«Поместная Церковь» Уитнесса Ли
Другие названия: «Местная церковь» (МЦ), «Поместная церковь», или просто «Церковь» с обозначением города ее пребывания: «Церковь в Москве», «Церковь в Киеве», «Церковь в Гонконге». Последнее время на постсоветском пространстве она часто фигурирует под именем «Церковь домашних собраний». Ее члены, как и члены ЦХ, работают в метро и на улицах, и если к вам подходили вербовщики ЦХ, то наверняка подходили и они. На стадии вербовки новых членов они похожи друг на друга. Отличить вербовщика одной секты от вербовщика другой можно, пожалуй, только таким способом: подошедшие к вам члены ЦХ на ваш вопрос: «Вы из «Церкви Христа»?» - скорее всего, ответят утвердительно: «Да, мы из «Церкви Христа». Вербовщики же из «Местной церкви» чаще всего отвечают: «Мы просто христиане». Они сообщат еще, что им безразлично, к какой деноминации вы принадлежите, потому что они принимают всех, в том числе и православных.
Уочман Ни
Печатные органы: Издательство под названием «Живой поток» (Living Stream). Однако руководство издательства пытается доказать, что в структуру секты оно не входит и является отдельным независимым издательством. Сотрудники «Живого потока» тоже говорят, что они не имеют к этой церкви никакого отношения и просто работают в издательстве, а тому, что при этом все они являются членами «Поместной церкви», они предлагают не придавать значения. Издаются книги Уитнесса Ли (основатель их секты и основной вероучитель), а также книги Уочмана Ни («предтеча» Уитнесса Ли). Сектой было распространено 7 миллионов экземпляров изданий, в том числе бесплатного журнала «Поток». Сектантское издательство завершило перевод их собственного текста Библии (так называемая «Версия восстановления» или «Восстановительный перевод») с английского на русский, украинский и армянский языки.
Характеристика: Руководству «Местной церкви» очень хочется, чтобы «внешние» считали их некими внеденоминационными протестантами: так им гораздо легче работать и вербовать новых членов. Однако нужно сказать, что сами традиционные протестанты их своими не считают, и они, несомненно, правы: «Поместная церковь» имеет лишь внешность христианской организации, а на самом деле - это основанная на восточном пантеизме и древних ересях тоталитарная секта с элементами оккультизма и четко разработанными методами контролирования сознания своих адептов.
История секты: «Поместная церковь» ведет свое происхождение от так называемой «Церкви зала собраний», которая была основана в 20-е годы в Китае. Хотя христианские миссионеры действовали в Китае с давних времен и основали много общин самых разных церквей и деноминаций, в 20-е годы под влиянием мощной волны антизападных настроений часть китайских христиан-протестантов порвала с иностранными основателями и руководителями, однако при этом не захотела отказываться от самого христианства. Так возникло течение сторонников «национальной, свободной от империалистического влияния церкви». Одним из искателей новых церковных форм стал Ни Тошэн (это имя переводили как Уочман Ни, то есть «Сторож Ни»). Это имя можно увидеть на многих книгах, которые сотнями тысяч издаются у нас. Его называют также Ни Шуцзу, или Генри Ни. Родился этот человек со многими именами в 1903 г. на юге Китая в семье методистов. Сам он принял крещение лишь в 1920 г.
Образование Ни получил в нескольких миссионерских школах, где разочаровался в христианстве и даже отошел от него на какое-то время. Но под влиянием евангелистки Доры Юй он вернулся к вере и поступил учиться в Библейский колледж, который она возглавляла. Там на него произвело большое впечатление общение с китайскими евангелистами, которые проповедовали создание отдельной, независимой от империалистов китайской церкви. Они откалывались от протестантов, обвиняя своих учителей в фарисействе и в том, что они придерживаются мертвых форм, изменяют живому духу христианства. Уже в 1922 г. Ни Тошэн порвал со всеми группами и начал самостоятельно проповедовать Евангелие в Шанхае и его окрестностях. В 1927 г. он собрал кучку единомышленников и стал «преломлять с ними хлеб», основав секту, со временем получившую название «Место собрания христиан», а затем - «Церковь зала собраний».
Уочман Ни много путешествовал по Китаю, активно проповедуя и создавая новые общины. Он решительно обличал то, что называл «традиционализмом» различных христианских общин и деноминаций, настаивал на том, что необходимо преодолевать излишнюю привязанность к ритуалам (в чем обвинял протестантов), и учил, что на самом деле христиане должны объединяться по месту жительства под руководством старейшин, которые не имеют статуса священников. Ни отвергал литургическое богословие, считая, что основой христианской жизни должна быть страстная, прочувствованная евангельская проповедь.
