Мормонская церковь очень богата (ее базовый капитал превышает 30 миллиардов долларов), так как все ее члены обязаны платить десятину (10 % от всего дохода, без вычета налогов). Но на этом пожертвования не кончаются: мормоны говорят, что десятина - это то, что в любом случае принадлежит богу, а если ты хочешь что-то пожертвовать, то жертвуй сверх десятины. У них есть различные сборы, в которые, по некоторым сообщениям, средний мормон платит до 27 % своего дохода. В 1996 г. от десятины в Солт-Лейк-Сити поступило 5,2 миллиарда долларов. Миссионеры, которых мы видим на улице («старейшина Джонси», «старейшина Стивен»), - это молодые ребята, которые на два года отправляются в чужую страну за счет своей семьи, а не церкви; это тоже вклад, который платят мормоны.
Громадные доходы приносит мормонская промышленность, банковская, страховая, гостиничная и другая деятельность. «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» владеет акциями сетей супермаркетов, некоторых газет(в частности, «Лос-Анджелес Таймс»), одиннадцатью радиостанциями, двумя телеканалами и сахарной империей. Ей принадлежит большая часть территории штата Юта (в том числе и обширная недвижимость в этом штате), значительные угодья на Гавайях, гостиничная сеть «Мариотт» и многое другое. Естественно, мормонам предписывается поддерживать своих производителей и покупать продукцию только у них.
Мормонские миссионеры работают во многих странах мира. Летом 1998 г. уже упомянутый президент мормонской миссии в России Дональд Джарвис в личной беседе в числе прочего сообщил мне о мормонской миссии в исламских странах. На вопрос, как же им удается обращать в свою веру мусульман в странах, где это сурово наказывается по закону, он цинично ответил, что его церковь не собирается подвергать опасности жизни своих миссионеров, которым дано указание проповедовать только среди местных христиан. Таким образом, мормоны занимаются прозелитизмом среди христианских (зачастую православных), часто гонимых и преследуемых меньшинств в исламских странах, стремясь отнять у них последнее и самое драгоценное сокровище, которое у них осталось, - веру их отцов! Любые комментарии о нравственной оценке такой деятельности излишни.
Первые мормонские миссионеры прибыли в СССР (в Ленинград) в 1990 г. «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» зарегистрирована у нас в стране в мае 1991 г.
К концу 2000 г. в России было 11 тыс. мормонов (плюс более 6 тыс. на Украине). В нашей стране действует не менее пятисот иностранных (в основном из США) мормонских миссионеров (всего на пространстве бывшего СССР - 700-800). Интересно, что в последнее время участились задержания этих «религиозных деятелей» на территории закрытых российских военных баз. Мормоны утверждают, что, дескать, забрели туда случайно, проповедуя слово Божие, и не подозревали, что там секретная зона, закрытая для иностранцев. По всей видимости, через забор (чтобы не проходить через проходную) они тоже перелезали случайно. Но что-то уж слишком часто происходят эти «случайности».
Мормоны придают России огромное значение. В конце 2000 г. они даже перенесли штаб-квартиру своей восточно-европейской миссии из благоустроенной Германии в Москву.
В 1998 г. в России имелось 7 мормонских миссий (две в Москве и по одной в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре и Екатеринбурге), две на Украине (в Киеве и в Донецке), одна в Вильнюсе для всей Прибалтики и небольшие группы миссионеров в Белоруссии, Армении, Грузии и нескольких других республиках бывшего СССР. Есть также мормонские представительства в таких городах, как Волгоград, Воронеж, Выборг, Тверь, Краснодар, Красноярск, Пермь, Саратов, Сочи, Тольятти, Уфа, Челябинск и др. Мормонская литература активно переводится на русский, украинский, армянский и грузинский языки.
Мормоны действуют тихо и сапой, но весьма активно: в последнее время в печати все чаще появляются сообщения о скупке ими российских промышленных предприятий и недвижимости. По сообщениям, многие из этих операций проводятся без соответствующего документального оформления, с нарушениями налогового законодательства. К середине 1999 г. лишь в Самарской области мормоны натолкнулись на противодействие органов правопорядка и сочли за луч шее свернуть там свою деятельность. [86]
На русском языке они издают два богато иллюстрированных, дорого выглядящих журнала: «Лиахона» и его детское приложение «Росток». Несколько раз по разным городам нашей страны гастролировали с концертами мормонские хоры. Пели они и в Московской консерватории.
