Учение о роли гуру и его почитании в индийской религии стало складываться в VII-VI вв. до н.э. и завершилось приблизительно к IV-V в. 801
Тогда же в результате преобразований в индийской религии возникает учение о традиции (парампара), согласно которой божество, гуру и ученик включены в единую информационную цепь, передающую сакральное знание о спасении802. В зависимости от вероучительных особенностей того или иного течения в индуизме, в качестве гуру мог выступать бог, его аватары (земные воплощения божества), человек, наделенный определенными полномочиями от бога, община или книга803. Однако, несмотря на смещение акцентов в ходе истории, сохраняется единое содержание термина: «только гуру ведет к спасению» 804.
Исключительная роль гуру в процессе спасения породила его культ805, а также определенные правила отношений между учеником и гуру. В зависимости от течений в индуизме они могли незначительно отличаться друг от друга806, однако «требование преданности гуру не меньшей, чем Богу, - это именно норма индуизма» 807.
Несмотря на почитание гуру наравне с божеством, а иногда и выше, в одном из течений вишнуитского теизма - бхакти, верующие могут непосредственно обращаться к своему божеству помимо гуру. Под влиянием бхакти Чайтанья (XV в.) создал новое направление в индийской религии - кришнаизм, из которого вышло Общество сознания Кришны.
Путь бхакти С. Радхакришнан представляет как универсальное средство спасения, через него душа любого человека соединяется с Богом независимо от его положения в кастовой системе и знания: «Бхакти - это эмоциональная приверженность, в отличие от знания или действия. Посредством бхакти мы отдаем наши эмоциональные потенции служению божеству. Эмоция является выражением живой связи между индивидами и наполняется религиозным чувством, когда она связывает бога с человеком. Если мы не любим и не поклоняемся, мы оказываемся в плену своего собственного эгоизма. Правильно направленный путь бхакти ведет нас к постижению бога. Он открыт всем, слабому и обездоленному, необразованному и пребывающему в неведении… Любить не так трудно, как упражнять свою волю в целях приближения к божеству, вести аскетический образ жизни или усиленно мыслить… про него (путь бхакти. - Р. К.) иногда даже говорится, что он… сам дает результат (соединяет с Богом. - Р. К.), в то время как другие пути являются лишь средствами к иной цели» 808.
Такого же взгляда на бхакти придерживались последователи Чайтаньи809, его разделяют и современные светские ученые. По мнению российского индолога М. Альбедиль, учителя (гуру) бхакти проповедовали «глубокую преданность личному богу и непосредственную эмоциональную связь с ним как главный способ богопознания и путь спасения, гарантирующий слияние индивидуальной души с богом. Общение с богом происходит во внутреннем созерцании, это - глубоко мистический процесс. Он не требует жрецов-посредников и не нуждается в священном каноне» 810.
Иногда Чайтанью сравнивают с Лютером, так как Чайтанья считал пламенную веру в Бога более важной для спасения, чем совершение ритуальных действий811. Таким образом, 1) институт гуруизма возник за 2500 лет до создания тоталитарной теории и 2) в некоторых религиозных течениях, в частности в кришнаизме, обращение к божеству возможно помимо гуру. ___________________
801 Ткачева А. А. Наставник-гуру в индуизме // Восток. 1996. №4. С. 91. 802 В «традиции наставничества» первую, «инициирующую роль играет некое конкретное божество или святой мудрец, передающий сакральное знание соответствующему «первонаставнику», и далее уже это знание распространяется по линии преемственности от одного гуру к другому». См.: Захарьин Б. А., Хохлова Л. В. Термин «гуру» и его эволюция в некоторых направлениях индийской духовной культуры // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13, Востоковедение. 1995. № 3. С. 9. Практически все известные реформаторы индуизма: Шанкара (788-812 гг.), Рамануджа (XI в.), Нимбарка (XII в.), Мадхва (XIII в.), Чайтанья (XV в.), Валлабхи (XV в.), Рамакришна (1834-1886), Свами Вивекананда (1863-1902) были гуру. 803 В сикхизме первоначальное представление о гуру-божестве в результате перманентного переосмысления института гуру XVII-XVIII вв. привело к появлению гуру-общины, а затем место гуру заняла книга. Идея общины-гуру основана на представлении о том, что ученик и учитель могут меняться местами. Таким образом задолго до тоталитарной теории существовали гуру-секты. См.: Захарьин Б. А., Хохлова Л. В. Термин «гуру» и его эволюция в некоторых направлениях индийской духовной культуры // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13, Востоковедение. 1995. № 3. С. 11-21. 804 Захарьин Б. А., Хохлова Л. В. Термин «гуру» и его эволюция в некоторых направлениях индийской духовной культуры // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13, Востоковедение. 1995. № 3. С. 24. 805 «Доктринальной основой почитания гуру является представление об идентичности или единстве просветленного гуру с высшим божественным началом. Различные теологичные школы практиковали этот вопрос со специфичными нюансами, вытекающими из общих метафизических принципов, однако в наиболее лаконичной форме его посылка выражена в … афоризме из Мундака: «Познавший Брахмана сам воистину становится Брахманом». … Просветленный гуру не просто агент распространения спасительного знания … но, что особенно важно, он суть само это знание в видимой человеческой оболочке». См.: Ткачева А. А. Наставник-гуру в индуизме // Восток. 1996. № 4. С. 87. 806 В «Законах Ману» (200 г. до н.э. - 200 г. н.э.) среди этих правил имеется требование беспрекословного служения гуру. В частности, приводится случай, когда по приказанию гуру ученик принес ему в жертву большой палец правой руки. В тантризме «правой руки» власть гуру является абсолютной. «Ученик должен быть готов пожертвовать гуру любую вещь, которую тот пожелает, не задумываясь, изменить по его требованию свою ашраму - образ религиозной жизни, то есть стать аскетом, отшельником или, напротив, вернуться к жизни домохозяина, поступиться кастой, репутацией, семьей, самой своей жизнью». Ткачева А. А. Наставник-гуру в индуизме // Восток. 1996. №4. С. 93, 97. 807 Ткачева А. А. Наставник-гуру в индуизме // Восток. 1996. №4. С. 85. 808 Радхакришнан С. Индийская философия. М. , 1956. С. 477. 809 См.: Кришнодас Кабирадж, автор биографии Чайтаньи (XVI в.): «Только эта [йога], называемая бхакти-йогой, считается непреходящей; с ее помощью, преодолев три гуны, [индивидуальное живое существо] приобщается к Моему бытию». Цит. по: Ватман С. В. Философско-теологическая система бенгальского вайшнавизма (на основе произведений Дживы Госвами, Кришнадасы Кавираджи и Баладевы Видьябхушаны). СПб., 2002. С. 61. Ватман С. В. является практикующим кришнаитом. 810 Альбедиль М. Индуизм // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. М., 1996. С. 30. 811 См.: Фаликов Б. Лютер и Чайтанья: демократизация кришнаизма на Западе // Континент. 1996. №3. C. 286.