Альцион - центральная, знаменитая звезда в созвездии Плеяд... Альцион, кроме того, насколько это исследовано наукой, оказывается «полуночным троном», который является центром целой системы притяжения, с которого Всемогущий управляет своей Вселенной. Чарльз Тэйз Рассел [1]
Из всех тоталитарных сект, действующих на территории нашей страны, секта «Свидетелей Иеговы более всего напоминает компартию
По времени своего основания секта «Свидетели Иеговы» хронологически следует за сектой мормонов. Она известна также как «Общество Сторожевой башни» (ОСБ). В предыдущем издании книги давалось такое определение: это псевдохристианская арианствующая апокалиптическая милленаристская (хилиастическая) тоталитарная секта. Однако, прочитав более внимательно литературу «Свидетелей Иеговы», я понял, что это определение поверхностно и не отражает сущности секты. Сейчас я назвал бы «Общество Сторожевой башни» псевдорелигиозной коммерческой организацией, основанной на квазикоммунистической идеологии с элементами язычества и прикрывающейся несколькими христианскими образами и концепциями. Эту точку зрения я постараюсь доказать в ходе дальнейшего повествования.
Из всех тоталитарных сект, действующих на территории нашей страны, эта секта более всего, даже внешне, напоминает компартию. Может быть, поэтому ей удается добиться таких заметных успехов на всем постсоветском пространстве. Структура «Свидетелей Иеговы» удивительно похожа на структуру КПСС с ее «демократическим централизмом». Вместо богослужений иеговисты [2] проводят «партсобрания», уроки «партучебы» и «партсъезды» (ежегодные «Конгрессы «Свидетелей Иеговы»), а в эсхатологической перспективе ожидают они вполне конкретного земного рая (читай коммунизма), где будет много еды и мало работы, где от каждого будет браться «по способностям», а даваться - «по потребностям». Ни Богу (Иегове), ни Христу места в этом земном раю не предусмотрено.
«Свидетели Иеговы» знают прежде всего по их активной пропагандистской деятельности. Они чаще, чем члены многих других сект, ходят по домам, пристают к людям на улицах, раздают свои листовки и журналы, навязчиво предлагают изучать вместе Библию и приглашают на свои собрания.
Их также знают из-за их специфической особенности - фанатичного отказа от переливания крови. Они возводят запрет на употребление крови к книге Левит и к 15-й главе Деяний апостольских, где Апостольский собор рекомендует новым христианам из язычников воздерживаться, в частности, от употребления в пищу крови животных. В 1961 г. лидеры секты провозгласили переливание крови тем же самым, что и употребление в пищу, и объявили смертным грехом. [3] Из-за запрета на переливание крови погибло очень много детей, чьи родители-иеговисты отказывались от этой несложной медицинской процедуры, а также людей, находящихся в бессознательном состоянии, потому что родственники-сектанты наотрез не давали на нее согласия.
Впрочем, человеческая жизнь никогда не была приоритетом для руководства секты. Первоначально иеговистам запрещалось делать себе прививки, что, естественно, приводило к большому количеству тяжелых заболеваний и смертей. Лишь в 1952 г., после того, как многие страны запретили въезд в свои пределы людям, не сделавшим соответствующие прививки и вакцинации, «Общество Сторожевой башни» отменило свой запрет. Ответственность за погибших по капризу руководства секты людей не взял на себя никто. Зато была запрещена пересадка органов, что лишило многих людей последней надежды спасти свою жизнь. Иеговисты, нуждавшиеся в пересадке глазной роговицы, были принуждены отказываться от операции и соглашаться на утрату зрения. В 1980 г. пересадка органов была разрешена, и вновь руководство секты даже не сочло нужным извиниться за насильственное навязывание людям точки зрения, которая теперь признавалась ошибочной [4]. Ради чего погибли сотни людей, а многие другие ослепли? Вопрос этот до сих пор остается без ответа. Возможно, в недалеком будущем руководство секты позволит «Свидетелям Иеговы» переливать кровь. [5] И вновь сектанты безропотно воспримут эту перемену, и вновь никто не потребует ответа на простой вопрос: ради чего погибали наши братья и сестры?
«Свидетели Иеговы» отрицают любое земное правительство и все, что с ним связано: службу в армии, присягу на государственные должности, государственные праздники, отдание почестей флагу, голосование и избрание на выборные должности и т. п. Все члены секты считают себя гражданами единого теократического государства - «Общества Сторожевой башни» со столицей в Бруклине (район Нью-Йорка), где близ Бруклинского моста находится их центр «Вефиль» (так называется не только бруклинская штаб-квартира секты, но и управленческие центры «Свидетелей Иеговы» во всех странах мира): комплекс приземистых серо-бурых кубообразных зданий, очень скучных и напоминающих то ли склады, то ли казармы. У одного из них наверху башенка с зубчатыми краями, на которой написано: «Сторожевая Башня». Это и есть их мозговой трест, штаб-квартира, всемирное правительство. Там заседает «богоустановленный» высший орган - Руководящая (Правящая) корпорация, именуемая сектантами «Верным и благоразумным рабом» (ВиБРом) Иеговы - единственным его [6] представителем на земле.
Руководящая корпорация назначает уполномоченных представителей в крупных зонах, те контролируют комитеты в филиалах, перед которыми отчитываются надзиратели в областях. Им подчиняются районные надзиратели, руководящие старейшинами в собраниях, к которым приписываются рядовые члены. Такова жесткая структура управления сектой. Однако все местные управленческие органы секты не принимают самостоятельно никаких решений - они являются лишь передаточным звеном для «проведения в жизнь распоряжений и директив из Бруклина.
Вот цитата из проиеговистского источника, характеризующая структуру секты. Обратим внимание на ее внутреннюю противоречивость:
У Свидетелей нет оплачиваемого духовенства, собраниями руководят старейшины. Типичное собрание насчитывает около 100 Свидетелей, в том числе шесть старейшин и шесть служебных помощников. Если собрание становится более многочисленным, оно делится на ряд собраний.
Двадцать собраний «Свидетелей Иеговы» составляют один район, десять районов - область. Духовное руководство осуществляют районные и областные надзиратели (греческое слово «епископ» буквально означает «надзиратель»). Надзиратели у «Свидетелей Иеговы» постоянно объезжают собрания в своих районах и областях, бывая в них не реже, чем дважды в год (и в каждом проводя неделю), поэтому их называют «разъездные надзиратели».
Специальные пионеры, миссионеры и разъездные надзиратели содержатся за счет средств религиозной организации. В1998 г. Общество Сторожевой Башни потратило на их поддержку около 64,4 миллионов долларов (значит, все-таки есть оплачиваемое духовенство? - А. Д.) [7]
Всего в американских Вефилях работают около пяти тысяч человек, а в Вефилях по всему миру - более двадцати тысяч. Большая часть из них прошла подготовку в «Школе теократического служения» в Галааде (Пенсильвания) - главном учебном заведении секты. Располагающаяся в бруклинском Вефиле руководящая корпорация анонимно принимает все решения относительно управления сектой и направления ее дальнейшего развития. Помимо описанных выше зданий, секте принадлежат не менее десяти небоскребов неподалеку - в Бруклин Хайте - одном из самых престижных и дорогих районов Нью-Йорка. В этих зданиях живет и работает аппарат, состоящий из более трех тысяч человек - исполнительное звено власти (и власти абсолютной) в секте. Но все решения нужно доводить до рядовых сектантов, и поэтому бруклинский Вефиль-это прежде всего издательство, в котором создается вся пропагандистская продукция секты: пишутся статьи, рисуются иллюстрации, записывается музыка, штампуются лазерные диски. Тут же продукция печатается, и тут же многомиллионные тиражи грузятся на транспорт для отправки в различные страны мира.
