3.1.1. Осуждение ереси «Богородичного центра» и «Белого братства»
Самым важным документом, относящимся к проблеме сектантства, в начале 1990-х гг. стал «Богословский анализ лжеучений, содержащихся в литературе, издаваемой так называемым «Богородичным центром».
Этот текст был одобрен состоявшимся в апреле 1992 г. Архиерейским Собором734; в нем используются термины лжеучение, ересь, секта, а также имеются ссылки на труды иером. Серафима (Роуза), сами же богородичники прямо называются еретиками, а их «учение представляет собою суррогат ересей» 735.
В 1993 г. Святейший Патриарх и Синод выступили с осуждением лжеучения «Богородичного Центра» и «Белого братства», где они прямо названы еретиками. Поскольку этот документ редко цитировался, здесь он приводится полностью.
«Воззвание Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви.
На нашей земле появились новые лжеучения. Так называемые «Белое Братство», «Богородичный центр» и другие ереси - секты, не имеющие ничего общего ни с православием, ни с христианством вообще, - сеют соблазн среди ищущих Бога, а иногда и среди православно верующих в Него, попирают учение Христово, отрицают и хулят истинную Церковь, унижают человеческую личность, по образу Божию созданную, презирают нравственные нормы поведения, принятые среди людей.
Особо ненавидят сектанты брак и семью, которые Господь и Церковь Божия издревле благословляют. Лжеучители заставляют своих учеников разрушать собственные семьи, восставать на ближних своих, то есть совершать великий грех перед Богом.
Нам особенно тяжело слышать, что члены «Богородичного центра» дерзостно именуют себя православными христианами. Властью, от Господа нам данной, говорим: «ЭТО ЛОЖЬ!» Последователи «Богородичного центра», равно как и приверженцы «Белого братства» и других ересей, своими лжеучениями и греховными деяниями отлучили себя от Православной Церкви, если вообще принадлежали к ней ранее.
Обращаясь к вам, архипастыри, пастыри и верные чада церковные, мы признаем, что в усилении этих сект есть и наша общая вина. Если люди идут к лжепророкам - значит мы вовремя не научили их, не утолили их духовную жажду, не помогли встретить Живого Господа в православном храме. И ныне нам нужно положить все силы на проповедь Евангелия, ибо только Свет Христов прогонит тьму лжеучений.
Особо мы обращаемся к тем заблудшим душам, которые были вольно или невольно увлечены в сети упомянутых сект. Вы находитесь на пути, ведущем к тяжелейшим духовным страданиям в земной жизни, а за гробом - к вечной погибели. Опомнитесь! Придите в православный храм, к священнику, и принесите покаяние перед Господом и Церковью Его. Господь милосердный простит вас. Он очистит ваши души от мрачных наваждений. Он вернет вам радость жизни в лучах Его благодати, радость общения с истинными Его учениками, радость подлинного духовного преображения, ведущего в Небесное Царство.
Бог же любви и мира да будет с Вами (2 Кор. 13,11)» 736.
В 1993 г. в приложении к МЦВ «Сретение» в статье «Небритый мужчина в белой юбке» со ссылкой на иером. Серафима (Роуза) кришнаиты названы восточным нетрадиционным культом, а богородичники и «Белое Братство» - новыми ересями737. Таким образом, как следует из обзора церковной периодики, с 1991 г. по 1993 г. в официальных церковных документах - определениях и обращениях Архиерейских Соборов и Синода, выступлениях и речах официальных лиц для наименования всех групп, противостоящих Церкви, - использовались слова: квазирелигия, псевдорелигиозные учения, восточные религии, язычество, лжеучения, секта, ересь и новая ересь. _____________________
734 См.: Московский церковный вестник. 1992. № 12-13. С. 4-5, 14-15. 735 Там же. С. 15. 736 Цит. по: Современные секты в России. М., СПб., 1995. С. 3. 737 См.: Небритый мужчина в белой юбке // Сретение №2. Приложение к Московскому церковному вестнику. 1993. №4.