Есть у них свои «семинарии» (по уровню - это церковно-приходские школы). В Москве занятия такой семинарии проходят в арендованной и заново отделанной мормонами двойной квартире в районе Сокольников. Занятия проводятся отдельно для детей до 17 лет, для неженатой молодежи с 17 до 30 лет и для «взрослых», то есть для старшего поколения.
На 1 февраля 2000 г. в мире было 56 мормонских храмов. Строилось или планировалось к постройке еще 52 храма (в том числе и упомянутый храм в Киеве). [87] А к сентябрю 2001 г. действующих храмов было уже 106, а строящихся и планируемых -19 (правда, мормонский храм в Киеве пока так и не сдвинулся со стадии планирования). Кроме этого, по всему миру строится по 2 мормонских молитвенных дома в день, каждый из которых, как правило, весьма внушительных размеров.
Естественно, такая активная миссионерская работа приносит плоды: по статистике, в конце 80-х годов в мире каждые четыре с половиной минуты появлялся новый мормон. Сейчас эта цифра уже выше: поданным Центра апологетических исследований, в 1998 году новый мормон появлялся в мире каждые 80 секунд. В середине 1997 г. в США было 4,8 миллиона мормонов и ежегодный прирост составлял 4,7 %. За границами США было 4,9 миллиона мормонов и ежегодный прирост там превышал 9 %. В1998 г. общее число мормонов составило 10 354 241 человек, из них в США 5 023158. [88] По подсчетам американских социологов, если нынешние темпы роста сохранятся, то к 2080 г. в мире будет 260 миллионов мормонов.
Весьма устрашающая статистика. Главное, что нужно помнить: мормоны - это не христиане, никакого отношения к христианству их организация не имеет. Это грубо оккультная неоязыческая секта с весьма серьезными тоталитарными тенденциями, и, попадая в нее, человек отлучает себя не только от своего народа, своей истории и культуры, не только от всемирного христианского наследия, но и от Самого Христа и Его Церкви.
Приложение Заявление Смитсоновского института относительно «Книги Мормона» Лето 1979
1. Смитсоновский институт никогда не использовал «Книгу Мормона» ни в каком виде в качестве научного руководства. Археологи Института не видят никакой прямой связи между археологией Нового Света и содержанием этой книги.
2. Американские индейцы по своему физическому типу относятся к монголоидной расе; они находятся в ближайшем родстве с народами Восточной, Центральной и Северо-Восточной Азии. Археологические свидетельства доказывают, что предки нынешних индейцев прибыли в Новый Свет (возможно, посуху, так как в конце ледового периода на месте Берингова пролива был перешеек) в результате длительной серии миграций сравнительно небольших групп, начиная от 25 тыс. до 30 тыс. лет назад.
3. Имеющиеся у нас свидетельства показывают, что первыми людьми, достигшими американского континента с востока, были викинги, высадившиеся на северо-восточное побережье Северной Америки около 1000 г. по Р. X. У нас нет никаких свидетельств, доказывающих, что они достигли Мексики или Центральной Америки.
4. Одним из главных доказательств, поддерживающих научный факт, что контакты Америки с цивилизациями Старого Света, даже если таковые и имели место, были чрезвычайно незначительными для развития цивилизации американских индейцев, является факт, что ни одного из главных видов одомашненных растений или животных Старого Света (за исключением собак) не имелось в Новом Свете в доколумбовское время. У американских индейцев не было пшеницы, ячменя, овса, проса, риса, крупного рогатого скота, свиней, кур, лошадей, ослов, верблюдов и пр. до 1492 г. Прирученные собаки индейцев сопровождали их предков из Северо-Восточной Азии, домашний вид сладкого картофеля встречался в обоих полушариях, но, скорее всего, произошел из Нового Света и оттуда распространился в районе Тихого Океана.
5. Железо, сталь, стекло и шелк не использовались в Новом Свете до 1492 г. (за исключением редкого случайного использования необработанного метеорного железа). Небольшое количество местной меди использовалось в ряде мест в доколумбовское время, но настоящая металлургия ограничивалась районами Южной Мексики и Анд, где в позднее доисторическое время использовалось золото, серебро, медь и их сплавы, но не железо.
6. Существует вероятность распространения культурного влияния через Тихий океан в Центральную Америку и на северо-западное побережье Южной Америки за несколько сотен лет до Р. X. Однако такие контакты между полушариями происходили в результате случайных путешествий, начавшихся в Восточной и Южной Азии. У нас нет никаких прямых доказательств того, что эти контакты происходили вообще, но очевидно, что контактов сдревними египтянами, иудеями или другими народами Западной Азии и Ближнего Востока не было никогда.