Условия жизни «вефильцев» самые спартанские: рабочий день фактически не регламентирован, выходных реально не бывает. И холостые, и супружеские пары живут в общежитиях, с той только разницей, что супружеские пары получают по отдельной комнате. Как заверял меня многолетний сотрудник американского Вефиля, каждый из его женатых коллег «абсолютно добровольно и без всякого принуждения» принял решение не иметь детей. Поскольку абортов «Свидетели Иеговы» официально не признают, для супружеских пар остается один из двух способов: контрацепция или хирургическая стерилизация. Так как на карманные расходы «вефильцы» получают всего сто долларов в месяц (кормят их в общей столовой и обстирывают в общей прачечной), а контрацептивы стоят дорого, можно сделать предположение, что рабы «Сторожевой башни» «добровольно и без принуждения» ложатся на операции по стерилизации (так как каждый из «вефильцев» может задекларировать очень низкий доход, то расходы по операции могут быть покрыты из средств государственного социального вспомоществования).
Очевидцы рассказывают о тяжелой атмосфере всеобщего наушничества и доносительства в этой верхушке «всемирной теократии». Большинство сотрудников стремится хотя бы на время забыться и выключиться из этого крысиного образа жизни. В Вефиле царит тяжелое беспробудное пьянство и прочее из того, что в советских партийных комитетах (удивительно похожих на иеговистский высший круг) называлось емким словцом «аморалка»: «...пили там очень много. Я научился пить в Вефиле. Если вы едете туда непьющим, то к моменту отъезда вы будете пить». [8]
Злоупотребление спиртными напитками - вообще большая проблема для «свидетелей» разного уровня: «Жизнь под пристальным надзором старейшин опустошила меня; Ничто и никто, даже мои дети, [9] приносившие мне столько радости, не могло сделать мою жизнь полноценной. Часто мы с женой напивались сверх меры, ища хоть какого-то облегчения. Но все заканчивалось одной пустотой». [10]
У этой теократии, рассеянной по всему миру, около 6 миллионов подданных [11] - активных членов секты. Подданные исправно платят взносы, весьма превышающие налоги, которые платят граждане любого светского государства. Это дает представление о доходах Правящей корпорации. Расходов же у нее несравненно меньше, чем у любого правительства.
Главный печатный орган иеговистов - журнал «Сторожевая Башня», второй орган - журнал «Пробудитесь!». «Сторожевая Башня» выходит в свет дважды в месяц тиражом более 23 миллионов экземпляров [12] (то есть более 46 миллионов экземпляров в месяц) на 139 языках мира. С 1920 г. по 1996 г. в мире было издано и распространено свыше 9 миллиардов экземпляров книг, журналов и брошюр более чем на 200 языках. Только за 1986-1992 гг. общий тираж иеговистской литературы составил около 2 миллиардов 715 миллионов экземпляров. На русском языке ежегодно публикуется около 5 миллионов экземпляров различных иеговистских книг и журналов.
Типографский центр, обслуживающий Россию, находится в Германии. С профессиональной полиграфической точки зрения издания выглядят прекрасно: броские, яркие иллюстрации, качественная бумага; журналы и брошюры внушают доверие и бросаются в глаза. Члены секты обязаны распространять эти издания. Они выкупают их на свои деньги, а потом раздают или продают. Таким образом, для Руководящей корпорации издание журналов и книг - дело не только абсолютно беспроигрышное, но и приносящее баснословную прибыль: каждая книга многомиллионного тиража раскуплена еще до ее выхода в свет. До недавнего времени сектантам предписывалось покупать каждую новую книгу и журнал на каждого члена их семьи, не говоря о копиях для распространения. Сейчас в ряде стран этот порядок несколько изменен: сектанты еженедельно на «добровольно-принудительной» основе жертвуют деньги, как минимум покрывающие, а то и значительно превышающие назначенную в Бруклине стоимость распространяемых журналов.
В этом смысле «Свидетелей Иеговы» вполне можно рассматривать как коммерческий культ или торгово-финансовую пирамиду с идеологическопсевдорелигиозной надстройкой, существующую ради распространения письменно-печатной продукции издательского дома. Сами сочиняем, сами иллюстрируем, сами публикуем, сами развозим по всему миру неконкурентоспособную продукцию, которую без мощной идеологической поддержки продать невозможно: в обычном киоске ее не купит никто. И соответственно, нужно сделать все для обеспечения раскупаемости, от которой организация получает сотни миллионов долларов чистого дохода.
Именно поэтому в подавляющем большинстве стран Европы «Свидетели Иеговы» вообще никогда не считались религиозной организацией. В начале 1999 г. секта была лишена религиозного статуса во Франции. Французские власти обязали «Свидетелей» выплатить налоги за последние несколько лет, что составляет более 50 млн долларов. До тех пор все имущество секты во Франции арестовано.
Распространение книг и журналов и пропагандистская работа называется свидетельством, которое каждый член секты обязан исполнять. Минимально допустимое количество свидетельства -10 часов в месяц. Но чтобы быть на хорошем счету в секте, нужно «свидетельствовать» гораздо больше - 50,60,80 и более часов в месяц.
Особая категория Свидетелей - пионеры (проповедуют не менее 90 часов в месяц) и специальные пионеры (не менее 140 часов проповеди, в месяц). В1997 г. среди 5 миллионов 900 тысяч Свидетелей пионерами были около 700 тысяч человек, то есть каждый восьмой. [13]
В сентябрьском номере иеговистского журнала для внутреннего употребления «Наше царственное служение» за 1996 год находятся подробные инструкции по вербовке, в том числе и требование узнать имя, адрес, телефон человека, проявившего хоть малый интерес к разговору. Руководство «Как завести и продолжить разговор на библейскую тему» (1994 г.) рассматривает варианты втягивания посещаемых жильцов в беседу, в том числе при использовании прямой лжи о своей конфессиональной принадпежности. В этом наставлении признается допустимой и ложь о том, что деньги сектантам не нужны (это при том, что в другом руководстве весьма откровенно описываются методы их вымогательства [14]). Все результаты разговоров заносятся в специальные карточки - «Записи служения по домам», где указываются адреса посещенных домов и квартир. Если возможно, фиксируются имена и фамилии жильцов, а также их реакция на пристающих к ним сектантов и подаренную литературу. Благодаря такой кропотливой работе ведется тотальный учет всех жителей районов, в которых действует секта. При этом собирается также информация о жильцах, времени, когда их можно найти дома, их здоровье, интересах. Степень активности «свидетеля» и, следовательно, его стремление к спасению оцениваются руководством иеговистов по данным этих карточек. Иным словом, как «вербовка», всю эту деятельность не назовешь.