Особое влияние на него оказали идеи «Закрытого», или «Плимутского» братства (такие братства в то время стали известны в Китае). «Плимутское» братство было основано в Плимуте в Англии в 1831 г. и активно действовало в Англии и в Ирландии. Члены его регулярно проводили домашние молитвенные собрания, особое внимание уделяя пророчествам и подготовке к Страшному суду, который они вскорости ожидали. Поведение членов этого братства очень жестко регламентировалось, особенно категорически запрещалось им общение с членами других деноминаций. Секта пережила несколько расколов; впоследствии она проникла во Францию, Швейцарию, а в 1860 г. - в США. Члены братства отрицают священство - даже крещение у них совершается просто мирянами. Обряд, который они называют евхаристией, совершается каждое воскресенье.
Уочман Ни активно сотрудничал с лондонским отделением братства, изучал методы проповеди, богословские идеи его главы и даже умудрился получить финансовую поддержку. Однако в конце 30-х годов он порвал и с ними, потому что желал полной самостоятельности и стремился к созданию свободной от иностранных влияний церкви. Братство, которое само исповедовало жесткий изоляционизм, не смогло простить Уочману Ни его евхаристического общения с другими протестантскими группировками. На память о дружбе с Плимутским братством Ни Тошэну достались только некоторые богословские идеи и сборник религиозных песнопений «Гимны малого стада» (до сих пор это классический сборник песнопений МЦ).
В 1938 г. «Церковь зала собраний» имела уже много отделений в провинциях Китая. В ней было 128 постоянных сотрудников, которые назывались апостолами и путешествовали от общины к общине, регулируя духовную жизнь верующих. В 1939 г. Ни Тошэн отошел от религиозной деятельности и занялся бизнесом, основав вместе с братом в захваченном японцами Шанхае фармакологическую фабрику, которая вскоре стала приносить солидный доход. После войны разрушенную структуру церкви пришлось восстанавливать уже не Уочману Ни, а его ученику Ли Чаншоу, который был прозван Уитнессом Ли (Witness Lee), то есть Свидетелем Ли.Уитнесс Ли
Чаншоу (Уитнесс Ли) родился в 1905 г. в северной провинции Китая Шаньдунь, а скончался в городе Аннандейл, Калифорния, 9 июня 1997 г. Происходил он из китайских баптистов. В 1925 г. Ли принял крещение и стал прихожанином одной из независимых китайских церквей, которая так и называлась «Китайская независимая церковь». Поддерживал он связь и с миссионерами Плимутского братства, хотя там ему не нравилось полное отсутствие духовных озарений. Переломным моментом жизни для него стало знакомство с Уочманом Ни, чьи слова о том, что не следует осуждать пятидесятников за впадение в транс на молитвенных собраниях, ибо пути к Богу многообразны, произвели на него впечатление настоящего откровения. Несколько лет Ли проповедовал на севере Китая, разработав свою методику миссионерской работы: он организовывал маленькие общины из представителей самых разных профессий, что давало им возможность самообеспечения. Потом эти общины переселялись в районы, где совсем не было христиан, и начинали там миссионерскую деятельность. Однако из-за вмешательства японских оккупационных властей этот проект провалился.
В 1943 г. Ли Чаншоу был арестован и попал в японскую тюрьму. После освобождения Китая он вновь приступил к церковной деятельности. Именно тогда он внес в организацию «Церкви зала собраний» зачатки тоталитаризма, ужесточив уже и без того жесткую структуру секты. Верующих разбили на первичные общины - на «семьи»; каждая семья трижды в неделю проводила молитвенные собрания. Четыре семьи составляли группу. Эта структура оказалась прочной: она действует до сих пор. По мере роста количества прихожан семьи разделяли на ячейки по 15 человек, в каждую из которых входили двое ответственных за посещаемость и душевное здоровье верующих. Постепенно организационная структура секты начала разрастаться, а регламентация поведения продолжала ужесточаться. На всех верующих были заведены личные дела, а Ли Чаншоу ввел систему управления, которая была основана на принципе: ничего нельзя делать, не спросясь у руководства.
К моменту прихода коммунистов к власти в Китае секта уже обладала значительными средствами, которые использовались на приобретение земли и строительство молельных домов. Источником дохода была, в частности, фирма Уочмана Ни, которая была передана в собственность секте, а также «добровольные» вклады верующих (становясь членом секты, они должны были переводить на нее свою собственность). К 1949 г. секта имела на территории Китая 600 общин и 70 000 членов.
