Почему под прикрытием общественных мероприятий в горсовете распространяется пророссийская агитация?
26 сентября в Днепропетровском городском совете состоялся круглый стол на актуальную и пока малознакомую большинству жителей тему: «Электронные паспорта и права человека как элемент евроинтеграции Украины».
Участвовали и высказывали свое отношение местные политики, ученые, общественные деятели, представители государственных служб, религиозных организаций – православные, мусульмане, лютеране. Организовал мероприятие Общественный совет при Днепропетровском горсовете. Вопрос биометрических паспортов – сложный и волнующий значительные массы населения своей неизвестностью.
Опасения, связанные с нововведением и нередко облекаемые в религиозную форму, касаются прежде всего безопасности персональных данных, защиты права граждан на частную жизнь. В то время как эксперты и представители общин обменивались своими мнениями и читали доклады, активисты общественной организации «Православный родительский комитет» ознакомили присутствующих с «общественно-политической газетой православных мирян МИР», издающейся в Днепропетровске неким ООО Суворов. Большинство участников подробно познакомились с его содержанием уже после мероприятия. И знакомство это вызывало ряд вопросов…
По благословению с того света
Издание может считаться православным и что-то озвучивать от имени церкви, если имеет на то благословение правящего архиерея. В Днепропетровске таковым является митрополит Ириней, однако его имени на обложке «Мира» нет. «Издается по благословению архимандрита Серафима Ольхового» - стоит в шапке издания. Имя это мало известно широкому читателю, но люди, знакомые с церковной жизнью Днепропетровска могут вспомнить, что такой священник, служивший в одном из приходов города, скончался более десяти лет назад! Может ли покойный архимандрит давать благословение выходящим номерам газеты и отвечать за их содержание – вопрос чисто риторический. Кроме того, что ни с владыкой Иринеем, ни с другими служителями редакционная политика и публикации «православной» газеты не согласовывались, редакция «Мира» неоднократно подвергалась резкой критике на епархиальных собраниях Днепропетровской епархии УПЦ за содержание своих выпусков. Однако комментировать для печати странности данной газеты батюшки Днепропетровской епархии УПЦ отказались, и даже дали автору дружеский совет не связываться, ибо «миряне», по их отзывам, действуют против своих критиков агрессивно и грубо.
Русский «Мир»
«Православность» редакции имеет один четко определенный и весьма мирской вектор: почти в каждом номере львиная доля печатной площади отводится ярой агитации за вступление в Таможенный Союз с РФ. Свою ориентацию создатели газеты не скрывают, воспевая на все лады «Русский Мир», «русские интеграционные проекты» и «Российскую империю». Характерно, что при этом авторы издаваемой в Днепропетровске газеты практически ни разу в своих текстах не употребляет слова «украинцы». Нет в «Мире» такой национальности, ее придумала австрийская пропаганда (№ 30 с. 9). Не только Украина, но даже использование исторического термина «Киевская Русь», вызывает у них возмущение, ибо в нем усматривают «реверансы перед националистами» (№ 30 с. 6). Образцы некоторых заголовков говорят сами за себя: «Неиссякаемый поток европейцев спешит в Россию», «Русская правда Америки», «Воспитываю себя русским» и т. п. Но зато: «Уже два десятилетия на Украине свирепствует либеральная цензура, пророссийские высказывания находятся под негласным запретом в государственных и частных СМИ. Нет ни одного телеканала, который выражал бы взгляды 53 % народа Украины, которые скорбят по краху единого с Россией и Белоруссией государства» («Мир» № 36. По единству с грузинами, таджиками или латышами, заметим, редакция не скорбит). Граждане Украины, разумеется, имеют право на своё мнение по актуальным вопросам и его выражение. Неясно другое: при чем здесь православие? Или авторам не хватает других, например экономических и правовых аргументов в политической дискуссии, что приходится обращаться к запугиванию недалекого читателя антихристом и средневековыми пророчествами? В Евросоюз, как бы к нему не относиться с точки зрения политики и экономической целесообразности, входят православные Греция и Болгария, Румыния и Кипр, статус кандидатов на вступление имеют Македония и Черногория. Так же как в Таможенном союзе – преимущественно мусульманский Казахстан, и агитировать за вступление в то или другое объединение, размахивая религиозным флагом – мягко говоря, некорректно. Будучи людьми юридически грамотными, авторы не употребляют в своих призывах слов об изменении конституционного строя или ликвидации независимости страны. Но чем отличается от этого пропагандируемое ими восстановление «единства Русского мира» и «явление царя» - вопрос, опять же, риторический. Один из авторов, войдя в раж, и вовсе считает, что уже живет «на просторах Российской империи» (№ 30, с. 3), и это не случайная оговорка на страницах издания: «Все мы родом из Российской империи. Этим обстоятельством есть повод истинно гордиться, ибо статус империи есть самая высшая из всех возможных форма государственного образования» (№ 28 с. 7).
