Как-то все более некомфортно мне жить так – неверующим, некрещеным, без бога в сердце и царя в голове. Почти все мои знакомые уже принадлежат богу, а я все в стороне. Обидно как-то. Вот помру я, и не будет мне царства божьего, его другие займут, а я останусь ни при чем. Хорошо было писать в одном из прошлых номеров о своем отношении к вере, но надо ближе быть, надо видеть все своими глазами.
В идеале, конечно, – включиться в какую-то конфессию, пожить одной жизнью с приходом или общиной. Но…. Vita brevis, жизнь коротка, как говорили древние, а уж они-то знали в этом толк. Когда я писал о жертвах религиозных организаций, первой я упомянул харизматическую секту «Дверь в Небо», и, естественно, именно туда я направил свои стопы.
Собрания происходят в конференц-зале речпорта, и не только. Будучи у «Шинника», я неоднократно видел яркий плакат, приглашающий на служения и туда. Встретили меня приветливо. Статус журналиста никого не удивил, не вызвал настороженности или неприятия, как бывает кое-где. Помещение совсем не напоминало церковь – обыкновенный конференц-зал. Здесь же торговали всякой мелочью, компакт-дисками и аудиокассетами с религиозными записями.
Служба началась с приветствия и молитвы в стиле блюз. Одна мелодия сменяла другую, публика подтанцовывала, все более заводясь. Я уже стал беспокоиться, не придется ли мне простоять всю службу, как в православном храме, но тут появилась проповедница. Она пересказала собравшимся 32-ю главу Исхода в несколько адаптированном виде:
«Поднялся Моисей разговаривать с богом на гору, и бог говорит, – послушай, Моисей, народ там что-то делает внизу, он развратился. Я его уничтожу.
– Господь, не делай этого, стал просить Моисей.
А тем временем народ обратился к Аарону:
– Уши наши отяжелели от этого золота в ушах…. Послушай, Аарон, сделай нам бога.
И Аарон, тоже друг нашелся,– говорит, – хорошо. Взял, тельца вылепил. И сняли они все свои серьги, и взяли они все свое золото, и взяли они всю свою жизнь и положили на этого тельца. И вылеплен себе такой телец, неизвестно шо и кому. Начали поклоняться ему. Начали славить его, начали танцевать, ну а потом они начали пить, и сердце их начало развращаться».
Я, конечно, резко сократил ее выступление, но старался сохранить стиль. Проповедница умолчала о том, что Бог все-таки наказал народ израильский: вот что сказал, спустившись наконец с горы, Моисей от лица Бога:
«…Возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек» (Исх. XXXII, 27, 28).
Проповедница сделала другой вывод:
«Если уши твои отяжелели от сережек, если карманы твои сегодня имеют что-то, то запомни – это божье. Не отдавай эти серьги и золото врачам на болезни, не отдавай это халдеям или еще куда-то, отдай их богу». По рядам прошли служители с ведрами, куда прихожане складывали свою лепту. Мне показалось, что в основном монеты.
Потом была еще музыка, и после этого слово взял сам пастор. Тема его проповеди была «Возвращение в былую славу», поиски потерянного рая. В основу он взял 5 главу IV книги Царств – историю «министра обороны Сирии», которого Господь излечил от проказы. Вывод – что нужно поступать так, как велит Бог, и тогда все житейские проблемы будут решены, в том числе и телесная и духовная проказа. Несколько раз пастор обращался к пастве:
– Вы со мной?
Они, конечно, были с ним.
– Вы согласны?
Они, конечно, были согласны.
Проповедь напоминала сеанс групповой психотерапии. Пастор прекрасно держал контакт с аудиторией, иногда его поддерживала музыка. Несколько раз после проповеди пастор призывал присутствующих вверить себя Богу и избавиться от проблем, и нашедшегося добровольца, как я понял, приняли в лоно церкви и дали ему надежду на исцеление, вознеся за него молитву. Согнутые в локтях руки с открытыми ладонями, обращенными к пастору, должны были, наверное, символизировать духовное единение, или заменяли сложенные на груди руки католиков. После этого благословили детей, которые должны были идти в воскресную школу, и была вознесена молитва за избавление от материальных и других проблем:
– Вы чувствуете, как Господь избавляет вас от радикулита?
– Вы чувствуете, как Господь избавляет вас от нищеты и денежной зависимости?