Но ведь «Свидетели Иеговы» постоянно подчеркивают «высокий нравственный стандартсвоей организации. Так ли это? «Общество» пользуется очень своеобразным, отличным от общепринятого пониманием лжи. Связано оно с тем, что в отношении не членов организации «Свидетели Иеговы» проводят особую политику. Тех, кто сомневается в сути их учения, воспринимают как противников [15] и относятся к ним соответствующим образом. ОСБ учит иеговистов в буквальном смысле умалчивать о некоторых фактах или лгать о них. Эта тактика называется «стратегией теократической войны». «Общество» призывает «свидетелей» помнить, что: «Будучи воином Христа, он постоянно находится в состоянии теократической войны и должен быть очень осторожен, имея дело с Божьими врагами. Таким образом, как следует из Писаний, в целях защиты интересов дела Бога надлежит скрывать правду от Божьих врагов» [16]. Соответственно с этими указаниями вся литература ОСБ наполнена искажениями фактов и прямыми обманами. В книге «Помощь в понимании Библии» мы читаем: «Под ложью обычно понимают неправду, сказанную тому, кто имеет право знать правду» [17]. Разумеется, решение о том, кто и когда достоин знать правду, принимает бруклинская теократия.
«Бог же духовенства – это… древнее языческое божество, поросшее многовековым беззаконием, это Ваал, это сам Дьявол»
Богослужение у иеговистов строится на основании журнала «Сторожевая Башня». Оно проходит в «залах царства»; в Москве, например, в 1996 г. было около 60 таких залов. Иеговисты либо снимают для этих целей помещение, либо (в других странах или в сельских местностях) строят такие залы, причем стараются сделать это за минимальное время (желательно - за один день), собирая для этого максимальное количество людей. Богослужение у них такое же, как их здания, - невероятно скучное. Отсутствие профессионального духовенства на местах способствует казенности и мертвой скуке, царящей на собраниях. Теоретически каждый мужчина старше 20 лет может быть ведущим. Однако реально всем руководят назначенные сверху активисты - «старейшины». Это гарантирует полное отсутствие инициативы снизу и каких-либо неожиданностей, что является предметом особой гордости для иеговистов. Характерная цитата: «Бог же духовенства - это совершенно очевидно не Иегова, это - древнее языческое божество, поросшее многовековым беззаконием, это Ваал, это сам Дьявол» [18] (последнее слово в иеговистских текстах всегда пишется с большой буквы). То есть наличие духовенства для них - критерий диаволопоклонничества. Впрочем, как мы видели, это не мешает иеговистам сдавать деньги на содержание своих «пионеров» и «надзирателей».
Иеговисты должны раз в неделю посещать особое собрание по изучению книг и дважды в неделю бывать в «зале царства». Кроме того, есть еще большой летний конгресс и несколько более мелких на протяжении всего остального года. На местах действуют филиалы центральной (пенсильванской) «Школы теократического служения Галаад», в которых сектантов учат проповедовать и отстаивать точку зрения «Общества» при помощи литературы. Программа школ предусматривает интенсивную пятимесячную индоктринацию и подготовку к вербовочной деятельности.
Обычно встречи в «зале царства» состоят из двух частей. Вначале выступает либо один из мужчин - членов общины, либо разъездной надзиратель. Мужчина подробно разбирает предписанную статью из «Сторожевой Башни», держа журнал в руках, а проповедник, прибытие которого заранее рекламируется («приедетнаш брат, который расскажет много нового»), просто рассказывает по гранкам содержание журнала, который доставят через 2 недели, либо зачитывает привезенные из Бруклина особые директивы. Выступления составляют длинную лекцию - проповедью ее не назовешь, - но все ее со вниманием выслушивают. Потом поют простенькие песенки либо под аккомпанемент клавишных, либо под магнитофон. Записи сделаны в том же самом Бруклине, музыка и слова написаны там же. Затем следует чтение журнала, номер которого все держат перед собой, с подробным разбором статей. Все журнальные статьи анонимны. Параграфы в них пронумерованы наподобие стихов Библии. Каждая из статей - это абсолютная истина, не подлежащая критическому обсуждению. Обсуждать то, что там написано, можно лишь с целью более глубокого усвоения и еще более полного одобрения.
Чтобы каждый усвоил все, что написано, внизу страниц, на которых напечатаны статьи для изучения, приводятся вопросы по их содержанию. Сначала читается текст, потом ведущий задает участникам вопросы, а те находят ответы на них в содержании статьи и прочитывают их. Ответ, правильный по содержанию, но изложенный своими словами, считается неверным. Отвечать можно только словами напечатанного текста. Таким образом, содержание журнала усваивается очень эффективно. Все это очень похоже на печально известные политзанятия, которые многие из нас помнят. Только там все старались сесть на задний ряд, чтобы решать кроссворды, а здесь все делается не за страх, а за совесть. Журналы затем изучаются дома и на собраниях, проходящих по будням. Так что за две недели каждый сектант выдалбливает весь номер наизусть. Следующие две недели изучается новый журнал, потом следующий и т. л. А так как человеческая память ограничена, через несколько месяцев содержание прошлых журналов прочно стирается из памяти, и сектант уже не помнит, что полгода назад его могли учить чему-либо, полностью отличающемуся от того, чему учат сегодня.
Женщины в богослужении активной роли не играют-лидерство у иеговистов только мужское; вообще отношение к женщинам несколько пренебрежительное, потому что основатель секты Рассел считал их низшими существами (возможно, из-за скандального развода с собственной женой).
Крестят «Свидетели Иеговы» погружением «во имя Отца и Сына и руководимой духом Организации». Крестящий становится рядом с крещаемым и поддерживает его, а тот ложится на спину в воду и встает уже крещенным. Крестят на конвенциях и конгрессах в специально для этого поставленных на самое видное место надувных резиновых бассейнах.
Естественно, иеговисты считают себя единственной истинной церковью (они употребляют слово «организация») - все остальные религии стопроцентно ложные; даже само слово «религия» они отрицают и определяют религию как поклонение идолам, поклонение тварям. И лишь они одни поклоняются истинному Богу. Правда, это отрицание религии как таковой не мешает «Свидетелям» изо всех сил добиваться для своей организации статуса религиозной со всеми вытекающими из него льготами.
Любая религия, кроме веры «Свидетелей», по мнению анонимных авторов «Сторожевой Башни», «похожа на чистый кокаин». [19] Христиане именуются предателями Бога и лжецами [20], а элементы христианского учения и традиции - произошедшими из «древних лжерелигий» [21] Религиозные руководители «ложных религий называются «одними из самых пресловутых лжецов» [22]. Согласно «Сторожевой Башне», христианские священники пребывают в состоянии «пьяного оцепенения» [23]. Священство огульно обвиняется в педофилии, на основании чего заключается, что «духовенство отвергает Бога, отказываясь поступать согласно... нравственным нормам» [24]. Утверждается, что «церкви христианского мира... заражены половой безнравственностью» [25] и что «прихожане церкви и даже священники позволяют себе вести распутную жизнь, прелюбодействовать, драться, пьянствовать, жадничать, лгать, заниматься спиритизмом и идолопоклонством» [26]. «Религиям христианского мира» обещается «лишение их богатств» и «позорное разоблачение» [27]. В журналах сообщается, что «христианский мир и другие ложные религии вскоре будут полностью уничтожены» [28]. «Это справедливый приговор, вынесенный Иеговой лжеучителям. Этот приговор будет приведен в исполнение» [29].
Нелишне напомнить, что эти и им подобные заявления резко настраивают иеговистов против приверженцев всех остальных религий, в первую очередь - против приверженцев традиционных конфессий тех стран, где орудует секта. Эта агрессия вырывается наружу и, естественно, рождает ответную реакцию людей, оскорбленных как кощунственными высказываниями иеговистских публикаций в отношении почитаемых ими святынь, так и назойливым приставанием членов секты. Так руководство секты провоцирует межрелигиозную напряженность и конфликтные ситуации, которые помогают ему прочно удерживать людей в организации: «Смотрите, как ненавидит вас одержимый диаволом мир...»