Не «Мир», но меч?
Сегодня украинское государство и общество уделяют большое внимание проблеме мирного решения религиозных конфликтов и сохранению межконфессионального мира. Ситуация конечно весьма далека от идеала, но с другой стороны, далека и от развития по кавказскому или балканскому сценариям, да и о силовом переделе храмов в 90-е годы сегодня напоминают лишь единичные эксцессы. Но хрупкий межрелигиозный мир, с трудом построенный народом и правительством Украины, кого-то явно не устраивает. Простой жест вежливости на светском мероприятии – рукопожатие и приветствие киевского митрополита УПЦ Владимира и патриарха УПЦ КП Филарета – уже вызывает у «мирян» горькое разочарование и всплеск «аналитики» на шесть абзацев с комментариями политологов. Зато с нескрываемым восторгом редакция живописует подвиги «решительных граждан» по уничтожению «языческих идолов», «религиозных символов семитского происхождения» и до кучи сожжение бигборда с недостаточно благочестивой рекламой клиники косметологии («Мир» № 30, с. 3). Почти каждый номер пестрит выпадами в адрес «католической лжецеркви», «Киевского патриархата», а войдя во вкус, и самого митрополита Киевского объявляют «самовольно присвоившим звание Предстоятеля церкви» (№ 29 с. 3). С неверующими же и вовсе не церемонятся: «Их ждет анафема и отлучение от Церкви, за которыми последует проклятие из рода в род до седьмого колена. Дети и внуки будут рождаться больными и искривленными, ведь их кровь вопиет!» (№ 29 с. 2, характерно, что данная цитата принадлежит священнику, не имеющему, в отличие от епископа, полномочий отлучать от церкви, и судя по всему не знающему, что анафема и отлучение это одно и то же, но на разных языках). Большинство наиболее провокационных текстов «Мира» являются не редакционными материалами, а цитатами и перепечатками из различных источников, что позволяет хитрым редакторам формально остаться «в белых перчатках». Тем не менее, перепечатка некоторых высказываний без дистанцирования от них уже говорит о многом. Вполне очевидно, что как только католики, представители УПЦ КП или других религий позволят себе аналогичные демарши, «миряне» и их зарубежные покровители тут же завопят о разжигании межрелигиозной вражды и «гонениях на православие в Украине». Конечно, если в других конфессиях достаточно хорошо разбираются в тонкостях внутриправославных процессов, то сумеют отличить позицию Православной Церкви от позиции ООО Суворов, и провокационная попытка за спиной иерархии поссорить УПЦ с представителями других религий не удастся. Ну а если не разбираются, или не захотят разбираться…
Живем мы в свободной стране. Кто-то желает «поскорее стать русским» («Мир» № 30, с. 3), кто-то к удивлению близких внезапно оказывается чистокровным и правоверным евреем, кто-то гражданином Панамы, а кто-то вписывается по национальности эльфом, хоббитом или джедаем. Но удивительно наблюдать распространение листков с подобными идеями в стенах городского совета – в здании под государственным флагом. Понятно, что организаторы серьезного мероприятия рассчитывали на присутствие столь же серьезных людей, и никто никого не хватал за руку и не заглядывал через плечо, проверяя содержание раздаваемых материалов. Но, увы, понятно и то, что именно этой доверчивостью и правилами хорошего тона пользуется определенный контингент…