Украина исламская

Одним из наиболее интересных авторов «постклассического» периода развития мусульманской философской и религиозно­правовой мысли можно считать выходца с территории Украины — Мухаммада бин Мустафу альАккирмани, автора более чем шестидесяти трудов в различных областях религиозного и научного знания, написанных на арабском и турецком языках. Уже одно количество его работ, значительная часть из которых в свое время комментировалась его учениками и последователями, свидетельствует о немалой эрудиции автора.




Однако творчество этого ученого изучено поверхностно, в том числе и вследствие слабого интереса научного сообщества к указанному историческому периоду. Лишь две работы аль­Аккирмани стали предметом критических исследований. Сохранилось также несколько старопечатных изданий, опубликованных в конце девятнадцатого — начале двадцатого века Государственным печатным двором Османской империи. Однако абсолютное большинство трудов из наследия этого автора попрежнему существуют лишь в рукописях, большая часть из которых до сих пор не оказывалась в центре внимания исследователей.



Биография Мухаммада альАккирмани также изучена слабо. Одним из немногих источников, позволяющих составить общее представление об этом авторе, является биографический компендиум «Руководство ученых» османского историка Исмаилапаши альБагдади. Биограф утверждает, что сам альАккирмани умер в месяце мухаррам 1174 года хиджры (август/сентябрь 1760 года), занимая должность судьи ханафитского мазхаба в Мекке.



В то время территория Хиджаза, где находятся Мекка и Медина, входила в состав Османской империи. Как утверждает Абд альМалик бин Дугайш, с 1536 года ханафитский судья Мекки назначался в Стамбуле, а в 1565 году вышел приказ о том, что судьи трех других школ (шафиитского, маликитского и ханбалитского) должны были консультироваться именно в судейском управлении ханафитов. Таким образом, должность ханафитского судьи в Мекке, которую занимал альАккирмани, играла важную роль в османской администрации Хиджаза. Следует отметить, что альАккирмани был не первым выходцем с территории Украины, занимавшим этот пост — некто Хусайн альКафауви (умер в 1601 году), по сообщениям Исмаилапаши, также был ханафитским кади Мекки.



Связь Мухаммада бин Мустафы с северным Причерноморьем позволяет идентифицировать и первую часть его топонимического имени как «Аккерманский», т. е. «человек, который происходит из Аккермана» (современный БелгородДнестровский) — города и крепости, которые входили в состав Османского государства с 1484 по 1812 год. По сообщениям известного турецкого путешественника и писателя Эвлия Челеби, который посещал Аккерман в 1657 году, в городе действовало семнадцать начальных школ. Население преимущественно состояло из крымских татар, нанятых на военную службу, а также местной купеческой знати. В силу отсутствия точных сведений говорить чтолибо об этнической принадлежности аль­Аккирмани сложно — вполне вероятно, он происходил из живших в Аккермане татар, а возможно и из местного населения, то есть украинцев, приобщенных к мусульманской религии и культуре.



Итак, родившись в Аккермане, Мухаммад бин Мустафа мог продолжить религиозное образование уже в Кафе — значимом в те времена культурном центре Крымского ханства, часто называемым «Крымским Стамбулом». Свои дальнейшие студии альАккирмани продолжал уже в значимых религиозных и научных центрах того времени — например, в самом Стамбуле, где его работы были прекрасно известны. Так, в середине 60-х годов XVIII века комментарий к «Толкованию вероисповедания анНасафи» «собирает» некто Вали адДин — скорее всего, один из стамбульских учеников альАккирмани.



Помимо старопечатных изданий османского периода сохранились десятки работ аль­Аккирмани, представленны в виде рукописей. И хотя Исмаилпаша сообщает лишь о двадцати работах, каталоги отделов рукописей различных библиотек показывают, что их намного больше. Наиболее полная коллекция сохранилась в библиотеке Сулеймания (Стамбул), где, судя по каталогам, размещены чуть более шестидесяти работ. Еще ряд рукописей можно обнаружить в библиотеке короля Абдаллы университета Умм альКура (Мекка), отделе рукописей библиотеки университета короля Сауда (ЭрРияд), библиотеке университета «Аль­Азхар» (Каир), библиотеке альКасимийя в БуСаде (Алжир), библиотеке Лейденского университета (Нидерланды), библиотеке Братиславского университета, а также многих других собраниях мусульманских древностей. Примечательна, например, медицинская работа «Суждение об использовании зубочистки (сивак)», занимающая почетное место в Национальной медицинской библиотеке США как одно из наиболее ранних произведений о зубной гигиене. Обычно автор фигурирует под одним из двух имен — либо альАккирмани, либо альКафауви.