Именно это разжигание религиозной розни (вместе с нанесением вреда здоровью и жизни граждан через принуждение к отказу от переливания крови, принуждение к разрушению семей и к отказу от исполнения гражданского долга) попыталась доказать Головинскому межмуниципальному суду Московская прокуратура, добивающаяся роспуска религиозной организации «Свидетели Иеговы» [30]. Однако доказывать такие вещи в суде чрезвычайно сложно, и прокуратура этого факта недооценила. Процесс, длившийся два с половиной года, завершился лишь в начале 2001 г. победой иеговистов. Давление на суд, благодаря умело организованной сектой пропагандистской кампании, было беспрецедентным. Это доказывается и тем, что отечественный Минюст решил не дожидаться окончания процесса и 29 апреля 1999 г. зарегистрировал секту как централизованную религиозную организацию под странным названием «Религиозная организация «Управленческий Центр Свидетелей Иеговы в России».
Прокуратура оспорила решение Головинского суда и подала кассационную жалобу в Московский городской суд, который отменил предыдущее решение и вернул дело на новое рассмотрение в Головинский суд, но уже в новом судебном составе. Но какое бы решение ни было принято, ненависть иеговистов к другим конфессиям и прежде всего к традиционному христианству очевидна.
Перед нами система, которая может быть охарактеризована прежде всего как грубо языческая
Говорить о вероучении «Свидетелей Иеговы» весьма сложно, потому что оно постоянно меняется. За сто с небольшим лет существования этой секты ее вероучение много раз перестраивалось самым коренным образом. Можно сказать, что самым неизменным пунктом иеговистского учения является его переменчивость. Но все эти перемены могут исходить только от самой организации, которая и определяет, во что именно должны верить ее члены в каждый данный момент. Поэтому в конечном итоге единственно, во что иеговисты верят полностью и безоговорочно, - это в саму организацию. Все остальные предметы веры (включая даже самого Иегову, его свойства и качества, его повеления), как показывает история, легко могут быть изменены руководством организации.
Так случалось неоднократно, и новые поколения иеговистов даже не подозревают, что совсем недавно их организация проповедовала совершенно иную веру. Все нежелательное прошлое совершенно изглажено из их памяти. Господство над прошлым, о котором писал Оруэлл в уже упоминавшемся романе «1984» («Кто контролирует прошлое - контролирует настоящее. Кто контролирует настоящее - контролирует будущее»), доведено в секте «Свидетелей Иеговы» до своего совершенства.
Нижеследующее изложение вероучения и характерных особенностей «Свидетелей Иеговы» относится лишь к положению на последние годы XX в. и первый год XXI в. Не исключено, что вскоре все будет вновь изменено самым коренным образом. Думаю, читателю это станет ясно из самого изложения.
Сектанты постоянно подчеркивают, что Бога зовут Иегова, это Его единственное имя, от которого почему-то отказались все церкви, которые называют Его как угодно, но не тем именем, каким Он Сам Себя назвал. Этим так же, по мнению иеговистов, доказывается принадлежность всех церквей к сатанизму. Иегова - это, как известно, искаженное произношение древнееврейского слова «Сущий» (сейчас считается более правильным произносить Яхве). «Я есмь Сущий», то есть «Тот, Кто есть» - сказал Господь, когда явился Моисею в горящем кусте (Исх. 3,14). Однако, согласно свидетельству Евангелия, имя «Сущий» относится к Богу Сыну - Господу Иисусу Христу (Ин. 8:25 и др. места) также, как и к Богу Отцу.
Однако сектантский Иегова не имеет никакого отношения ни к Богу Отцу христиан, ни к богу иудеев. Представление о своем боге у иеговистов грубо-материалистическое. Он ограничен в пространстве, т. е. локализован, не вездесущ и существует во времени (т. е. не неизменен):
...Где есть интеллект, там есть и разум. Где же есть разум, там есть мозг в теле определенной формы... Бог является личностью с духовным телом... Небо является «местом обитания» Бога...
Электростанция находится на определенном месте в городе или около него. Но она снабжает электричеством всю окрестность. Подобно этому обстоит дело с богом (! - А. Д.). Он живет на небесах. Однако Его святой дух (так в тексте. - А. Д.), Его невидимая действенная сила, может быть ощущаема везде, во всей вселенной. Посредством Своего святого духа Бог создал небеса, землю и все живые существа. Для создания всего этого Богу не нужно было присутствовать лично. Он может послать Свой дух, Свою действенную силу, и сделать то, что Он хочет, даже если Он находится очень далеко. [31]
Изначально иеговисты верили, что Бог постоянно находится на звезде Альцион созвездия Плеяд: лишь в 1953 г. упоминание об этой звезде, как месте жительства Бога, исчезло из их публикаций (см. эпиграф к этой главе).
Иегове предшествовало не только время, но и пространство: «Прежде чем Он начал создавать Свои творения, Иегова был совершенно один в космическом пространстве» [32]. Более того, из иеговистского описания он предстает верховным эгоистом: «В то же время Он не мог ощущать одиночества, так как Он совершенен Сам в Себе и ни в ком не нуждается». [33] Примитивные теории сектантов, представляющих себе своего бога самодовольным и самоудовлетворенным эгоистом, нагляднейшим образом иллюстрируют «от противного» то, что слова апостола «Бог есть любовь» (1 Ин 4:8) - тринитарная формула.
Непосредственно общаться с самодостаточным Иеговой человек не может. Имеющий «духовное тело» Бог напрямую общается только с подобными ему личностями, обитающими в «духовных телах», в иеговистской терминологии - с «богами». Человеку же о нем можно узнать лишь опосредованно: изучая созданный им мир [34] и читая Библию, переданную им телепатическим путем своим избранникам: «Ввиду того, что Бог сотворил разум, Ему, конечно не было трудно войти в связь с разумом Его служителей, чтобы снабдить их необходимыми сведениями для записи» [35]. Естественно, Иегову можно познавать через Библию, только читая иеговистские публикации.
Иеговисты отрицают Божество Иисуса Христа, Который для них есть некое высшее творение Божие, но не более того: «Первая духовная личность, которую создал Бог, является для него как бы (выделено нами. - А. Д.) первородным сыном» [36]. Дескать, вначале это существо звали Логос (Он «назывался Словом Бога. Этот титул показывает, что Он служил на небе как Тот, Кто говорит за Бога [37]), потом оно стало известным под именем Михаила Архангела, а затем на время стало человеком. Естественно, Богом оно никогда не было и не могло им быть, так как искупить человека мог только человек. Но зато «Бог очень любит его и употребит для того, чтобы уничтожить плохих людей и спасти послушных» [38]. Странною любовью любит Иегова своего «как бы сына», которого он использует в качестве палача... Ну что же - раз «как бы сын», то и «как бы любовь». Обратим внимание и на то, что антонимом слова «плохой» в иеговистском тексте является не слово «хороший», а слово «послушный».
Беда в том, что иеговисты не различают термины «родить» и «сотворить»:
Иисус был на небесах могучей духовной личностью. Он имел духовное невидимое тело, подобное телу Бога (!- А. Д.) Он также назывался «первородным» и «единородным» Сыном... Это означает (на основании чего делается такой вывод? - А. Д.), что Он был создан прежде всех других духовных сыновей Бога и что только Он был создан непосредственно Богом. Библия объясняет, что этот «первородный Сын участвовал с Иеговой в создании всего другого... Поэтому, когда Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему», Он обратился к Своему Сыну [39].