В 1947 г. Уочман Ни посетил Тайвань, где основал еще одну фабрику по производству лекарств, а также купил землю и основал школу проповедников. Все это он передал в руки Уитнесса Ли, который в 1949 г. переселился с семьей на Тайвань. Там он основал издательство «Тайванская комната евангельской книги» и сеть церквей, которая, по некоторым сообщениям, всего через пять лет насчитывала уже 20000 приходов. Сам же Ни Тошэн не успел уехать на Тайвань, он был арестован коммунистами и получил 15 лет лагеря, откуда уже не вышел: началась культурная революция, и срок ему продлили. Он пробыл в заключении в общей сложности 20 лет и скончался 1 июня 1972 г. в одном из исправительных лагерей. Его творческое наследие обширно - лишь неполное собрание сочинений составляет 20 томов. Труды его были переведены на английский язык, и многие евангелики пользуются ими довольно широко, не обращая внимания на разные богословские неурядицы, ереси и примесь оккультизма, которые там содержатся.
Уитнесс Ли превзошел своего учителя по всем статьям. Именно он стал настоящим основателем, вдохновителем и идеологом секты. Если Уочман Ни был динамичным проповедником, то Уитнесс Ли оказался очень способным организатором. В 1962 г. Уитнесс Ли объявил, что Бог призывает его переехать в США. Он основал «Церковь в Лос-Анджелесе», и вскоре многие сектанты с Тайваня перебрались туда. «Церковь» стала быстро пополняться американскими членами, и новые собрания стали возникать по всей стране. В 1965 г. был основан «Живой Поток», ставший издательским филиалом движения. В деле подготовки миссионеров МЦ очень важна ежегодная конференция в Лос-Анджелесе. На первой такой конференции, проведенной в 1962 г., присутствовало 70 человек. В 1964 г. число участников конференции выросло до 132 человек из различных городов США и даже из других стран. В 1969 г. собралось 462 человека со всех концов США и из целого ряда зарубежных стран, в том числе Бразилии, Канады и Дании. В 1970 г. было уже 1300 человек, а зарубежные гости были даже из таких далеких стран, как Таиланд, Сингапур и Малайзия.
Конференция обычно длится неделю, а потом четыре недели идет семинар, на котором сам Уитнесс Ли лично готовит проповедников. Каждое его слово стенографировалось и немедленно публиковалось; он был окружен таким почитанием, что издавалось все это совершенно некритически, и его последователи даже не замечали того, что его «свидетельства» постоянно противоречили одно другому. Не последнюю роль здесь играл очень плохой английский язык, на котором говорил Уитнесс Ли (перевод приведенных ниже цитат по мере возможности передает качество его английского). Каждое его слово, каждая грамматическая конструкция канонизировались, даже его китайский акцент. Когда «поместноцерковники» говорят по-русски, у них проявляется странная, преломленная английским языком китайская интонация.
Люди боятся уходить из секты, так как их постоянно запугивают ужасами, которые якобы постигают отпавших.
Структура «Поместной церкви» определяется тоталитарной системой, жестко контролируемой Ли. Этот тоталитаризм очень тяжело сказывается на психическом состоянии многих членов МЦ, которым приказывают ставить интересы «церкви» превыше всего на свете. В секте даже считается, что человек должен менять место жительства каждые несколько лет. Как и во многих тоталитарных сектах, здесь само собой разумеется, что человек является ничем, а организация - всем.
«...Церковь должна быть вашим единственным интересом. Что является вашим интересом сегодня: учеба? бизнес? семья? Мой единственный интерес - это церковь. Мы все должны стать такими «алкоголиками» ради церкви» (Lee W. Life-Study of Genesis, Message Eighty-nine).
В «Поместной церкви» члены постоянно заняты исполнением церковных обязанностей, так что у них практически не остается времени на свои семьи, не говоря уже о том, чтобы критически поразмыслить над тем, чему их учат.
«Нам всем нужно посвящать больше времени завязыванию контактов с людьми. Один вечер в неделю должен использоваться для ваших личных дел, три вечера - для церковных собраний и три остающихся вечера - для завязывания контактов с людьми. Помимо этих трех вечеров, я надеюсь, что вы будете использовать каждый из своих обеденных перерывов для этой же цели» (Lee W. Young People's Training, Message Four. Stream).
Естественно, глава МЦ Уитнесс Ли считается ее верховным главнокомандующим. Сектанты верят, что его непосредственно ведет Сам Бог и, следовательно, ему нужно подчиняться беспрекословно. Вот что пишет Ли о том, как члены МЦ обязаны относиться к нему:
«Позвольте мне сообщить вам секрет моего идеального совершенства в качестве мощного столпа для действий Господа. Братья типа Бенсона Филлипсаи Джона Со движутся к совершенству потому, что у них совершенно нет собственных идей. Недавно брат Бенсон мощно заявил, что единственное, что он знает, - это следовать служению брата Ли. Когда Джон Со остановился с нами в Лос-Анджелесе, он не знал ничего, кроме впитывания каждой детали этого служения... Даже когда они видели ошибки, они забывали о них, ибо у них не было времени, чтобы бесцельно тратить его на их обсуждении» (Lee W. Life-Study of Genesis, Message Eighty-nine. Р. 1144-1145).