7. Ни один уважающий себя египтолог или иной специалист в археологии Старого Света, также как и ни один эксперт в предыстории Нового Света, не открывал никаких связей между археологическими находками в Мексике и археологическими находками в Египте и не подтверждал их наличие.
8. Сообщения о находках древних египетских, еврейских или других писаний Старого Света, сделанных в Новом Свете в доколумбовское время, часто появлялись на страницах газет, журналов и бульварных книг. Ни одно из этих утверждений не выдерживало проверки серьезными учеными. Никому ни разу не удалось доказать появление в Америке до 1492 г. надписей, использовавших формы письма Старого Света.
9. В библиотеке Национального музея естественной истории Смитсоновского института имеются экземпляры «Книги Мормона». [89]
[1] Smith Joseph. History of the Church. 1844. Vol. 6. Р. 319-320
[2] www.kuraev.ru/gb/view.php3?subj=8333
[3] У отечественных мормонов ввиду наших условий жизни есть некоторое послабление: «семейный день» часто заменяется «семейным вечером», но зато он проводится в приходском здании совместно с другими семьями прихода, а собрание по средам проводится у них пока нерегулярно и может переноситься на другие дни. Но спортивные игры остаются важным элементом мормонской жизни и у нас: по возможности миссионеры стараются арендовать ближайший к приходу спортивный зал. где проводятся те самые волейбольные матчи по понедельникам.
[4] Мормоны называют всех не принадлежащих к секте английским словом gentiles. Так иудеи называли всех неевреев (гои). Парадоксально, что и евреи для мормонов оказываются также gentiles (гоями).
[5] Интересно, что это было признано даже лютеранами. Назначенная «Советом Евангелической Церкви» Германии комиссия, которая, в связи с конкретным случаем, должна была выработать критерии для «Признания или непризнания мормонского крещения христианским», после нескольких заседаний (1989 г.) пришла к следующему выводу: «Из официального учения мормонов следует, что при мормонском крещении слова «Отец, Сын и Святой Дух» относятся к совершенно иным субъектам, чем Триединый Бог, засвидетельствованный в библейском повелении о крещении. По этой причине в случае мормонского крещения мы не можем говорить о тринитарной формуле, и, следовательно, существенный признак действительности крещения здесь отсутствует. Таким образом, совершенное мормонами действие не может быть приравнено к христианскому крещению (Hauth R. Die Mormonen: Sekte Oder neue Kirche Jesu Cristi? Freiburg; Basel; Wien. 1995. Z. 72).
[6] Ropp Harry L Are the Mormon Scriptures Reliable? Downers Grove. Illinois, 1987. P. 11.
[7] Цит. по: Мартин Уолтер. Царство культов. СПб., 1992. С. 176.
[8] Вначале Джозеф рассказывал о своем видении по-другому, причем несколько раз эти рассказы изменялись (см. ниже).
[9] Выдержки из истории пророка Джозефа Смита //Драгоценная жемчужина. Параграф 15.
[10] Там же. §§27-50.
[11] Moron по-английски значит «дебил».
[12] Hill D. Joseph Smith: The First Mormon. N. Y., 1977. P. 86.
[13] Цит. по: Ropp. R 42.
[14] Whitmer David. An Address to All Believers in Christ Concord. Calif., 1976. Р. 12.
[15] Hill D.Joseph Smith. ..P. 86-87.
[16] Выдержки из истории пророка Джозефа Смита //Драгоценная жемчужина. Параграф 72.
[17] Марк Твен. Налегке. Собр. соч.: В12 т. Т. 2. М., 1959. С. 92.
[18] Цит. по: Ropp. P. 37.
[19] Цит. по: Ropp. Р. 37.
[20] Whitmer, P. 35.
[21] См.; Where Does It Say That? (A Research Tool Compiled by Bob Witte). Gospel Truths: Grand Rapids, Michigan, s. а. Разд. 6/4.
[22] Марк Твен. Налегке. С. 90.
[23] Правильно было бы иаредитов, так же как и нефитов и ламанитов. Но поскольку мы приводим точные цитаты, мы вынуждены предлагать читателям те формы этих слов, которые встречаются в корявых мормонских переводах. Мы также сохранили все языковые особенности изданных на русском языке мормонских текстов.
