Признаком тоталитарного сектантства объявляется якобы невиданный ранее синкретизм и эклектизм их доктрин, вызванный глобализацией распространения религиозных идей. Однако синкретизм был одним из принципов образования сект задолго до XX в. Он имел место в гностическом движении, охватившем как язычество, так и христианство. Он присущ некоторым традиционным культурообразующим религиям, в частности индуизму870.
Но иногда высказывается мнение, что синкретизм современных сект не похож на имевший место в древности, в частности у гностиков, где якобы он носил возвышенный, интеллектуальный характер. Но гносис, по мнению патролога профессора И. П. Попова, был неоднородным, и до нас дошли памятники гностической литературы, лишенные философии871.
Специфической чертой тоталитарного сектантства считается глобальное распространение религиозных идей благодаря новым информационным технологиям. Но этими же технологиями пользуются не только секты, но практически все религиозные организации. Поэтому нет никаких оснований как-то выделять в этом отношении сектантов. _____________________
870 «Характерной чертой индуизма следует считать то, что он непрерывно расширяется за счет впитывания так называемых культов племен», то есть за счет процесса индуизации племен. См.: Гусева Н. Р. Познакомимся с индуизмом. М., 1999. С. 30. 871 Подобное заявление строится на упрощенном представлении о гностицизме, которое было преодолено в русском богословии в начале XX в. По этому поводу известный патролог профессор Попов И. П. писал, что в его время еще существовало устаревшее представление о сущности гностицизма, как явлении философского порядка. Но в научных исследованиях того времени тогда было установлено, что «гносис, знание, в котором гностики полагали свое преимущество, есть знание не столько философское, сколько религиозное, особая осведомленность в средствах и способах спасения, по большей части магических, от власти демонических сил. Соответственно этому и гностические системы были мозаикой из всевозможных мифологических образов и только немногие из них в качестве элемента второстепенного содержат в себе некоторые философские тенденции. Таково валентианство и те загадочные гностические сочинения, на основании которых Ипполит излагает учение Симона мага и Василида в своих Philosophoumena. Наоборот, гностические учения, дошедшие до нас в коптских памятниках, совершенно чужды философии». См.: Попов И. В. Личность и учение блаженного Августина. Сергиев Посад, 1917. Ч. 1. С. 87.