Согласно Ли, его учению нужно повиноваться, как учению Самого Господа. Он абсолютно убежден, что в течение долгих лет своего лидерства в организации Бога он заработал право требовать беспрекословного повиновения от своих последователей.
«Эти слова - не просто учение, но мощное свидетельство того, что я практиковал и переживал в течение более чем тридцати пяти лет. Я был захвачен этим видением и милостью Божией я никогда не свернул со своего пути и не изменил своего тона» (Lee W. The Vision of the Church. Stream).
Относительно концепции «Поместной церкви» и своего руководства ею Ли говорит так: «Не думайте, что это мое учение, это откровение Господа» (Lee W. Christ Versus Religion. Stream Publishers).
Итак, очевидно, что структура МЦ откровенно тоталитарна: все желания «церкви» исходят от Уитнесса Ли, объявляющего их наиважнейшей целью, для торжества которой каждый член МЦ должен отдать абсолютно все. Все личное полностью подавляется. Поразительно, но зачастую сектанты бывают одинаково одеты, одинаково подстрижены и говорят с совершенно одинаковыми американо-китайскими интонациями. У Уитнесса Ли есть описание того, как он покупал себе ботинки. Куда бы он ни заходил, рассказывает Ли, всюду продавались слишком модные ботинки, а ему были нужны немодные, «чтобы не превозноситься». Представьте себе, что будет, если, несмотря на эти опубликованные слова «Учителя», кто-нибудь из членов его «церкви» купит себе ботинки, которые могут быть сочтены модными...
Члены МЦ говорят, что обратиться к Господу человек может в разных церквах - не обязательно у них, но полностью - только у них. Путь обращения может быть ступенчатым, но в конце концов человек должен прийти в «Поместную церковь». Членов «церкви» постоянно запугивают, рассказывая им истории о том, какие ужасные вещи случились с людьми, ушедшими из МЦ. Очень популярна история о том, как у одного отпавшего начались в жизни такие несчастья, что он буквально на карачках приполз обратно, целовал двери и умолял принять его назад. И люди действительно боятся оттуда уходить.
По мнению Ли, христианство - это великий Вавилон.
По учению Уитнесса Ли существует только одна церковь в мире, в которой никаких сектантских учений не содержится, - естественно, это церковь самого Уитнесса Ли. Что же такое эти сектантские отклонения, которые, по его словам, содержатся в каждой церкви? Как узнать, где они есть? Оказывается, все очень просто: нужно сверять веру каждой из этих церквей с тем, во что верит «Поместная церковь». Все церкви, чьи учения исторически расходятся с учением церкви Уитнесса Ли, - это и есть то самое сектантство, которое появилось в ходе исторического развития.
Сама МЦ заявляет, что питается исключительно духовной пищей - Иисусом Христом. «Когда мы появляемся в любом городе, мы заявляем свои права на этот город», - то есть с момента, когда МЦ появляется в городе, никакая другая церковь уже не имеет права на существование. Если их об этом спросить напрямую, они будут выкручиваться и говорить, что в других деноминациях тоже есть истинные христиане, просто они сами не знают, что они истинные христиане. К тому же истинные христиане в других деноминациях пребывают как бы временно, потому что, узнав о существовании МЦ, они сразу же переходят туда. А если не переходят, значит, они не истинные христиане. Для обращения к истинной вере всем неофитам предлагается принять новое крещение и отречься от той конфессии, к которой они принадлежат. Особенно Ли не жалует священнослужителей. Ну и, само собой разумеется, он прибегает к уже привычному для нас утверждению, что подлинное учение Христа было утрачено где-то с 60 года по Р. Х., а восстановление его началось примерно с XV века. До того о Боге ничего не было известно, а историческая Церковь - это «вавилонская блудница». Ли утверждает, что церковная жизнь первых 15 веков представляла собой сплошную цепь извращений Священного Писания. Уже в конце I в. истинное учение Божие было Церковью частично утеряно, а к концу II в. в Церкви не осталось практически ни капли истины; таким образом, к началу Реформации в XVI в. была кромешная тьма:
Но через краткое время после завершения Нового Завета Церковь начала терять все важные вещи, которые можно найти в Библии. И в конце концов к XV в. все было потеряно. Люди знали лишь совсем немножко от Бога (The Stream, Vol. 7, №4, Nov. 1, 1969. Р. 14).
