Доклад на конференции Европейской федерации центров по изучению и информации о сектантстве (Federation Europeenne des Centres de Recherche et d‘Information sur le Sectarisme - FECRIS), Вена, 21 мая 2005 г.
За последние пятнадцать лет культы развились настолько существенно, систематически, почти математически последовательно, что им удалось проникнуть во все сферы жизни, как то: образование (второе поколение последователей), здоровье, работа, гуманитарная помощь, интимные отношения…
В результате количество методов, разрабатываемых гуру, увеличилось. Первоначально их намерение состояло в том, чтобы выдержать всеобъемлющее давление общества на все аспекты жизни их последователей для того, чтобы использовать последних для процветания культа. Но последователи гуру являются также служащими и менеджерами, и могут служить для распространения нужных гуру убеждений в своей профессиональной среде.
Во Франции закон о рынке профессионального образования, принятый в 1971 году, открывал такие возможности для культов как:
● войти в привлекательный рынок объемом почти в 25 миллиардов евро,
● делать на нем то, что им нравится без особого риски.
В результате, многие культы проникли в эту брешь, убедив своих последователей создавать свои собственные организации профессионального образования, продвигающие методы, разработанные их гуру, по принципу оплачиваемых тренингов (пример: Landmark Education, Трансцендентальная Медитация, Body Mirror (Brofman Foundation for the Advancement of Healing), La Maison de Jean (Jean-Claude Genel)…
За исключением Церкви Сайентологии, все эти культы инвестировали рынок личностного развития. Как? Стажеры приглашаются пожить некоторое время в культе; предполагается, что в результате этого они изменят свой образ жизни - который, очевидно, ограничивает их - они, следовательно, должны найти для себя такой, который бы способствовал их личностному развитию и благополучию.
Предполагается, что они выучатся самоутверждаться, развивать свой творческий потенциал, то есть, познают себя лучше, с тем, чтобы быть более эффективными. Эти курсы-тренинги используются, в частности, для того, чтобы помочь служащим лучше справляться со стрессами (их распространенной профессиональной болезнью), улучшать их коммуникативные способности, достигать лучшей концентрации...
Для этих методов характерно то, что они основаны на «энергии открытия чакр» и прочем «общении с ангелами». В отличие от технического обучения или изучения языков их эффективность не измерима. Как возможно оценить материал, который не был изучен, но лишь почувствован!
Можно усомниться в здравомыслии компаний, финансирующих такую подготовку персонала, которая предполагает добровольность и личностное развитие. Можно представить себе, что служащие не хотят выставлять определенные аспекты их личности или личной жизни в своей профессиональной среде. Ведь это - информация, которая может быть использована и против них…
Тем не менее, мы оказались перед фактом того, что в течение последних двадцати лет эти методы стали популярными. Каждый год почти 400 000 человек проходят подобные тренинги во Франции, по той простой причине, что менеджеры хотят результатов, для чего обращаются к этой иррациональной сфере. Это может даже означать навязывание этих тренингов их подчиненным, которым не так-то просто отказать начальству в такой стране как Франция, где насчитывается почти 3 миллиона безработных. Многие менеджеры даже соглашаются финансировать подобное обучение, когда об этом просят их подчиненные, в обмен на что они отклоняют любое возможное увеличение жалованья…
Должна ли эта проблема вызывать беспокойство? Несомненно. Тем не менее, культы в настоящее время представляют только незначительную часть этого рынка. И в этой части более чем вероятно натолкнуться на мошенника или неэффективного учителя. Более того, компании, стремящиеся защищать себя, могут просто отказаться финансировать курсы личностного развития. Иначе говоря, это - проблема, которая могла быть решена.
Для компаний проблема культов не ограничивается такими курсами.
- Прозелитизм среди служащих
Его трудно переоценить. Существуют заключения суда, судебные разбирательства, индивидуальные ситуации. Решение существует: необходимы внутренние правила, которые предвидят исключение в случае, когда служащий пытается влиять на других в сфере личных убеждений.
- Специфический случай Всемирного Института Предприятий Саентологии, WISE
Саентология является единственным культом, который имеет структурированную сеть из 2700 компаний в сорока странах. Основная цель этой сети «очищение экономической сцены для внедрения новой цивилизации и очистки планеты», в результате чего на планете останется только Саентология. Эти компании работают во всех экономических секторах: профессиональное образование на традиционных курсах (менеджмент, межличностная коммуникация…), в области строительства, страхования или обработки данных то есть Панда (китайская золотая монета, объект торговли в тезаврационных целях, «золотой червонец» - прим. переводчика).
Несколько последних судебных случаев в Франции показали, что для работы в сайентологических компаниях служащих вербуют в принудительном порядке (поскольку это - обязательно! За это даже премируют) и косвенно принуждают финансировать Сайентологию. Проблема более чем серьезна, поскольку большинство этих компаний не афишируют свои связи с Сайентологией, их агрессия замаскирована. Результатом всего этого является обман.
Во всех случаях необходимо различать два всеобъемлющие типа проблем: относящиеся к небольшим культам, которые представляют опасность отдельным индивидам, и относящиеся к международным культам, которые представляют опасность не только для личности, но и для демократии.