Очень трогательно описывается цель земной миссии Христа в проиеговистском источнике:
Живя на земле, Иисус творил чудеса, с тем чтобы помочь страждущим, доказать, что он Сын Бога, и уведомить всех о возможностях, которые он реализует, когда станет царствовать над землей. [40]
Иными словами, иеговистский Христос на земле проводил образцовую предвыборную кампанию...
Вопреки Священному Писанию «Свидетели Иеговы» отрицают и Воскресение Иисуса Христа. Человек Иисус Христос мертв навеки, воскрес он в духовном теле, утверждают они. Что же касается пустой гробницы, они объясняют это так: либо тело растворилось в газах, либо Иегова сохранил его до предъявления на Страшном суде.
«Свидетели Иеговы» отвергают Крест Христов, утверждая, что «Иисус» был распят на столбе. Однако до 1931 г. они вполне признавали крест, не споря со столь очевидным фактом. Но начиная с номера от 15 октября 1931 г. с обложки «Сторожевой Башни» исчезло изображение креста и короны. Несколько лет спустя «народ Иеговы» впервые узнал о том, что Иисус Христос не умирал на Т-образном кресте. 31 января 1936 г. тогдашний руководитель секты «брат Рутерфорд» представил семье бруклинского Вефиля новую книгу «Riches» («Богатства»). В частности, на 27-й странице в ней говорилось: «Иисус был распят не на деревянном кресте, который представлен во многих изображениях и картинах и изображения которого люди делают и выставляют напоказ; Иисус был распят, пригвожден ко древу». [41] С тех пор Крест в изданиях «Общества Сторожевой башни» подвергается многим оскорблениям. В том числе его называют языческим и фаллическим символом [42], что можно отнести скорее к иеговистскому столбу. Почему же с такой ненавистью относятся иеговисты ко Кресту Христову? На этот вопрос уже давно дал ответ апостол Павел: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1 Кор. 1:18).
Отрицают «Свидетели Иеговы» и Святую Троицу. В их публикациях написано, что всякое учение о Троице исходит от сатаны. Если, как было отмечено выше, в их текстах слово «Сатана» всегда пишется с большой буквы, то слово «троица» - наоборот, всегда с маленькой. Иисус Христос Богом не был, как они пишут, а Святой Дух - это не только не Бог, но и вообще не личность, а некая безличная сила (как мы видели выше, наподобие электроэнергии), поэтому (!) всякий человек, исповедующий Троицу, исповедует чистый сатанизм.
Существующее на небе Царство Божие «Свидетели Иеговы» обычно называют «правительством Бога». Иеговистское учение о последних временах говорит о том, что якобы было несколько присутствий Иисуса Христа на земле. Первое присутствие - это три с половиной года - период от его крещения до смерти; второе присутствие началось в 1914 г., когда Христос, воскресший духовно, обратил внимание на земные дела и начал отделять овец от козлищ и взращивать настоящих христиан, чтобы готовить их к своему второму пришествию и к тому, как выжить в грядущем Армагеддоне, -то есть сейчас идет предварительный период отделения овец от козлищ (очевидное заимствование у адвентизма). [43] В1914 же году Иегова назначил Христа Царем - главой своего небесного правительства.
Свою деятельность в качестве Царя Иисус начал с низвержения на землю Сатаны со всеми его приспешниками - восставшими ангелами, что повлекло за собой неисчислимые беды для человечества (милосердный царь, ничего не скажешь! - А. Д.). Сатана, который является «богом мира сего», пребывает в великой ярости. Под его властью оказались не только отдельные личности, но и целые народы, земные власти, государственные структуры, экономические системы, политические и религиозные организации (очевидно потому, что они в свое время не поверили секте. - А. Д.): «Мировой системой вещей управляют люди, унаследовавшие несовершенство. Многие из них продажны, а некоторые откровенно злы. Никто из них не обращается к Иегове за мудростью. Это приводит к многочисленным человеческим страданиям... Библия открывает, что господствующая сила, стоящая за этим миром, исходит от Сатаны...» (Сторожевая Башня. 1997.1 июля. С. 8.)
Разразилась сначала первая мировая война, а затем и вторая. Вспыхнули многочисленные локальные войны, революции и бунты. Мир стали сотрясать экономические кризисы и экологические катастрофы. На человечество обрушились эпидемии. Миллионы обездоленных обречены на нищету и голод. Провоцируя все это, Сатана чувствует, что его власть на земле не вечна и поэтому лютует без меры, о чем свидетельствуют перечисленные выше бедствия, переживаемые человечеством после 1914 года. Однако у Иеговы назначен день, когда он вмешается в дела земли, и тогда власти Сатаны на земле будет положен конец [44].
«Свидетели Иеговы» несколько раз определенно и недвусмысленно предсказывали телесное пришествие Иисуса Христа и конец света (в их сегодняшней терминологии «конец этой злой системы вещей») - сначала в 1914 г. (но тогда произошло лишь его «духовное пришествие», как они позже объясняли), потом в 1918 г. (но он тоже не пришел), затем в 1925 году, когда должны были воскреснуть и явиться на землю Авраам, Исаак, Иаков и другие пророки, что и было бы преддверием Второго пришествия (но опять, как мы знаем, ничего подобного не произошло). В отличие от некоторых других сект, которые в таких случаях признавали, что произошла ошибка и пророчество не сбылось, иеговисты всякий раз выкручивались и переиначивали свои же предсказания, поэтому оказывалось, что в 1914 г. состоялось «пришествие Христа в Духе», в 1918 г. Христос «вошел в духовный храм и начал его очищать» - это было начало «предварительного Суда», конец которого предсказывался в 1975 году, что привело бы к окончанию «этой злой системы вещей». Но 1975 год прошел, и опять ничего не произошло.
После провала своих первых пророчеств иеговисты отказались от идеи, что в своем Втором Пришествии Христос явится телесно:
Если бы Христос пришел как человек и сел за земной престол, Он занял бы положение ниже ангелов. Но Он приходит более могущественным и более великолепным, чем все те духовные сыны Бога, и поэтому Он так же невидим, как они. Отдав Свою плоть за жизнь мира, Христос никогда не мог бы взять ее обратно и снова стать человеком. По этой основной причине Его возвращение никогда бы не могло произойти в человеческом теле, которое Он принес раз и навсегда в жертву. Возвращение Христа не означает Его возвращения в буквальном смысле на эту землю. Это означает, скорее, что Он примет царскую власть над землей и обратит на нее свое внимание. Для этого Ему не нужно покидать своего небесного престола и буквальным образом возвращаться на землю. [45]
Сегодня иеговисты верят, что земная история должна закончиться кровавым Армагеддоном, когда Христос в виде Архангела Михаила незримо сойдет на землю в своем Втором пришествии, возглавит воинство Иеговы, которое физически истребит всех «неверных». Сначала сектанты говорили, что 2 миллиарда населения Земли будет утоплено в крови, теперь получается, должно быть уже 6 миллиардов. По некоторым данным, раньше секта учила, что в битве верные иеговисты будут на стороне Бога, они получат оружие в руки и будут помогать Христу-Михаилу расправиться со всеми неверными. Таким образом, никаких нравственных препятствий для геноцида у иеговистов нет. Правда, теперь «Свидетели Иеговы», как правило, утверждают, что сами они не будут никого убивать, но будут лишь наслаждаться зрелищем избиения небесным воинством всех своих врагов, а когда все закончится, примут участие в чистке Земли от оставшегося «мусора» (очевидно, и от миллиардов человеческих тел), и что, дескать, никогда не учили о своем участии в Армагеддоне, который будет произведен сверхъестественным образом, без помощи людей.