Все исторические церкви объявляются противоречащими Библии, им полностью отказано в церковности. Все они с подавляющим большинством своих членов и все церковные структуры - та самая «блудница вавилонская». Признается лишь то, что Мартином Лютером, графом Цинцендорфом (?), Моравскими братьями, Джоном Уэсли, методистами и Плимутским братством были сделаны некоторые шаги в восстановлении истинной новозаветной Церкви. Потом на смену им пришли протестантские фундаменталисты, пятидесятники и евангелисты, но истинной церковью возрождения является только церковь Уитнесса Ли. Процесс восстановления начался в XV веке и, согласно учению Ли, имеет пять ступеней поступательного развития, в каждой из которых количество истины Божией понемногу увеличивалось, покуда все не кульминировалось в заключительной пятой ступени: фундаментализм, пятидесятничество, евангелизм, понимание глубинной жизни, Церковь (то есть МЦ).
Ли говорит, что люди, которые находятся в «деноминациях» (то есть во всех исторических церквах), слепы. Естественно, что каждый христианин, который обретает зрение, не может уже более находиться «в деноминациях» и вступает в «Местную церковь»: «...лишь слепая овца может оставаться в загоне. Как только у нее открываются глаза, она перепрыгивает через забор и бежит к пастбищу, на зеленую травку, к теплому солнышку, на свежий воздух» (Lee W. The Practical Expression of the Church. Los Angeles, 1970. Р. 109-110) Ли не скупится на эпитеты в отношении исторических церквей:
«Что такое великий Вавилон? Это смесь из христианства. Великий Вавилон - это блудница-мать со множеством блудниц-дочерей. Римо-католическая церковь - это мать, а все деноминации - это ее дочери». (The Stream. Vol. 7, № 4., Nov. 1, 1969, Р. 19).
Мысль доводится до логического конца: «Мы просто отказываемся от религии, мы отказываемся от христианства. В ранние дни своего существования церковь должна была отказаться от иудаизма. Сегодня мы отказываемся от христианства» (Lee W. The Practical Expression of the Church. P. 133)
Эти свидетельства Уитнесса Ли говорят сами за себя: его секта ясно и недвусмысленно отвергает христианство. Следовательно, даже согласно собственным утверждениям МЦ, ее члены не могут называться христианами.
Чтобы войти в экстаз, сектанты начинают раскачиваться, вопить, махать руками, дергать ногами... это называется «молитвочтением».
В секте имеется своя мантра: «О Господь Иисус!»; имя Господа используется здесь типичным для восточной мантры образом, то есть совершенно не с теми целями, с которыми читают Иисусову молитву православные. Сам Уитнесс Ли говорит, что если произносить мантру определенным образом, так, как он учит ее произносить, то будешь находиться «в Духе». Нужно заставлять людей слушать и громко говорить: «О Господь Иисус!» - ведь когда человек повторяет мантру, он открывает свою душу, свой ум для Господа. Он еще сам не знает, что находится на пути к обращению, но главное - не думать, что это значит, а только громко повторять это тысячи, десятки тысяч раз в день. И тогда мы, уверяет Ли, вкушаем Самого Господа. Если у вас плохое настроение, повторяйте это бездумно, и настроение ваше исправится. Если вы злы и готовы на кого-то сорваться - повторяйте, и не сорветесь. Но совершенно обязательно повторять мантру не про себя, а вслух, громко и нараспев.
А теперь представьте себе толпу людей на их собраниях, которая, раскачиваясь, скандирует на все лады: «О Господь Иисус!» Такая массовая истерика, естественно, не имеет ничего общего с Иисусовой молитвой, с умным деланием, совершаемым в безмолвии, трезвении и со смирением. Это самая настоящая мантра, ведь вместо «Господь Иисус» они могли бы говорить «Харе Кришна» или что угодно другое, например, «О яблочный сок!», потому что важно не то, что произносится, а достигаемое при помощи мантры состояние. Ли говорит, что нужно быть в Духе, а для того, чтобы быть в Духе, необходимо «отключить свой ум». Когда члены МЦ призывают имя Господа, они, дескать, находятся в Духе, потому что за них действует Дух. Поэтому абсолютно необходимо «выйти за пределы своего ума». Один сектовед рассказывал, как, придя в общежитие «местноцерковников», он увидел человека, который, раскачиваясь, ходил взад и вперед по дому и на пределе своих голосовых возможностей орал на разные лады: «О Господь Иисус!» И на вопрос о том, что стряслось с этим бедолагой, ему ответили: «Не волнуйтесь, у него все в порядке - он просто выходит из ума».
