепископ Иоанн. Белое Евангелие. С. 11.
[41] Там же. С. 6.
[42] Богородичный Собор. Сборник № 1. С. 7.
[43] Архиепископ Иоанн. Державный катехизис. М., 1997. С. 75.
[44] Слово Божией Матери и Господа в России архиепископу Иоанну. Избранное. Т. 2. М., 1997. С. 106,176.
[45] Архиепископ Иоанн. Державный Катехизис. С. 157.
[46] Священство Церкви Пресвятой Богородицы. Трагедия Красной Церкви. С. 28,90.
[47] Огненный столп покаянный. М., 1991. Сс. 41-69
[48] Архиепископ Иоанн (Береславский). Дароносица печатей. С. 48,51,93.
[49] Выступление в Госдуме на комитете по геополитике - видеозапись.
[50] Архиепископ Иоанн (Береславский). Вселенная Света. М., 1993. С. 28.
[51] Архиепископ Иоанн (Береславский). Дароносица.печатей. С. 55.
[52] Богородичный Собор. Сборник № 3. М., 1992. С. 19.
[53] Книга странствий: Откровение Божией Матери в России Пророку архиепископу Иоанну (1984-1992). М., 1992. С. 88-89.
[54] Архиепископ Иоанн (Береславский). Жена, Облеченная в Солнце: Откровение архиепископу Иоанну, октябрь 1999 г. М„ 2000. С. 7.
[55] Архиепископ Иоанн (Береславский). Дароносица печатей. С. 79.
[56] Книга странствий. С. 17-18,194.
[57] Архиепископ Иоанн. Белое Евангелие. С. 3.
[58] Ангельский покров: Откровение Божией Матери в России. М., 1991. С. 36.
[59] Оазис мира. 1995. Май. Вып. 3. С. 138.
[60] Там же. С. 80,129.
[61] См.: Архиепископ Иоанн. Белое Евангелие. С. 6.
[62] Литургия у Голгофы. М„ 1991. С. 7.
[63] Богородичный Собор. Сборник № 2. М„ 1991. С. 2.
[64] Архиепископ Иоанн Береславский. Армагеддон над Россией. М. 1991. С. 38.
[65] Архиепископ Иоанн (Береславский). Дароносица печатей. С. 51.
[66] Богородичный Собор. Сборник №1. М„ 1991. С. 4,26.
[67] Священство Церкви Пресвятой Богородицы. Трагедия Красной Церкви. С 55.
[68] Там же. С102.
[69] См.: Оазис мира. С 36,39.
[70] Священство Церкви Пресвятой Богородицы. Трагедия Красной Церкви. С 33.
[71] Там же. С. 33
[72] Ангельский покров. М. 1991. С. 33.
[73] В преддверии Армагеддона. Кемерово, 1991. С. 7.
[74] Огненный столп покаянный. С. 19.
[75] В преддверии Армагеддона. С. 7,10.
[76] Огненный столп покаянный. С. 20.
[77] Ангельский покров. С. 40.
[78] Огненный столп покаянный. С. 3.
[79] Ангельский покров. С. 40.
[80] Богородичный Собор. Сборник № 2. С. 19.
[81] Там же. С. 19-20.
[82] Архиепископ Иоанн. Родовой поток. М., 1993. С. 11.
[83] Там же. С. 151-152,154.
[84] Богословие Непорочного Сердца. С. 83,85.
[85] Архиепископ Иоанн. Белое Евангелие. С. 11.
[86] Богородичный Собор. Сборник № 5. М„ 1992. С. 39-40.
[87] Архиепископ Иоанн Береславский. Вселенная Света. С. 116.
[88] Пленка имеется в архиве Центра св. Иринея Лионского.
[89] Огненный столп покаянный. С. 8-9.
[90] Архиепископ Иоанн Береславский. Проповеди. М., 1998. С135.
[91] Игумен Николай (Румянцев). Коммунистические б... (сокращение наше. - А Д.) - жрицы супротивницы // Рыцарь веры. 1992. № 7. С. 25.
[92] Епископ Иоанн, о. Николай (Румянцев). Исповедь поколения. С. 8-9,20.27.
[93] Архимандрит Паисий Краснов. Советская мать - содомская священница // Рыцарь Веры. 1992. №8. С. 35-37.
[94] См. книгу Береславского -Исповедь раненого сердца». С. 130,140 и др.
[95] Архиепископ Иоанн Береславский. Цветы трезвения. М., 1992. С. 16,67.
[96] Епископ Иоанн, о. Николай (Румянцев). Исповедь поколения. С 23,34.
[97] Это письмо имеется в архиве Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского.
[98] Архимандрит Паисий Краснов. Советская мать - содомская священница. С. 35.
[99] Там же.
[100] Архиепископ Иоанн Береславский. Цветы трезвения. С. 50.
[101] Архимандрит Паисий Краснов. Советская мать - содомская священница. С 37.
[102] Священство Церкви Пресвятой Богородицы. Трагедия Красной Церкви. С. 98.
[103] Богородичный собор. Сборник № 1. С- 47.
[104] Россию спасут праведники. Омск, 1991. С. 107.
[105] Архиепископ Иоанн Береславский. Цветы трезвения. С. 48,60.
[106] Цит по: В. Крупин. Богородичный Центр // Москва. 1993. Март. С. 192.
[107] Откровение Божией Матери в России старцу о. Иоанну, апрель 1991 г. М., 1991. С. 2.
[108] Борогодичный Собор. Сборник № 2. С. 15.
[109] Милосердие Богородицы. 1998. № 4. С 4.
[110] Там же.
[111] Архиепископ Иоанн Береславский. Проповеди. С. 68-69.
[112] Там же. С 63-64,70,117.
[113] См.: Решение Хорошевского Межмуниципального народного суда от 21 мая 1997 г. // Секты против Церкви. С. 305,323-324.
[114] Архиепископ Иоанн Береславский. Родовой поток. С. 96.
[115] Епископ Иоанн (Береславский). Огонь покаянный. Книга вторая. М, 1992. С 3.
[116] Архиепископ Иоанн Береславский. Цветы трезвения. С. 29.
[117] Архиепископ Иоанн Береславский. Огонь покаянный. Книга первая. М„ 1991. С. 11,55.
[118] Огненный столп покаянный. С. 28-29.
[119] Там же. С. 28.
[120] Архиепископ Иоанн Береславсний. Православие Святого Духа. С. 45,53.
[121] Видеозапись спектакля имеется в архиве Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского.
[122] Антихрист, ад и мытарства. С. 4.
[123] Богородичный Собор. Сборник № 2. С. 24-25.
[124] Богородичный Собор. Сборник № 1.С 30,32.
[125] Заря Руси Святой восходит. С. 23,36,65.
[126] Выступление в Госдуме на конференции, организованной Комитетом по геополитике (депутаты Митрофанов и Архипов от ЛДПР), - видеозапись (имеется в архиве Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского).
[127] Выступление Береславского в Госдуме на конференции, организованной Комитетом по геополитике (1997 г. - депутаты Митрофанов и Архипов от ЛДПР), - видеозапись (имеется в архиве Центра ещмч. Иринея, еп. Лионского).
[128] Свидетельства и документы Церкви. М„ 1999. С. 2.
[129] Там же.
[130] Там же. С. 3.
[131] Там же.
[132] Там же. С. 8.
[133] Там же.
[134] Милосердие Богородицы. 1998. № 10. С. 4.
[135] Выступление в Госдуме на Комитете по геополитике.
[136] См. ч. 1, гл. 1 настоящего издания.
[137] Цитируется по фильму «Бог «Богородичного центра».