Однако у автора есть знакомый датчанин, который родился в семье иеговистов. Он нашел в себе силы порвать с сектой, сейчас живет другой жизнью. Вот его рассказ о своих детских воспоминаниях. Он ходил в школу и с другими детьми общался мало (любые праздники - даже дни рождения - у них запрещены, также как и игры с детьми «неверных»), но знал, что вот-вот придет Христос и тогда ему дадут в руки автомат, и он должен будет уложить всех своих соучеников. С этим он рос. Можно себе представить, какое влияние оказывало это на детскую психику.
Иеговисты не верят в бессмертие души, которая, по их небиблейскому учению, умирает вместе с телом. В ад они тоже не верят. Они говорят, что Бог не может подвергать людей вечному мучению, Он милосерден, а милосердный хозяин не будет терзать бешеную собаку, а просто возьмет и пристрелит ее. Есть люди, которые воскреснут (точнее, будут воссозданы заново -тело и душа) и спасутся, а остальные будут уничтожены навсегда.
По учению иеговистов, полное спасение получат лишь 144 тысячи верных (эту цифру они вычитали в книге Откровения Иоанна Богослова). Их, дескать, Иегова назначил в помощь поставленному им главой небесного правительства Христу, чтобы они были вместе с ним царями и священниками. Это учение было разработано основателем секты Чарльзом Тейзом Расселом (рассчитывавшим, что к 1914 г. все закончится), непонятно, что это число было быстро исчерпано, а иеговистов уже миллионы. Уже в 30-е годы преемникам Рассела нужно было как-то выкручиваться, поэтому появилось учение, что в первом воскресении эти самые 144 тысячи верных получат лишь «духовные(а не физические) тела и будут вознесены на небо (сегодня считается, что большая часть из них уже на небе, а остающиеся несколько тысяч еще доживают на земле и проповедуют), а у остальных будет воскресение более низкого сорта - они в своих обновленных физических телах будут жить в раю на земле, есть бананы и апельсины и ходить среди пальм с добрыми тиграми, львами и змеями (это одна из наиболее часто используемых тем для картинок в иеговистских публикациях).
Что воскрешается после того, как кто-нибудь умирает? Не тело умершего. Даже те, которые воскреснут к жизни на земле, не получат того же тела, которое у них было в их прежней жизни. То тело, вероятно, истлело и возвратилось в землю. Со временем элементы мертвого тела стали, может быть, частью других живых организмов. Бог воскресит поэтому не то же самое тело, а того же самого человека, который умер. Лицам, идущим на небо, Бог дает новое духовное тело. Тем, кто будет воскрешен для жизни на земле, Он даст новое физическое тело. Это новое физическое тело, несомненно, будет подобно тому, которое это лицо имело, прежде чем оно умерло, так что его узнают знавшие его. [46]
Таким образом, мы видим, что воскресшие иеговистские «небожители» будут коренным образом отличаться от тех, кому обещается сытое рабство на новой земле. Работа у землян будет не более 4-х часов в день (а после нее интересные экскурсии, кино и иные развлечения), жилище - удобное, еда - высококачественная, и все будут принудительно счастливы. 144 тысячи первых будут смотреть на них с неба и вместе с Христом ими управлять, регулируя каждый, даже самый мелкий аспект их жизни, а земные жители будут беспрекословно повиноваться и добросовестно исполнять свои данные свыше обязанности. «Плохие люди» будут истреблены в Армагеддоне, в живых останутся только «послушные». «Отказники», тунеядцы и симулянты останутся в «проклятом прошлом» - «старом мире». В новом же мире всем будет хорошо, тепло и сыто. Жизнь без «нечестивцев» будет светлой, богатой и привольной. Обитатели нового рая вселятся в освободившиеся дома и воспользуются накопленным «нечестивцами» имуществом. Смех и шутки будут звучать постоянно, а тяжкое бремя свободы и ответственности навсегда будет снято с человека. [47]
Так будет продолжаться тысячу лет, после чего все неверные будут воскрешены для окончательного уничтожения на Страшном Суде. Безмятежная же жизнь иеговистов в раю продолжится всю вечность. Присутствие Бога во всей этой трогательной идиллии не просматривается вообще.
В общем, перед нами система, которая может быть охарактеризована прежде всего как грубо языческая: далеко на небе имеется недоступный верховный бог, ограниченный духовным телом, общающийся с миром и избранными людьми только через подобных ему малых богов (Иисуса и ангелов), также имеющих только духовные тела. Для помощи им призываются «герои» с земли, которые утрачивают свои менее совершенные физические тела и взамен приобретают более совершенные духовные, благодаря чему тоже делаются богами. Они-то и руководят земным стадом сытых рабов с полностью удовлетворенными физическими потребностями. То есть существование иеговистов в раю принципиально ничем не отличается от их жизни в этом мире, где рядовыми членами управляет обожествленная организация.
Спасение зависит только от участия человека в делах «Общества Сторожевой башни»: если вы останетесь в числе ее членов, у вас есть шанс на спасение, а если уйдете, то такого шанса лишаетесь. То есть если вы всю жизнь распространяли литературу по 40-50 часов в неделю, но в один день перестали это делать, то прежние заслуги вам уже не зачтутся. Вы отпали и уйдете в вечное небытие. Поэтому у некоторых людей, призванных уже после того, как было исчерпано число 144 тысячи, еще есть небольшой шанс каким то образом в это число попасть: может быть, кто-то из 144 тысяч в последний момент отпал и открылись небольшие вакансии. Следовательно, каждый может надеяться, что у него есть возможность не только есть бананы на земле, но и проникнуть на небо.
В иеговистских общинах есть определенная проблема соперничества: кто может попасть в это заветное число? Ведь причащаться, например, могут лишь те, кто крещены повторно небесным крещением и прошли миропомазание (те самые 144 тысячи). Причащение у иеговистов совершается один раз в год. Это единственный праздник, который они признают, - день еврейской пасхи - 14 нисана; воспоминание не о Воскресении, а о смерти Христа. Существует негласное позволение причащаться только дряхлым старикам, которые теоретически могут принадлежать к числу тех самых 144 тысяч. Правда, некоторые из молодых иеговистов тоже заявляют о своем праве на причащение, потому что, мол, чувствуют, что входят в 144 тысячи, но другие активно против этого выступают, и большинство претендентов сдается и отказывается от своих притязаний. Причастие выглядит так: на возвышение ставятся красное вино и опресноки (маца). Это, подчеркивают иеговисты, не более, чем символы. Но «символы эти принимает лишь горсточка «избранных Богом». Те же, кто «питает земную надежду, достойно празднуют Вечерю Господню тем, что присутствуют на ней и проявляют уважительное внимание к этому событию, хотя они и не принимают хлеб и вино. Жертва Христа приносит также пользу и им (! - А Д.), позволяя приобретать хорошую репутацию в глазах Бога». [48] Без комментариев...
В 1950 г. вышел иегоеистский перевод Библии на английский язык под названием «Новый мир» («New World Translation»). В этом издании подтасована большая часть мест, где говорится о Божественности Спасителя, а также греческие слова Теос и Кириос («Бог» и «Господь») почти всюду заменены на слово «Иегова(конечно, кроме тех мест, где евангелисты называют Господом и Богом Иисуса Христа). Имена переводчиков, разумеется, неизвестны: перевод издан от лица «Правящей корпорации», в которой в то время был лишь один человек, немного изучавший греческий язык. Еврейского языка там не знал никто.