Все, конечно, чувствовали.
Решили деловые вопросы – о будущем водном крещении, все попрощались друг с другом.
Вообще, во время служения по знаку пастора люди неоднократно поворачивались друг к другу, приветствовали друг друга, говорили друг другу приятные слова. В зале возникала атмосфера братства, единения, общения. Бог, который, по словам пастора, незримо присутствовал здесь, был не Господином, не Главой и Руководителем Мира, а близким, своим парнем, другом. Не было атмосферы покорности, страха Божия, как в храмах, обстановка больше напоминала дискотеку, чем Служение Богу.
После службы я встретился с пастором, Юрием Викторовичем Коноваловым. Оказывается, «Дверь в небо» принадлежит к объединению Христиан Евангельской Веры, в которое входит более 100 церквей. Статья 18 Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году и ратифицированной Украиной, утверждает свободу совести и равенство всех вер, потому перед законом «Дверь в Небо» и РПЦ-МП, к примеру, равны. Употребление слова «секта» по отношению к религиозным объединениям унижает верующих и может повлечь ответственность вплоть до уголовной за разжигание межконфессиональной розни.
Пастор сказал мне, что «Дверь в Небо» избавила от алкогольной и наркотической зависимости более 250 человек, что люди, имевшие не только богатый алкоголический и наркоманский стаж, но и многие годы отсидок, обратились к Богу и сейчас ведут нормальный образ жизни.
Я, кстати, вижу, что те, кто вступает в ряды кришнаитов, Свидетелей Иеговы, мормонов, саентологов, и прочих, да и те, кто серьезно обращается в лоно Православной церкви, тоже избавляются от пагубных привычек. А сколько избавилось от них, обратившись к наркологам! Поинтересуйтесь у Довженко или Омельченко. Там цифры покруче.
– Кем вы себя считаете, – спросил я пастора, – проповедником, учителем, может, врачом?
– Я – слуга Божий, – ответил он мне.
Он спросил меня, что же мне, может быть, не понравилось в служении. Я сказал, что мне не понравилась упрощенность, облегченность, лексика, рассчитанная на очень уж простого человека.
– Христос тоже общался не только с праведниками, а и с мытарями, и блудницами, – сказал он мне.
Я хотел сказать, что «мытарь» – это налоговый инспектор в старину (это слово тоже приобрело ругательный, пренебрежительный оттенок, но ГНАУ не возражает против такого его использования в церковных службах), но смолчал, потому что пастор уже поймал меня несколько раз на недостаточном знании Священного Писания, выразив удивление, что бывший преподаватель научного атеизма решил писать о вере.
Я еще раз посетил «Дверь в небо», чтобы быть до конца честным перед пастором – журналисту желательно до публикации знакомить героев с материалом. Юрий Викторович сказал мне, что в пятничном номере информация о гражданине В., который, чтобы решить свои проблемы, ходил в «Дверь в Небо» и все-таки оказался на приеме у психиатра – ложь, и что я повинен в распространении этой лжи. Ну что ж, если он прав, оставлю это на совести того, кто дал мне эту информацию.
Пастор не усмотрел в статье неправды, ему не понравился тон статьи, мое отношение к его церкви. Ну что ж, вот такой я человек, вот такой я увидел распахнутую дверь в небо. Я постоял возле нее и пошел своей дорогой.
Одиночество – болезнь XXI века, которая успешно перешла к нему от века ХХ. Если у человека нет друзей, если он не поддерживает контактов с родственниками, если он одинок – ему тяжело выжить в этом мире. Тем более в нашем обществе, где все стороны жизни человека находятся в глубочайшем кризисе (и моральном, и материальном) – ему нужна поддержка. Он обращается к водке, наркотикам, или к Богу. Или к водке, наркотикам, а потом к Богу. Он начинает понимать, насколько опасны водка и наркотики, и начинает искать спасения от них. Находит его в Боге.
А что есть истина? Какой Бог истинен? Все, и католики, и мусульмане, и православные, и иеговисты, считают, что именно их Бог – Бог. Национальные традиции нашего народа – православны. А выбор – за каждым из нас.
За консультациями по вопросам деятельности различных псевдорелигиозных культов можно обращаться по адресу: г. Днепропетровск, Ул. Дзержинского 29, офис 28, т. 33-73-08