Откровенным обманом для удержания людей в секте пользовались и русские секты и раскольники задолго до XX в.842 «При распространении своего учения они (сектанты. - Р. К.) не останавливаются ни перед какими средствами, приманивают к себе простодушных поблажкою чувственности, похотию плоти, разрешением на вся; прельщают подкупами, наградами, покровительством людей богатых и именитых; вторгаются насилием и хитростью в семейный очаг, повергают меч и разделения между родителями и чадами, мужьями и женами; заманивают, обольщают, а не то подвергают пыткам и истязаниям неповинных детей»843.
История русского дореволюционного сектантства полна «возмутительных фактов насилия над младшими членами семьи со стороны старших из-за верности первых православию». В сложных условиях оказывались православные женщины, попавшие через замужество в сектантскую семью. Хотя в Российской империи существовал закон, возлагавший ответственность на главу семьи за сохранение в православии членов семьи, обязывавший родителей воспитывать детей в духе православия и предусматривавший наказание тюремным заключением, если родители будут приводить детей к обрядам и таинствам другого исповедания, но на практике применялся в исключительных случаях. Другим довольно распространенными приемами вовлечения в секту был прием сектантами сирот или детей из бедных православных семей в качестве прислуги в сектантские семьи, а также открытие сектами школ (зачастую без разрешений властей)844.
Теория тоталитарного сектантства считает, что новые секты создаются с целью обогащения. Но эта практика также не нова. Одной из причин распространения «Новоапостольской церкви» во второй половине XIX в. был неплохой доход миссионеров от своей работы, так как каждый член секты ежемесячно вносил плату845. __________________
842 Руководитель возникшей в XIX в. в России секты прыгунов Лукьян выдавал себя за Христа. С целью доказательства своего «божественного» достоинства и удержания в секте восставших против него последователей он прибег к помощи ложного чуда. Лукьян уговорил старую женщину притвориться мертвой. Когда же толпа сектантов подняла плач по мнимоумершей, он приказал мнимому пророку Илии простереться над ней, как это в свое время делал библейский пророк Илия, и она «воскресла». Это «чудо» убедило их, что он Христос. Однако Лукьян не стал дожидаться очередного разоблачения и предпочел, забравши деньги своих последователей, бежать в Бессарабию. Буткевич Т. И., прот., проф. Обзор русских сект и их толков. Харьков, 1910. С. 419; «Учредители белокриницкого священства, иноки Павел и Алимпий, все свое дело основывали на самозванстве, на сознательной, заведомой лжи и наглых подлогах и, когда их обман и мошенничество удавались, восклицали: «воистину Божиим промыслом сие было, Бог умудряет и самые младенцы». См.: Н. Гринякин. Сверхбезстыжие // Миссионерское обозрение. 1908. №11. С. 1608. 843 Сергий, (б.ф.), архим. Речь по поводу съезда епископов в Киеве (произнесена 9 сентября 1884 г.) // Могилевские епархиальные ведомости. 1885. №2. С. 5. 844 См.: Макаревский М. И., Добромыслов П. П. 3-ий Всероссийский миссионерский противораскольнический и противосектантский съезд в городе Казани. 22 июля - 6 августа 1897 года. Рязань, 1898. С. 144-146. 845 См.: Апостольская секта // Церковный вестник, 1883, №20. С. 20.