Отечественные иеговисты этого перевода долгое время были лишены. И если кому-то из вас доведется беседовать со «Свидетелями Иеговы», то спросите, каким переводом Библии они пользуются. Несколько лет назад отечественным иеговистам почему-то очень полюбился перевод архимандрита Макария (Глухарева), на который они любили ссылаться и который даже переиздали. По свидетельству специалистов, в своем издании этого перевода они также произвели большое количество подтасовок и подмен [49]. По всей видимости, в связи с уличением в обмане в 2001 г. «Свидетели Иеговы» перестали ссылаться на эту псевдомакариевскую фальшивку и вновь вернулись к синодальному переводу.
А в конце 2001 г. наконец-то на русском языке появился Новый Завет в переводе «Нового мира». Новомирского Ветхого Завета на русском языке пока нет. И все отечественные иеговисты уже щеголяют гибридными новыми изданиями: Ветхий Завет в синодальном переводе в соединении с новомирским Новым Заветом.
Если у вас есть такая возможность, в беседах с иеговистами можно отсылать их к греческому оригиналу и показывать, где руководство секты производит подмену. В некоторых случаях это заставляет сектантов задуматься. И совершенно точно замешательство сектантов произведет должное впечатление на тех людей, которых они пытаются завербовать.
Адвентизм и американский популизм конца XIX в.
У «Свидетелей Иеговы» два корня: это адвентизм и американский популизм конца XIX в. Основателем адвентизма считается баптистский проповедник Уильям Миллер (1772-1849). Он был американцем, человеком малообразованным (окончил не более двух классов школы), из бедной семьи, но он очень любил читать и самоучкой многого достиг. До 35 лет Миллер был скептиком-агностиком, а потом обратился, начал активно изучать Писание и стал баптистским проповедником. Как у большинства самоучек, системы у него не было, поэтому он стал плодить доморощенные теории и увлекся книгой пророка Даниила, на которой сломались многие. Миллер заразился нумерологией и стал активно вычислять дату конца света. Разумеется, в конце концов он ее вычислил. А когда нашему первооткрывателю напоминали слова Спасителя о том, что никто не может знать ни дня, ни часа Его Второго пришествия, Миллер отвечал, что предсказывает не день и не час, а год. В1818 г. он вычислил 1843-й год. На него самого это произвело потрясающее впечатление: через 25 лет просуществовавший многие тысячелетия мир закончится! Все живут себе и ничего не подозревают, а он, Миллер, это открыл! Если в это поверить, делается страшно.
Миллер начал проповедовать, а так как он был человеком «харизматическим» и убежденным, то у него появлялось все больше сторонников. Народ в истерике ждал Второго пришествия. И вот пришел 1843 год, но ничего не случилось. Миллер стал снова считать в надежде найти ошибку, и она, разумеется, нашлась: дату Второго пришествия пришлось отложить до 21 марта 1844 г. - дня весеннего равноденствия, когда все и должно было произойти. Но и тогда ничего не случилось. Миллер впал в депрессию, но его фанатичные последователи убедили его, что считать нужно по еврейскому календарю, по которому новый год наступал 21 октября 1844 г. Миллер поверил, что именно эта дата уже точно безошибочна. Его уверенность передалась людям, все перестали сеять и пахать и собрались в белых одеждах у горы в штате Нью-Йорк в ожидании восхищения на небо. Но назначенный день прошел, и опять ничего не случилось. Этот день стал днем Великого разочарования (официальный термин, который используется в религиоведческих учебниках).
Когда такое случается, одни участники отходят от движения, а другие лихорадочно пытаются найти причину, доказывающую, что все на самом деле было правильно (как мы уже говорили, трудно отказаться оттого, во что так много вложено). Так вышло и на этот раз. Один верный последователь Миллера, Хайрам Эдсон, на следующий день после Великого разочарования гулял пополю, поросшему спелой пшеницей, где и получил «откровение от Бога»: пришествие Господне произошло, но это было небесное пришествие - Христос вошел в Святая Святых Небесного храма, куда ранее вход Ему был закрыт. Там он начал «суд исследования», то есть рассматривает жизнь каждого христианина и судит, кто достоин воскресения, а кто не достоин. Этот суд займет от 80 до 100 лет, а потом наступит Второе пришествие. Это и есть ключевая доктрина адвентистов (помимо соблюдения субботы и веры в смерть души вместе с телом), в которой кроются корни иеговизма.
На формирование самой крупной современной адвентистской секты - Адвентистов седьмого дня - решающее влияние оказала «пророчица» Элен (Елена) Уайт (1827-1915). Она была обычной девушкой, но когда ей было 15 лет, кто-то кинул ей в лицо громадный камень, Элен была изуродована и долго находилась между жизнью и смертью, но ее выходили, после чего у нее начались странные припадки, которые она называла «небесными откровениями». Эти откровения изданы, очень почитаются, а адвентисты считают их вероучительными источниками наряду с Библией. Правда, еще современники указывали на то, что многие из этих «откровений» были откровенным плагиатом, в том числе из опубликованных источников, - как правило, популярных журналов о «здоровом образе жизни». Но адвентистов это не смущало. Большая часть иудаизирующих черт адвентизма седьмого дня (таких, как соблюдение субботы, диетарные правила и т. д.), а также их отказ от употребления спиртного восходят именно к наследию г-жи Уайт и ее «откровениям».
Итак, «Свидетели Иеговы» выросли на адвентистской почве. Второй корень секты - популистское движение в Америке конца XIX века. Тогда слово «популизм» имело несколько иное значение, чем теперь, - это было название движения протеста маленького человека в капиталистическом обществе, задавленного огромными корпорациями. Популистские лидеры представляли правительство как единую коррумпированную систему, которая контролируется богатым классом, или олигархией, и присваивает все плоды труда простого человека, являющегося лишь выбрасываемым после использования винтиком в этой большой машине. Все большие, традиционные церкви и деноминации виделись тоже частями единой государственной машины, противостоящей маленькому человеку и перемалывающей его. В первую очередь в Америке это касалось Римо-католической церкви и больших протестантских деноминаций. В качестве антитезы возникали мелкие политические партии и религиозные движения, которые протестовали против давления на личность со стороны крупных образований.
Новосозданная секта, впоследствии получившая название «Свидетелей Иеговы», также начала воспринимать внешний мир как врага - мир, представленный прежде всего лжеучением институциализированных церквей, тиранией земных правительств и угнетением человека громадными предприятиями. Все это нужно было раз и навсегда отвергнуть. [50]
Этот изначальный протест иеговистов нашел отклик в сердцах очень многих простых людей, задавленных тяжелыми условиями жизни.
История возникновения иеговизма и последующая борьба за власть в секте
Таковы корни иеговистского движения, которое Основал Чарльз Тейз Рассел (1852-1916). Правда, современные иеговисты не очень любят на него ссылаться и предпочитают анонимность (всем руководит анонимная Правящая корпорация - коллективный ВиБР). Тем не менее Рассел - это человек, без которого иеговизма не существовало бы.
Родился Рассел в Питтсбурге (штат Пенсильвания) в пресвитерианской семье. По странному совпадению, он, как и Миллер, имел пару классов образования, хотя потом подучился самоучкой и стал помогать отцу, который держал галантерейную лавку. Чарльз оказался весьма способным бизнесменом, многого достиг в торговле, которая стала приносить ему неплохие доходы. В 16 лет он попал под влияние адвентистов, которые тогда уже набрали новую силу после Великого разочарования и указывали новую дату Второго пришествия -1874 год - и уже на нее возлагали большие надежды. Но конца света, как нам известно, опять не случилось.
