2.2.2. Создание родительских комитетов и первых антикультовых организаций
После первых удачных попыток принудительного депрограммирования Т. Патрик вместе с другими родителями, чьи дети были в культах, создал в Калифорнии первую антикультовую ассоциацию «Комитет родителей по освобождению детей от «Детей божьих» («Parent‘s Committee to Free Our Children from the Children of God»; «FREECOG»); позже она именовалась кратко «Освободить детей божьих» («Free the Children of God»).
Впоследствии на базе этого комитета был образован «Фонд свободы граждан» («Citizen‘s Freedom Foundation», CFF), объединявший в 1975 г. около 1500 семей, затем переименованный в «Сеть осведомления о культах» («Cult Awareness Network», CAN), ставшую одним из лидеров общественного антисектантского движения. В 1996 г. CAN проиграла дело, связанное с депрограммированием пятидесятника, и была доведена до банкротства судебными исками юристов, нанятых «Церковью сайентологии». Название, логотип и телефонный номер CAN были куплены ее членом в федеральном суде по банкротствам438.
В 1979 г. возникает еще одна крупная антикультовая организация «Американский семейный фонд» (American Family Foundation, AFF). В конце 2004 г. AFF стал называться «Международная ассоциация изучения культов» (International Cultic Studies Association, ICSA). AFF и CAN были официально зарегистрированы в 1979 г.
Аналогичные ассоциации и центры стали возникать в других регионах США и Канады и на европейском континенте. В поисках помощи в выведении детей из культов родители начали искать союзников и стали обращаться за советами к психотерапевтам и духовенству439. Большинство психотерапевтов не воспринимали родителей серьезно, полагая, что их дети проходят определенный этап своего становления, но этой проблемой заинтересовались несколько психологов, в числе которых была и клинический психолог Маргарет Сингер.
Она публично стала высказываться о том, что процесс обращения и пребывание в культе является результатом насильственного вовлечения индивида помимо его воли и желания, путем применения технологий манипулирования сознанием. По М. Сингер получалось, что никто добровольно не присоединяется к культам, а только принудительно, через обман; в культах людей удерживает не вера, но культовая система контролирования сознания, не позволяющая самостоятельно покинуть культ, участие в котором ведет к разрушению здоровья индивида. В общих чертах это мнение разделяли в основном социальные психологи и психиатры.
В 1970-х и в 1980-х гг. некоторые светские ученые, стоявшие на позиции теории «промывания мозгов», утверждали, что феномен культов был вне пределов научных теорий, принятых ко времени их активного распространения на Западе в психологии, психиатрии, социологии и праве. В книге журналиста Зигельмана (Siegelman) и социолога бихевиориста Конвея (Conway) «Ломка: американская эпидемия внезапного изменения личности» («Snapping: America’s epidemic of sudden personality change»), отмечалось, что культы бросили вызов всем юридическим прецедентам и захватили психологов врасплох: «Концептуальные модели и диагностические инструменты психиатрии и психологии оказались неадекватными, чтобы объяснить или лечить это состояние»440.
Наряду с антикультовыми организациями, стали возникать даже клиники по излечению от культа… Как пример можно привести клинику по излечению от культов Еврейской службы семьи в Лос-Анджелесе441. Интересно, что подобный проект предлагалось осуществить в рамках антисектантской миссии Русской Православной Церкви, но с большим размахом: вплоть до выездных машин скорой помощи…
__________________
438 См.: Хассен С. Освобождение от психологического насилия. М., 2002. С. 67. 439 См.: Джиамбалво К. Консультирование о выходе: семейное воздействие. Как помогать близким, попавшим в деструктивный культ. Электронная версия. 440 Conway F., Siegelman J. Snapping: America’s epidemic of sudden personality change. N.Y.: Delta, 1979. Р. 59. 441 О ее работе см. статью: Addis M. E. The Cult Clinic Helps Families in Crisis // Social Casework: The Journal of Contemporary Social Work. 1984.