[24] Книга Ефер является одной из частей -Книги Мормона-, ссылки на которую в мормонской литературе даются по образцу библейских: книга, глава, стих.
[25] Book of Mormon Institute, Оег. 1959. Extension Publications BYU.1964.P8.
[26] В «Сатанинской Библии Антона Шандора ЛаВея (Unholy Word F.O.D.: Б. м.. б. г.) приводится список имен диавола (с. 159), одно из которых Мормо (очевидно, от греч. mormo, что значит «чудовище», пугало, «страшилище»). Если учесть, что и Смит, и ЛаВей начинали с оккультизма и оба проходили церемонии посвящения в масонских ложах (см. ниже), то это совпадение не кажется простои случайностью. Это название диавола. по всей видимости, было достаточно широко известно и во времена Смита, потому что, судя по его письму от 15 мая 1843 г., многие задавали ему вопросы о происхождении слова .Мормон-. Ответ Смита на эти вопросы чрезвычайно интересен: он поясняет что прочитанное им на золотых пластинах слово -Мормонне имеет ничего общего с греческим словом «mormo», а происходит от двух слов - древнеегипетского «мон» - «добро» и английского «мор» (more) - больше. Оставляя без комментариев компетентность Смита в египтологии, зададим лишь один вопрос: каким образом заявляемые авторы «Книги Мормона», завершившие ее написание в V в. по R X. и владевшие только .реформированным египетскими древнееврейским, знали английский язык, и в помине тогда не существовавший?
[27] Или, по более ранней версии Смита, Нефием (см. выше).
[28] SmithJ. The History of the Church of Jesus Christ of Utter-day Saints. Salt Lake City, 1972. IV, 461.
[29] Tanner J. & S. Mormon ism: Shadow or Reality? Salt Lake City, 1982. R 89.
[30] Times and Seasons. Vol. 4. Р. 194.
[31] Хотя еще в 1979 г. в редакционном материале официальной мормонской газеты «Church News» заявляется, что возбуждать в умах людей сомнения в подлинности указаннного местонахождения холма Кумора в штате Нью-Йорк, где Мороний захоронил свои пластинки. - чрезвычайно опасно - так как таким образом подвергаются сомнению слова пророков (Editorial // Church News. 1979 Jul. 29. R 16.).
[32] См. Приложение к главе, с. 146.
[33] См. Rорр. P 57.
[34] См. Ropp.Р 40-41.
[35] «And it came to pass... В современном мормонском переводе: «И было так...» или «И было...» В некоторых главах почти каждый стих начинается с этих слов. Всего в «Книге Мормона» это характерное для «Библии короля Иакова» выражение встречается более 2000 раз.
[36] Марк Твен. Налегке. С. 90-91.
[37] Одна из трех главных священных книг мормонов (см. ниже).
[38] Newell L К. & Avery V. N. Mormon Enigma: Emma Hale Smith, Prophet's Wife, -Elect Lady-. Polygamy's Foe, 1804-1879. Garden City, N.Y.. 1984. R 47.
[39] Имя умершего, в усыпальницу которого был вложен этот папирус.
[40] Ваег К. The Breathing Permit of Ног// Dialogue. 3. No.3. Autumn. 1968. P. 119-120.
[41] History of the Church. Vol. 6. Salt Lake City. 1843. R408-409. .
[42] History of the Church. Vol. 7,Salt Lake City, 1844. R103
[43] В 2000 г. она была переименована в «Соmmunity of Chrict» («Община Христа»).
[44] Journal of Discourses. Vol. 13. P. 95.
[45] См.: Deseret News. 1855. November. 14; цит. по: Tanner J. & S. The Changing World of Mormonism.Chicago, 1980. R 266.
[46] Deseret News. 1962. Aug. 6.
[47] MillenialStar.T.7 2.C.673.
[48] Stewart J. A Brigham Young and His Wifes. Salt Lake City. 1861. Р. 71.
[49] Как сообщается в фильме «The God-Makers», Бригам Янг говорил даже, что мормоны, вступающие в браке чернокожими, подлежат немедленной казни.
[50] Интересно, что еще в конце 60-х гг. официальные мормонские лица заявляли, что «неравенство негров и белых имеет божественное происхождение и посему негры никогда не смогут быть мормонскими священниками, и «церковь» бессильна изменить такое положение дел.
[51] Его можно найти на последних страницах «Учения и заветов/Драгоценной жемчужины».