Рассел еще поддерживал отношения со вновь разочарованными адвентистами, когда в 1876 г. услышал о маленьком адвентистском журнальчике «Глашатай утра». В журнале развивалась идея, что осенью 1874 г. Христос пришел на землю незримо, а вот уж через три с половиной года - весной 1878 г. - верующие будут восхищены на небеса. Рассел чистосердечно обратился, свернул торговлю и всю прибыль отдал на поддержку журнала. Издатель сделал его своим помощником, но Рассел был человеком независимым и долго оставаться в помощниках не мог. Поэтому, когда обещанное пришествие в очередной раз не состоялось, он основал свой журнал - «Сторожевая башня Сиона и вестник присутствия Христова». Это был первый печатный орган будущих иеговистов, которые тогда еще не назывались «Свидетелями Иеговы».
Рассел быстро отошел от адвентистов и стал публиковать свои собственные доктрины - в частности, стал самолично вычислять дату Второго пришествия. Также как и его незадачливые предшественники, он обратился к Книге пророка Даниила, в которой говорилось о «семи временах» безумия царя Навуходоносора (Дан. 4:22,29). Рассел истолковал эти семь времен как семь пророческих лет, в каждом из которых по 365 дней. Таким образом он получил период в 2520 дней, которые перевел в годы, и получилось 2520 лет. К ним Рассел прибавил год 607-й до Р. X. - так он высчитал дату разрушения Иерусалимского храма (на самом деле храм Соломона был разрушен в 587 или 586 г.). Таким образом получился 1914 год.
Эта дата Расселу очень понравилась, потому что, с одной стороны, она была уже близка, ас другой - времени с 1878г. по 1914 г. было еще достаточно и можно было обратить много людей. Тогда же он увлекся пи рам идол огней (это одно из доказательств его связей с оккультными кругами). Наш самоучка назвал пирамиду Хеопса Библией в камне и стал измерять ее параметры, умножать и делить их друг на друга и в конце концов тоже получил 1914 год, что стало для него лишним подтверждением даты Второго пришествия.
Оккультисты всех времен и народов очень любили пирамиду Хеопса. И сегодня можно увидеть по телевизору какого-нибудь доморощенного мага, рассуждающего о волшебных свойствах пирамиды Хеопса и подсчитывающего ее параметры, а затем делящего и умножающего их друг на друга. Таким образом он получает какую угодно цифру - хоть расстояние от Земли до Луны, хоть любую необходимую ему дату. Пирамидология - одна из знаковых характеристик неоязыческого оккультного движения «Нью эйдж».
С приближением 1914 года Рассел стал все больше открыто расходиться с базовыми доктринами христианства. Именно тогда он начал отвергать догмат о Святой Троице и божественность Иисуса Христа и стал публиковать том за томом свои «Исследования Писаний». К моменту его смерти в 1916 г. это был уже 6-томный сборник общим тиражом 13 миллионов экземпляров. Рассел чрезвычайно высоко ценил свои толкования и говорил, что если человек изучает Библию, то все, что ему нужно, - это «Исследования Писаний». Если человек 20 лет изучал Библию по его толкованиям, а потом стал читать только одну Библию, то через три года он окажется в кромешной тьме. Если же будет наоборот (человек перестанет читать Библию, а будет читать только его толкования), то ничего страшного не произойдет: он попрежнему будет находиться в свете, потому что все, что нужно взять из Библии, в толкованиях есть. [51] Необходимо отметить, что у сегодняшних «Свидетелей Иеговы» фактически такой же взгляд на собственные публикации и их соотношение с Библией.
Свой кружок Рассел назвал «Исследователи Писания» - под таким именем стало известным первое поколение «Свидетелей Иеговы». Сторонники Рассела считали его Верным и Благоразумным Рабом (Мф. 24:45) и Лаодикийским вестником, то есть седьмым, последним посланником Христианской Церкви. ВиБРом называла его и супруга, которая активно пропагандировала своего мужа. Правда, когда у них начался бракоразводный процесс, она называла его уже «рабом неверным и неразумным (то есть РНиНом).
Рассел прожил достаточно долго, чтобы убедиться в ложности своих предсказаний: в 1914 г. Второго пришествия опять не произошло, хотя эта дата и была самой «удачной» из всех предыдущих - началась Первая мировая война. Естественно, все, что было возможно, расселиты из этой даты выжали и выжимают до сих пор. В1916 г. Рассел умер, его похоронили под каменной плитой, на которой он называется «Лаодикийским вестником», а рядом установили массивную каменную пирамиду: она возвышается и сегодня на кладбище близ Питтсбурга, и туристы очень любят рассматривать и фотографировать ее.
Следующего главу иеговистов и нового ВиБРа звали «судья» Джозеф Франклин Рутерфорд. Юрист по образованию, он не снискал особой известности на этом поприще, но стал последователем Рассела и помогал ему юридически в бесчисленных судебных тяжбах. Это были и бракоразводный процесс с различными обвинениями нравственного характера, и скандальная история с «волшебной» пшеницей, на которой Рассел заработал большие деньги, уверяя своих последователей в том, что она принесет невиданные плоды, а она этих ожиданий не оправдала, и другие судебные разбирательства. На одном из процессов Рассел был уличен в лжесвидетельстве, ибо заявил и поклялся на Священном Писании, что досконально знает библейские языки. Ему принесли тексты на греческом и на еврейском: он не смог прочесть ни единой буквы и вынужден был признать, что солгал под присягой.
Рутерфорд был вице-президентом «Общества исследователей Писания». По инструкции Рассела, его преемник на посту президента должен был разделять свои полномочия с Советом директоров «Сторожевой башни», которых сам Рассел назначил пожизненно. Однако сразу же после его смерти началась серьезная борьба между Рутерфордом и Советом директоров, в результате которой Рутерфорд вышел победителем. В ходе борьбы применялось физическое насилие, когда директоров вытаскивали за шиворот из зала заседаний, а обиженная сторона обращалась в полицию. Итак, в конце концов Рутерфорд стал единоличным властителем организации. Правда, после всех скандалов часть сектантов откололась, и некоторые из них (например, чикагская группа «Исследователей Писания Зари») существуют и доныне [52]. Чтобы выделить своих последователей, Рутерфорд назвал их «Свидетелями Иеговы». Под этим именем они дожили до сегодняшнего дня.
В отличие от Рассела - харизматического проповедника, но довольно слабого организатора - Рутерфорд обладал железной хваткой; тут также можно провести параллель с мормонами и соотношением между Смитом и Янгом [53]. Все свое внимание Рутерфорд обратил на проповедническую работу и вербовку новых членов. В 1927 г. он ввел обязательное правило распространения литературы по домам. В своей проповеди он использовал новейшие средства своего времени - в частности, передвижные радиостанции и переносные граммофоны.
Рутерфорд безжалостно подавлял всякое инакомыслие и оппозиционность внутри своей организации, укрепляя железной рукой единство своих рядов, добиваясь от своих членов безоговорочного повиновения своей власти, поддержания строгой дисциплины и безропотного служения секте.
В конце Первой мировой войны, в 1917 году, Рутерфорд подвергся тюремному заключению за то, что призывал американцев отказываться от службы в армии. Ему вместе с другими иеговистами дал и срок в 30 лет за измену родине, но через год дело по апелляции было пересмотрено, и их отпустили.