В религиозных и мировоззренческих системах особая роль отводится болезням. Представители разных религий рассматривают болезнь либо как наказание за грехи, милость, чистую случайность, посланное Богом испытание или предопределённая неизбежная судьба. Исходя из этого, болезнь может приниматься, от неё могут бежать или искать в ней исцеление.
Человек трактует своё здоровье и свою болезнь в зависимости от вероисповедания, расовой принадлежности, места проживания. Различные степени свободы в понятиях здоровья и болезни и возможности выбора, имеющиеся в распоряжении, обусловлены отдельными усвоенными человеком правилами, ритуалами, нормами, законами и запретами мировоззрения, жизненной философии и религии. Вера, религия и мировоззрение, которые могут считаться общей системой отношений для установок и поведения, влияют на проявление способностей. Религиозно-мировоззренческие установки могут рассматриваться как дополнительная информация об отношении к сексуальности (сексуальные потребности и запреты, ритуалы сексуального поведения), о воспитании (роли родителей, авторитарное воспитание, антиавторитарные тенденции, предпочтение сына или дочери), о профессии (пределы профессиональных возможностей, мотивация в профессиональной деятельности, например, служение человечеству, самовыражение, цель жизни, общественное поручение, освобождение и уклонение от истинных задач), о партнёрских отношениях (равноправие в отношениях мужчины и женщины, мировоззренческая ценность партнёрства как средства воспитания детей, как ячейки общества, как единства удовольствия, как объединяющего предписания), о социальных контактах (установившиеся социальные отношения, например, в индийских кастах или в поведении социальных групп, слоёв и классов по отношению друг к другу).
Таким образом, результат развития мировоззрения формирует видение человека, которое становится регулятором поведения, этической нормой, помощью в ориентировке, прототипом самовосприятия и восприятия окружающих. Видение человека определяет не только наши ожидания от себя и других, но и те способности и качества, которым готовы следовать мы и другие.
Надёжность и ориентировку человек находит обычно только в своей конкретной, ощутимой среде. Так, он ищет самоутверждения при помощи физического удовлетворения в пище, питье, сексуальности, сне, спорте, эстетике и т. д., посредством «бегства» в работу, углубления отношения к партнёру, который в таком случае должен гарантировать безопасность, которую до этого могла предоставить целая культура. Он находит самоутверждение в контактах обычно с маленькими группами, которые утверждаются в своей сути, выступая против других групп. Характерно стремление к дополнительным религиям, к которым относятся так называемые молодёжные религии, а также односторонняя склонность к астрологии, парапсихологии и экзотике и «малым дополнительным религиям», которыми могут стать любые односторонне высокостилизованные убеждения, любые абсолютизированные ценности.
Полный физических сил и здоровья, человек более или менее увлекается самонадеянностью, всё приписывает своим силам и способностям. Болезнь же обнажает всю немощь и бессилие. Тогда человек чувствует, что не только все успехи и неудачи, но и сама жизнь ему не подвластны. Цветущие жизнью менее всего помышляют о конце жизни и вечной участи, ожидающей каждого после смерти. Но когда болезнь поражает человека, когда после многих его усилий освободиться от неё, она укореняется в его теле, ослабляет все силы, отравляет все чувственные наслаждения, тогда всё представляется в своём истинном свете. Возникает убеждение, что не сам человек виновник своего счастья, что есть невидимая Сила, которая может превратить в ничто все его предприятия, усилия и планы.
С другой стороны, наслаждаясь здоровьем, человек находится большею частью как бы вне себя. Болезнь обращает его взор на себя. Повседневные заботы и тревоги охватывают человека со всех сторон и не оставляют ему времени для того, чтобы углубиться в себя для внутреннего собеседования со своим сердцем и совестью. Но когда болезнь заставляет оставить излишние развлечения, а также обычные дела и занятия, уединиться от всех и всего, быть только с самим собою, тогда рассеянность мыслей исчезает, вся прошедшая жизнь восстаёт и оживает в сознании, и все нравственные пятна, которые бывают не видны самому человеку, тревожат совесть, вызывают стыд и отвращение. Такое самосознание приводит к тому, что человек начинает обращаться к Богу с сердечным раскаянием, старается загладить перед ним свои грехи, считая, что они стали причиной его недуга.
Поиск человеком новой приемлемой ориентации порождает новые взаимоотношения причины и действия. Разочарованный в культурном, общественном, политическом или религиозном отношении индивид, ищущий убежища и помощи в своём личном мире, отражает таким поведением опять же коллективные проблемы.
Публикуется по изданию «Психиатрия и религия на стыке тысячелетий». Сборник научных работ Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 (Сабуровой дачи) и Харьковской медицинской академии последипломного образования / Под общ. ред. П. Т. Петрюка, Р. Б. Брагина. - Харьков, 2006. - Т. 4. - С. 72-74. «Новости украинской психиатрии»
Священнослужитель как психотерапевт в местах лишения свободы
06.07.2006, Статьи
Лечебное внушение и религия
14.06.2006, Статьи
Психотерапия и религия
02.08.2006, Статьи
Психиатрия и религия на стыке тысячелетий
27.09.2008, ---
Нет комментариев. Не желаешь оставить первый комментарий?
Перед публикацией, советую ознакомится с правилами!