Второй способ контролирования сознания адептов - «молитвочтение». Этот метод был разработан Уитнессом Ли, который впервые применил его на Тайване в конце 50-х гг. Практикуется он на собраниях, и происходит это так: собрание длится без конца: поют какой-то гимн, потом кто-нибудь проповедует. В какой-то момент встает кто-то из присутствующих и говорит, например: «Братья, читаем Послание к Галатам, 2, 19». Все раскрывают Библию и читают: «Я распят с Господом». Потом тот, кто читал, повторяет: «Я! Я! Господь сказал: Я! Братья, Господь сказал мне: Я! Аллилуйя!» (Все кричат: «Аллилуйя!») Потом каждый начинает выкрикивать: «Господь сказал: Я! Аминь! Сам Господь сказал: Я! Ух, Сам Господь сказал: Я! Братья, Господь сказал: Я распят! Аминь! Распят, сказал Господь! Господь сказал: распят Я! Аллилуйя, братья!» и т. д.
Начинается самая настоящая вакханалия, в которой смысл Писания уже не имеет никакого значения. Писание - это лишь способ выкрикивать то, что тебе придет на ум в данный момент. Чтобы войти в экстаз, сектанты начинают раскачиваться, вопить, махать руками, дергать ногами - все это называется «молитвочтением».
Как же Уитнесс Ли обосновывал это бесчинство? В одной из своих речей он цитирует 2 Тим 3:16, где говорится, что все Писание богодухновенно. Ли переворачивает цитату и говорит, что всякое Писание - это Дух Бога. Значит, Писание - это Сам Бог; значит, Писание - это Сам Христос. «С этого момента мы должны считать Библию самой сущностью Бога, а не откровением Бога» (The Stream, Vol. 5, № 3, Aug. 1, 1967. Р. 4).
Перед вами лежит Писание, перед вами лежит Сам Христос. «Из Библии очевидно, что Слово [Библия] Христово ни капли не меньше, чем Сам Христос» (The Stream, Vol. 5, № 3, Aug. 1. Р. 13). Когда мы занимаемся молитвочтением, мы духовно едим и пьем сущность Христову. Библия и Христос для сектантов делаются синонимами. Получается, что для них Христос подменяется Писанием, а это уже чистое идолопоклонство. Увы, идол можно сделать даже из Священного Писания, если относиться к нему таким образом.
Уитнесс Ли говорит, что каждое слово Писания нужно читать при помощи молитвочтения, и тогда вы будете наполнены словом, которое есть Сам Господь, и Господь позаботится обо всем. Главное в нашей практике - это не слушать слова, но наслаждаться Самим Богом через слово. Главное - все воспринимать духом, а не разумом. В определенном смысле это вполне справедливо: когда человек отключает свой ум (и лишь тогда), он действительно воспринимает каждое слово Уитнесса Ли как исходящее от Бога, а все его толкования - как истину в последней инстанции.
Чтобы «работать духом», нужно прекратить думать и начать «сходить с ума».
Продолжим рассказ о вероучении «Поместной церкви». Первое, что они говорят: «Прекрати думать, брат. Сейчас ты работаешь умом, а нужно работать духом. Все нужно воспринимать духом». Это высказывание типично для тоталитарных сект, причем оно - даже отдаленно не христианское. «Местноцерковники» говорят, что их не интересуют доктрины и учения - их интересует лишь Сам Христос. Доктрины и учения - это то, что понимают разумом, а разум нужно отключать, нужно «сходить с ума». А Христа мы воспринимаем духом. Нужно отключать ум и воспринимать все через дух, и тогда начнется духовное понимание, тогда вы примете в себя Христа.
Все, что исходит от Уитнесса Ли, воспринимается сектантами как абсолютная и непреложная истина; любые вопросы автоматически исключаются. Это приводит к состоянию отключенного сознания, которое иногда называют зомбированием или промыванием мозгов.
Ключевым словом в учении Уитнесса Ли до недавнего времени было mingling (смешивание). По идее Ли, это слово означает полное взаимопроникновение - такое, когда один ингредиент уже невозможно отличить от другого. Проблема в том, что он плохо владеет английским языком: mingling означает «слияние жидкостей», что не очень подходит к тем исходным матералам, которые, согласно Ли, должны смешиваться. В русскоязычных материалах МЦ это слово даже переводится как «слияние», например: «Святой Дух и наш дух сливаются в один дух» (Ли В. Знание жизни. Анахайм, 1985. С. 105). Но в МЦ было канонизировано каждое слово «брата» Уитнесса Ли, в том числе и его очевидные безграмотности. Лишь после его смерти сектанты осмелились заменять слово mingling гораздо более подходящим по смыслу к идее Ли словом blending, которое означает гредиентов до единой однородной массы».
