Будем рассматривать не верования какой-то группы людей, но поведение и способы воздействия, затрагивающие права человека, его достоинство и свободу. С этой точки зрения абсолютное большинство современных сект, так называемые «новые религии», носят тоталитарный характер, то есть представляют собой угрозу для личности человека.
Что такое секта?
Тоталитарные секты – это группы, в которых применяются комплекс специальных психологических приемов, именуемый манипуляцией сознанием (контролем сознания), с целью подавления воли человека и контролирования его мыслей, чувств и поведения. Члены секты превращаются в рабов, лишенных как финансовых, так и личных и общественных ресурсов, необходимых для выхода из группы. (Далее будем говорить именно о тоталитарных сектах). Методики манипуляции сознанием приводят к разрушению личности в физическом плане (неполноценное питание, недостаточный сон, напряженная работа), в психическом (искажение личности, поведения и способности критического суждения), в умственном (обеднение всех областей знания, не имеющих отношения к секте) и социальном плане (подавление способности к общению, враждебность по отношению к обществу).
Как вовлекают в секту?
Действия по вовлечению в секту можно условно поделить на четыре этапа, на каждом этапе – свои задачи. Ниже приводятся характерные психологические методики, применяемые на этих этапах.
Этап 1: соблазнить и польстить
Вы окунаетесь в теплую сердечную атмосферу группы, вас окружают заботой и вниманием. Вам искренне радуются. Вы ощущаете свою значимость: «ты красив, умен, ты нужен нам для великой миссии». Вам предлагаются простые, доступные и привлекательные ответы на сложные вопросы существования (жизнь, смерть, болезнь...). Как будущему члену секты вам гарантируют счастье, свободу, знание. На этом этапе вам показывают контраст между жестоким, эгоистичным, холодным окружающим миром в котором царят хаос и смятение (и то ли еще будет!), где вы «никому не нужны», и дружественной, заботливой группой, где вас знают, ценят и любят.
Этап 2: нейтрализовать способность к критике и качества личности
Вам объясняют, что для достижения обещанных ранее благ вам необходимо выполнять ряд «духовных» и физических упражнений. Вам не оставляют свободного времени: изматывающий долгий рабочий день, лекции, хождение по домам или общественным местам (с целью вербовки новых членов), продолжительные медитации, скандирование молитв, сбор средств (попрошайничество), обучение доктрине секты следуют друг за другом и в сочетании со скудным питанием и недосыпанием препятствуют члену секты остановиться и подумать, что он делает или как живет, отбивают желание критически осмысливать происходящее. Медитации, монотонное пение и повторяющиеся действия при интенсивном их использовании приводят к торможению мыслительных процессов и создают (индуцируют) состояние высокой внушаемости. Интимная жизнь сводится к минимуму: невозможно ни одного мгновения побыть одному. В результате вы должны полностью отречься от своего прежнего образа жизни, характера, привычек и от свободы принимать самостоятельные решения. Подвергается изменению речь: будущий сектант должен усвоить речь, которая «хорошо» звучит, кажется серьезной в научном или религиозном отношении, но которая имеет смысл только внутри группы. Эта лукавая техника серьезно затрудняет сообщение сектанта с миром (с родственниками и друзьями) и фактически обедняет до ничтожества его мысль.
Этап 3: упрочить связи с группой и стимулировать социальные разрывы
Наконец, убираются декорации терпимости учения секты в отношении внешнего мира: общество представляется исключительно как место погибели, медицина - бесполезной, психиатрия - опасной, различные религии - как ложные или полностью преодоленные, политика - устарелой. Семья и государство объявляются помехой для спасения, и члены секты освобождаются от обязанностей по отношению к ним. Только группа, ведомая своим учителем, который объявляет себя спасителем человечества, может вести людей по дороге к счастью.
Усилия секты направляются на разрыв с семьей, с друзьями, с обществом. Вас побуждают бросить учебу (работу), сменить место жительства (другой город или даже отъезд за границу для продолжения сектантского образования). Любая исходящая извне информация объявляется подозрительной. Все, кто критикует секту, представляются негативно, как опасные, выступающие против прогресса человечества. Настойчиво советуется более не встречаться с ними, клеветать на них, или, если возможно, подавать на них в суд. Иногда семья объявляется ответственной за все трудности, с которыми сталкивается или сталкивался ранее член секты. Членам группы разъясняют, что «общество сопротивляется, у него есть свои привычки, свои интересы, вам не поверят, вас будут преследовать. И это доказательство, что вы - в истине. Не так ли было с большинством праведников?». Это ловкая аргументация - чем большее сопротивление встречает член секты, тем более глубоко он вовлекается в группу.
Этап 4: сделать возвращение в общество невозможным
Вы становитесь целиком зависимы от секты. У вас нет личного дохода, социальной поддержки, существенного профессионального опыта. Частые перемены мест не позволяют устанавливать устойчивые связи с внешним по отношению к группе миром, которые могли бы облегчить возвращение. Старых друзей больше нет, семейные узы или оборваны или напряжены до конфликта. Часто используется тактика брака внутри группы – невозможно уйти одному, надо, чтобы одновременно этого захотели двое.
При помощи жесткой дисциплины, явных и завуалированных угроз, чередованием наказаний и наград, постоянного доносительства навязываются и постоянно поддерживаются чувства вины и страха. Сформированные комплексы страха перед внешним миром и личной вины перед группой, чувство собственной беспомощности заставляют сектантов даже в случае разочарований решать, что легче остаться, плыть по течению.
Счастье, свобода, богатство личности или знание обещаются на каждом этапе, если член секты соглашается терпеть страдания еще большие, чем он уже перенес, поэтому каждый раз он говорит себе, что было бы глупо отступать, когда стоишь так близко к цели, что все его страдания (а часто и деньги) пропали впустую. Чем более член секты страдал, тем более он готов страдать еще больше.
Все четыре описанных этапа направлены на то, чтобы стремительно и нерасторжимо влить человека в группу и так искалечить его сознание, что всё это выражается в острой инфантилизации. Тогда члены оказываются полностью подчиненными своему учителю, слепо и безоговорочно ему повинуются и способны превратиться в опасных фанатиков.