[52] Цит. по: Ropp. P. 65.
[53] Разумеется, астрономам такая звезда неизвестна.
[54] Hunter M. R. The Gospel Through the Ages. Salt Lake City, 1957. P. 114.
[55] Times and Seasons. Vol. 5. P. 613-614. Цит. по; Tanner J. AS. The Changing World of Mormonism, Р 173.
[56] Smith Joseph Fielding. Doctrines of Salvation. Salt Lake City. 1969. V. 1. R12.
[57] Journal of Discourses, by Brigbam Young, President of the Church of JesusChrist of Latter-day Saints, His Two Councilors, the Twelve Apostles, and Others. 26 vbls. Liverpol. 1854-1886. Vol. 7. R 333.
[58] Widtsoe J. A., ed. Discourses of Brigham Young. Salt Lake City. 1991. R 227.
[59] Hunter M. The Gospel through the Ages. Salt Lake City. 1958. R113.
[60] Scousen W. C. The First 2000 Years. Salt Lake City, 1979. Р 355.
[61] Journal of Discourses. Vol. 1. P. 50.
[62] Church News Section // Deseret News. 1976. October 9. R 11.
[63] Hauth R. DieMormonen. Secte oder neue Kirche…
[64] Милтон Хантер так и пишет: «Иисус - духовный брат людей. Он наш старший брат» (Hunter М. Указ. соч. С. 21).
[65] Мормоны среди нас //Коммерсантъ-Власть. № 22 (274). 1998.16 июня.
[66] Там же.
[67] Journal of Discourses. Vol. 1. R 51. Однако в «Книге Мормона» ясно и недвусмысленно утверждается обратное (Алма 7:10). Отметим и то, что, развивая свою мысль. Янг доходит до грубейшего кощунства: «Я повторю маленький анекдот. Как-то я обсуждал эту тему с одним ученым профессором и возразил ему так; «Если Сын был зачат Святым Духом, то было бы очень опасно крестить и конфирмировать женщин и давать им Духа Святого, а то он, прячась в руках Старейшин, зачинал бы детей и ставил бы старейшин в чрезвычайно неловкое положение перед людьми»(Journal of Discourses. Vol.1. R 51).
[68] Journal of Discourses. Vol. 8. R115.
[69] The Seer. S. I., 1853. Р 158.
[70] Серия буклетов «Mormon Miscellaneous», февраль 1982.
[71] McConkie В. R. Mormon Doctrine. Salt Lake City. 1979. R 319.
[72] См., напр., слова Opco Ha Xa Ciflaf Journal of Discourses. Vol. 4.P.259).
[73] Journal of Discourses. Vol. 4. P. 54.
[74] Ibid. Vol. 3.P 247.
[75] Это слова самого «пророка» Бригама Янгэ, написанные 8 февраля 1857 г. Были опубликованы B. Deseret News» (1857. Febr. l 8) и -Journal of Discourses» (Vol. 44. Р. 219,220).
[76] «Книга Мормона» ясно и недвусмысленно говорит о причащении хлебом и вином (3 Неф. 18:3; Морон.4-5).
[77] Roberts В. Н. Comprehensive History of the Church of Jesus Christ of the Latter-day Saints. 6 vols. Salt Lake City. 1930. Op. cit Vol. 2. R 135-136.
[78] Apostle John A. Widtsoe. Evidences and Reconciliations (first edition). Salt Lake City, 1963. Vol. 3. P. 358.
[79] History of Freemasonry in Illinois. R184. Цит. no:S. H. Goodwin. Mormonism and Masonry. N. p., n. d. P. 34.
[80] Hauth Ruediger. Die Mormonen: Sekte oder neue Kirche Jesu Cristi? (Пер. Ю. С. Терентьева.) Z.129.
[81] Здесь и выше цит. по: Hauth Ruediger. Die Mormonen: Sekte Oder neue Kirche Jesu Cristi? Z. 98-99.
[82] Об этом же напоминают и горизонтальные разрезы на «святом белье».
[83] Рассказ о тайных храмовых церемониях мормонов приведен со слов их участника, бывшего члена секты и по описанию Рюдигера Хауга в его книге Hauth Ruediger. Die Mormonen: Sekte Oder neue Kirche Jesu Crist)?
[84] Journal of Discourses. Vol. 19. R 229.
[85] Tan. Encyclopedia of 7770 Illustrations. R 414. Цит. по: Tucker. Strange Gospels. R 80.