Итак, что же значит этот термин? Согласно Ли, Бог сотворил человека, чтобы навеки с ним смешаться. Тогда Бог перестает быть просто Богом и делается Богочеловеком. И человек тоже перестает быть просто человеком и делается человекобогом.
Бог сотворил физическое существо - человека, который, по учению Ли, состоит из трех частей: тела, чтобы испытывать физическую жизнь, души, которая является центром, внутренним «я» человека, и духа, через который человек связывается с Богом, принимает и содержит Его. На первый взгляд это кажется вполне христианской антропологией, но если посмотреть на содержание, то станет ясно, что термины, которые использует Ли, он понимает совсем по-другому.
Несмотря на то, что человек состоит из трех частей, он является незаконченным продуктом Божьего творения, потому что цель существования человека - смешаться с Богом, чтобы получить жизнь нетварную. Цель Бога заключается в том, чтобы мы могли получить Его нетварную жизнь и преобразоваться в Его образ - быть точно такими же, как и Он. Согласно Уитнессу Ли, в конце времен человек и Бог сделаются единым целым; человек восполнит Бога, а Бог восполнит человека.
Человек был сотворен нейтральным по отношению к Богу и к сатане. Намерение Бога было в том, чтобы нейтральный невинный человек принял в себя Бога и соединился, смешался, слился с Ним. Но вместо того, чтобы через свой дух принять Бога, человек согрешил и принял в свое тело сатану, смешался с ним (Lee W. The Economy of God. Los Angeles, 1968. Р. 109) и потому сделался сатаной (отчасти это напоминает мунитское учение, а отчасти «Слово жизни» - ред.). Таким образом, мы смешались (слились) с сатаной и каждый из нас является сатаной. В физическом плане это привело к тому, что тело - это сатана в прямом смысле; душа заключена внутри тела, значит, она тоже не имеет доступа к Богу и полностью отождествляется с сатаной.
«Наша падшая душа, наше внутреннее «я» - это и есть сам диавол, который в нас живет» (Lee W. The Parts of Man. Los Angeles, б. д. Р. 40-41).
Объясняя термин «смешивание», Уитнесс Ли подчеркивал, что это полное слияние; «это как чай и вода: если вы подливаете чай в воду, то это делается единой «чайной водой», в которой чай и вода уже неразделимы. До такой же степени наши тело и душа смешаны с сатаной; дух же наш умер после падения. Таково наше плачевное состояние. Однако Бог нас не оставляет, и у Него есть Свой план, который состоит в том же самом смешивании-слиянии. Христос был первым человеком, который полностью смешался с Богом и в таком состоянии явился нам, чтобы оживить наш дух и чтобы через дух мы тоже могли смешиваться с Богом. «В Нем происходит универсальное смешивание Бога с человечеством» (Lee W. Four Major Steps ) . Восстановление - это означает смешивание Самого Бога с нашим духом.
Согласно учению Уитнесса Ли, если вы настоящий христианин (то есть принадлежите к его «церкви»), то ваш дух, который был мертв, оживает и смешивается со Христом. Таким образом вы делаетесь Христом, делаетесь в полном смысле этого слова единым с Богом, Богочеловеком. Уитнесс Ли говорит, что поскольку Христос - Богочеловек, то мы, если являемся членами Его церкви, тоже Боголюди. «Мы можем различаться числом, но по природе мы с Ним абсолютно то же самое» (Lee W. The All-Inclusive Spirit of God. Los Angeles, 1969. Р. 103).
Таким образом, больше не существует ни Бога, ни человека, а есть только некое соединение двух половинок в одно богочеловеческое существо. Мы, православные, тоже веруем в то, что Христос есть Богочеловек, Истинный Бог и Истинный Человек. Но в учении Уитнесса Ли Богочеловек - это нечто совсем иное: уже не Бог и не человек, а слияние их в некое третье, смешанное существо. Поэтому сектанты вполне могут заявить, что принимают Никейский Символ веры, но будут подразумевать нечто совершенно иное, чем то, что имеем в виду мы. В их понимании Бог - это более не Бог, человек - не человек, сатана - не сатана, а все они что-то вроде сборища кентавров. Бог лишается Своего Божества, Своей нетварности; человек лишается своего человеческого достоинства. То человечество, которое сотворил Господь, оказывается изначально порочным, и то, что, по слову Божиему, есть «добро зело», оказывается изначально плохо, потому что цель человека - это как можно скорее расстаться со своим человечеством и смешаться, как чай с водой, с Богом.
