Совершенно иной подход к проблеме «промывания мозгов» занимают те немногие католические общины и структуры, которые подвергаются обвинению в «промывании мозгов»; речь идет, в частности, об «Опус Деи» («Opus Dei»). В 1989 г. бывшим католиком иезуитом была издана книга «Секретный мир «Опуса Деи»164, где говорится, что эта организация представляет секту: «это просто секта, это меньше, чем католичество. Это меньше, чем христианство»165. С критикой этой книги выступил руководитель Центра изучения новых религий (CESNUR) католик М. Интровинье (Massimo Introvigne).
По его мнению, выступление против «Опуса Деи» является спланированной акцией, а употребление применительно к нему выражения католический культ вошло в оборот в июле 1990 г. на XII Мировом конгрессе по социологии в Мадриде, где было представлено сообщение «Католическая секта: Опус Деи» («Sectas catolicas: Opus Dei»). В апреле 1993 г. в Барселоне на международной конференции, посвященной тоталитарным группам и культам, организованной несколькими антикультовыми движениями различных стран, также был представлен доклад на эту тему.
С точки зрения светского антикультового движения, «Опус Деи» использует целый ряд «культовых особенностей», среди которых названы: «идеологическая обработка посредством интенсивных курсов», «проникновение в целую сеть общественной жизни», «агрессивное обращение в веру», использование лагерей, поездок, шоу, школ как способов вербовки. Также отмечалось, что «умственная манипуляция» проводится и через участие в мессе, а весь этот процесс, по мнению критиков «Опуса Деи», похож на «духовную педерастию».
«Опус Деи» ставят в вину то, что его члены живут культовым укладом жизни, ритм которой задается рядом набожных практик, таких, как использование власяницы, чтение розария, преданность Божией Матери. Защищая «Опус Деи», М. Интровинье отвергает все обвинения, которые выдвигает антикультовое движение, на том основании, что это движение возникло и является выражением секулярной идеологии, оппозиционной по отношению к религии, и поэтому оно обеспокоено исключительно социализацией членов культа, а не их верой. В результате как сектантские осуждаются некоторые формы религиозного опыта, который, если говорить о его измерении в количественных показателях, кажется более интенсивным, чем современный секуляризм может терпеть.
В то же время, отмечает М. Интровинье, протестантское антикультовое движение, о котором нельзя сказать, что оно дружелюбно к католикам, редко интересовалось внутренней жизнью католиков и никогда не нападало на «Опус Деи» как культ, потому что оно, в отличие от светского антикультового движения, в первую очередь интересуется верой, а не поведением верующих. Противокультовое движение осознает тот факт, что предполагаемые «излишки апостольской ревности», как выражается М. Интровинье, которая время от времени приписывается «Опус Деи», могут быть приписаны протестантским группам и движениям.
Нападки на «Опус Деи» М. Интровинье объясняет парадоксальной ситуацией, сложившейся вокруг религии. С одной стороны, в секулярном мире бытует мнение о том, что наблюдается необратимый процесс снижения интереса молодых людей к религии, но, с другой стороны, отмечается повышение интереса к религии, в частности, рост «Опус Деи». Отсюда представители антикультового движения делают вывод, что проявление интереса молодежи к религии не могло быть спонтанным, а значит, с молодыми людьми что-то случилось, а именно: им «промыли мозги».
По М. Интровинье, теория «промывания» не может быть применима к религиозной организации по ряду причин: 1) теория «промывания мозгов» возникла в военно-политическом контексте для объяснения поведения в лагерях американских военнопленных, а не применительно к религиозным организациям; 2) эта теория отвергнута Американской психологической ассоциацией в 1987 г. как ненаучная; 3) антикультовые ассоциации являются «строго секулярными», а то, что именуется сегодня светским гума низмом, в США почти всегда за редким исключением связано с воинствующим либерализмом и левой политикой.
Сотрудничество католиков с антикультовым движением, согласно М. Интровинье, объясняется их раздражением культами, что принуждает делать неправильный выбор в пользу употребления сильных устрашающих средств вместо объективной критики культов. К антикультовой идеологии склоняются те католики, которые не способны понять сложную реальность новых религиозных движений и антикультового движения. Это не значит, что не надо противостоять НРД, заключает М. Интровинье; напротив, с ними необходимо вести борьбу, но это должно быть сделано с католической точки зрения и согласно католическим нормам, отличным от антикультового секулярного движения», с которым любая форма сотрудничества католиков не только бесполезна, но и вредна. Позиция антикультового движения, по мнению М. Интровинье, ставит под вопрос социальную уместность религии, что противоречит социальной концепции католичества166.
___________________ 164 Walsh M. The Secret World of Opus Dei. London: Grafton Books, 1989. Он же: Opus Dei. An Investigation into the Secret Society Struggling for Power within the Catholic Church. San Francisco, 1992. 165 Walsh M. The Secret World of Opus Dei. London: Grafton Books, 1989. P. 199. 166 Introvigne M. Opus Dei and the Anti-cult Movement. 1994. http://www.cesnur.org