Наиболее значимые работы альАккирмани — это как комментарии, так и отдельные произведения. Например, наиболее известен «Комментарий на тафсир альБайдави», «Комментарий на „Сахих“ альБухари», «Комментарий на сорок хадисов альБиркави», «Действия поклонения и отдельные намерения», «Послание о еретических сектах», «Жемчужины вероучительных принципов», «Послание о богословии», «Определения наук и положение авторов».



«Комментарий на сорок хадисов альБиркави» дошел до наших дней в нескольких рукописях. Интересно предисловие к этой работе, позволяющее отметить некоторые биографические детали. Так, альАккирмани вписывает много личностных моментов, то есть позиционирует себя как реальный автор, а не просто комментатор или компилятор, как это часто случалось в литературе Средневековья и более поздних периодов. Можно утверждать, что на время написания произведения (если верить рукописи из ЭрРияда, это был 1737 год), альАккирмани был уже зрелым ученым, который имел своих учеников и чье мнение пользовалась высоким авторитетом. Таким образом, можно предположить, что мыслитель родился не позднее 1700 года.



Основными интересами Мухаммада бин Мустафы, судя по его работам, были филологические (собственно методика комментирования) и доктринальные (апология суннитского вероучения с позиции каляма и фальсафы) вопросы. Некоторые тексты, в частности «Жемчужное ожерелье в разъяснении того, что божественное знание безгранично», демонстрируют интерес автора к наследию Ибн Сины, которого альАккирмани считал наиболее выдающимся мусульманским мыслителем.



Текст «Жемчужного ожерелья», сохранившийся как минимум в шести рукописных копиях (в Стамбуле, БуСаде, ЭрРияде и Каире), является оригинальным исследованием сложного вопроса о том, как божественное знание может охватить бесконечное. О популярности этого текста свидетельствует не только география рукописей, но и комментарии к нему, написанные, например, на полях копии из университета «АльАзхар», датируемой 1775 годом. АльАккирмани не только использует более двадцати различных источников, но и пытается дать свои ответы на столь сложные вопросы.



АльАккирмани, принимая деление бытия на «необходимое», «возможное» и «невозможное», пытался переосмыслить эти понятия в контексте теории познания, призванной подтвердить установленные суннитским Исламом доктрины. Интересно также отметить, что, судя по различным текстам, альАккирмани не был привязан исключительно к одной богословской школе — и ашаризм, и матуридизм он воспринимал как единое целое, отдавая приоритет собственным суждениям. Это соответствовало и подходу других османских авторов того периода.



Определенным образом в философии Мухаммада альАккирмани был проведен своеобразный синтез теологической традиции каляма и рационалистической фальсафы. В целом такое направление исламской мысли можно обозначить как «философская теология» (используя термин М. Вотта), хотя, несомненно, сам перевод понятия «калям» как именно «теология» также неоднозначен. Однако исследование творчества Мухаммада альАккирмани показывает не только продолжение интеллектуальных традиций исламского Средневековья, но и даже определенный расцвет в этот самый период «темных веков», как его называют некоторые западные авторы. Примечательно, что и в области хадисоведения, и в области изучения рациональных наук альАккирмани обращался к наиболее актуальным вопросам. Отойдя от весьма популярного в его времена мистицизма, он использует в качестве основы своего метода рационализм образца Ибн Сины. Такой подход ставит Мухаммада альАккирмани в один ряд со многими другими мыслителями этого периода. Даже частичное изучение его наследия дает возможность говорить об этом авторе как об одном из наиболее выдающихся мыслителей Османской империи XVIII века. А самое главное — позволяет отметить ту незаурядную роль, которую в развитии различных отраслей знания сыграли выходцы из северного Причерноморья и Крымского ханства, о богатейшей исламской культуре которого мы пока знаем не так уж и много.



Михаил Якубович,
кандидат исторических наук

Медина аль-Ислам №127
 
16 апреля 2012 Геннадий СКАЧКО
 

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

  • В Крыму две тысячи пантюркистов вышли на митинг в поддержку реставрации Османского халифата
  • Симфония религии и государства по-казахски
  • Этнопсихологический анализ мусульман Ливана
  • История протестантства - языковой барьер
  • «Психологические» культы в системе современной религиозной культуры
  •  
     
    Раздел форума
    Обсуждаемая тема
    Автор сообщения
    Время