1. Маленькие культы
Эти культы всегда будут существовать, потому что всегда найдутся люди стремящиеся использовать других и обходить закон, такова человеческая природа. И поэтому мы никогда не сможем предотвратить ущерб, который они наносят. И их жертвы тоже всегда будут.
Известно, однако, что эти группы почти всегда исчезают после смерти их гуру. И их влияние сходит на нет, как только их деятельность попадает в поле зрения средств массовой информации.
Поэтому за ними необходимо наблюдать все время. И опыт Франции показывает, что кроме отрегулированного законодательства, организации, полиция и средства массовой информации хорошо справляются с наиболее острыми проблемами.
Кроме этого, вряд ли что-нибудь еще можно сделать.
2. Международные культы, а именно: «Церковь Сайентологии» и «Свидетели Иеговы»
Когда речь заходит о Международных культах, возникает вопрос в каком обществе мы хотим жить. Ответ на него предполагает понимание того, что проблема эта сугубо политическая.
Эта проблема впервые была затронута на первой парламентской следственной комиссии в 1995 году во Франции и Германии в отношении Сайентологии. Культы, отреагировав на эти события лоббированием, добились того, что Американский Конгресс проголосовал за принятие закона о религиозной свободе в мире. Этот односторонний и скандальный закон был нацелен на конкретные европейские страны, отказавшиеся считать культами новые религиозные движения, главным образом - на Францию и Германию. Эти две страны, а также некоторые другие, открыто подвергались критике в каждом американском докладе.
Другим следствием культового лоббирования стало то, что Америка всюду в мире добивается осуждения позиции Франции и Германии. Это проявляется в определенных юридических процедурах в Германии или во всех международных учреждениях. В результате никто не может высказать что-либо критическое по отношению к Сайентологии или Свидетелям Иеговы не вызвав недовольство Америки.
Хюберт Вердин (Hubert Vedrine), бывший в то время министром Иностранных Дел правительства Жоспена (Jospin), имел смелость писать своей американской коллеге, Мадлейн Олбрейт, оспаривая их подход к проблеме. После него это делал Алан Вивьен (Alain Vivien), в то время Президент Междепартаментской Миссии по Борьбе с культами, которая, в каждом их своих докладов, критиковала отношение Америки и мужественно защищала позицию Франции.
Правительство Раффарена (Raffarin) окончательно решило изменить свое отношение просто-напросто отвергнув существование этого американского закона. Невероятный подход. Как можно думать, что этот закон не имеет влияния, если он принят страной, которая не слишком часто принимает во внимание мнение других стран, даже если они являются участниками Организации Объединенных Наций.
Похоже, дипломатическая необходимость важнее интересов жертв культов, в том числе будущих. Политика меняется, колеблется.
ЗАМЕЧАНИЯ О НЫНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ФРАНЦИИ
Борьба против культовых тенденций, суть политики правительства Раффарена.
Бороться против культовых тенденций, не принимая во внимание их происхождение - ошибка. В качестве примера можно привести сайентологическую вербовку. Ловушка Сайентологии - в «личностном тесте» и в том способе, которым сайентологи, тренированные для этого, намереваются «управлять личностью» (описано в Лионском судебном процессе, страница 4 под моим руководством). Люди, которые отвечают на вопросы теста, уже попали под влияние культа.
Другие примеры? Случай детей из семей Свидетелей Иеговы, свобода которых ограничивается, и на которых налагаются обременяющие и отчуждающие правила. Я не хотел бы быть ребенком в такой семье. Проблема международных культов заключается в самой их природе, в сердце их организации. Они сами порождают культовые тенденции. И такие тенденции будут существовать, пока мы будем продолжать избегать браться за культы всерьез.
Культовый феномен - в настоящее время под контролем
Такой свободный упрощенный французский подход является неправильным из-за своих упущений. Крупные культы не находятся в упадке, они лишь собираются с силами в нашей стране. И легко понять почему. Сегодня во Франции не модно входить в культ. Между тем, культы развиваются в остальных частях мира. Даже открывают лоббистские центры в Брюсселе. Для культов Франция является только временной стоянкой.
Проблема сегодня стала политической. Политические стороны должны прямо обсудить все эти важные вопросы.
Но зарубежные политики вмешаются лишь тогда, если они почувствуют необходимость в этом. И от общественных организаций зависит мотивация политиков и широкой публики по вопросам общества. Тем не менее, в настоящее время они ограничены, слишком ограничены. Это зависит от вас - как повлиять на политиков так, чтобы они смогли противостоять американскому влиянию на законодательство, ибо невозможно обсуждать что-либо с дамокловым мечом, висящим над головой.
Это зависит от вас, FECRIS - определение общей политики относительно религиозной свободы и культов с определенными Европейскими странами, чтобы противостоять американскому подходу. Я убежден, что если ничего не будет сделано сегодня, то через тридцать или сорок лет проблема культов станет похожа на сегодняшнюю проблему исламского фундаментализма.
Хорошей инициативой стало бы объединение опыта разных стран, их подходов к вопросу культов. И неплохо было бы иметь идентичный практический справочник в продаже в каждой европейской стране.