Внутри МЦ люди относятся к себе по-особому, потому что считают себя не простыми людьми, как мы с вами, а «боголюдьми», жителями Олимпа. Естественно, отношения с членами семьи, да и со всем окружающими у них очень быстро портятся: богочеловекам трудно снисходить до таких ничтожных существ, как мы с вами. Ли, со своей стороны, поощряет их в таком отношении к ближним:
Видели ли вы Бога, Христа, Церковь и Церкви? Сестры должны забыть о своих мужьях и братья должны забыть о своих женах. Мы должны забыть о всех наших занятиях и видеть Бога, Христа, Церковь и церкви. Аллилуйя! (The Stream. Vol. 7, № 4., Nov. 1, 1969, Р. 11)
Однако, согласно Уитнессу Ли, смешивание происходит постепенно. День за днем христианин «ест и пьет Христа»; Христос постепенно переваривается человеком и смешивается с ним, так что каждый член МЦ (Lee W. The all-inclusive Spirit of Christ. Р. 189) делается единым с Христом все больше и больше, а потому и необходимо постоянное «ядение» и «питие» Христа, то есть впитывание в себя Слова Божия. Осуществить же это можно только в «Поместной церкви», поэтому истинные христиане - только те, кто присоединяется к церкви Уитнесса Ли, а в другие церкви ходить нет никакой необходимости. Более того, в «церкви» всем братьям необходимо постоянно смешиваться друг с другом, чтобы в конце концов превратиться в единое, неразделимое и неразличимое тело. Тогда в единое тело может войти Святой Дух, о Котором Ли утверждает, что это
По сравнению с китайским ересиархом модалист Савеллий показался бы просто столпом Православия.
Как утверждают в MЦ, они верят, что у Христа было две природы, Божественная и человеческая . Но оказывается, что две эти природы до такой степени смешаны, что во Христе невозможно различить, где Божественная, а где человеческая природа, и в Нем остается лишь природа Богочеловеческая:
«Его человеческая природа добавилась к божественной природе, и две природы, которые раньше были разделены, стали одно» (Lee W. The Economy of God. Р. 11).
Ипостась же Его также смешанна. Вот что Уитнесс Ли говорит о Христе, приводя уже знакомую нам «чайную» аналогию:
«Возьмите чашку чистой воды и смешайте ее с чаем. Глядите, вода делается чем-то большим, чем просто вода. Первоначально это была вода, но теперь это вода, смешанная с чаем. До того как Бог был воплощен, Он был Богом и только Богом, но после Своего воплощения Он Бог, смешанный с человеком. В Нем не только Божественная природа, в Нем также и человеческая природа, человеческая сущность, человеческий элемент. Он Отец, Он Сын, Он Дух, Он человек». (Lee W. The Аll-inclusive Spirit of Christ. Р. 12)
Вспомним Халкидонский орос: «Христос познаваем в двух природах неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо». Но Ли считает по-другому:
«Господь Иисус есть Отец, есть Сын,есть Дух и есть сам человек. Он также Господь, Он Отец, Он Сын, Он Дух, Он Всемогущий Господь, Он Всемогущий Бог и Господь(Lee W. The Clear Scriptual Revelation Concerning the Triune God. Anaheim), Мы верим в Отца и Сына и Святого Духа, - говорит Уитнесс Ли. Как же он понимает Отца, Сына и Святого Духа? А вот как: Есть просто люди, а есть люди с большой целью. Вот есть такой человек с большой целью, он просыпается у себя дома. К нему подходят его дети - он для них отец. Потом он идет в университет, и там он - профессор. Потом он идет в больницу - и там он врач. Так кто же он - отец он, или он врач, или он профессор? Так же и Бог - натура с очень большой целью. Поэтому Он может быть Отцом, Сыном и Святым Духом». (Lee W. The Practical Expression of the Church. Los Angeles, 1970. Р. 8).
Это заявление звучит как классическое савеллианство, или модализм. Но, конечно, по сравнению с китайским ересиархом Савеллий показался бы просто столпом Православия.
Отец, Сын, Дух Святой - все смешивается в голове у бедного лже-Свидетеля:
«На первом этапе Бог-Отец воплотил Себя в Сыне Своем; на втором - Сын Его уподобился человеку со всеми Его чудесными семью элементами (!?), слитыми воедино в Нем; на третьем этапе и Бог-Отец и Сын Его переходят теперь в Святого Духа. Все, что есть в Боге-Отце, есть и в Сыне Его, и оба Они, и Отец и Сын, со всеми семью элементами во Христе, переносятся в Святого Духа» (Ли В. Домостроительство Божие. С. 20)
И далее: «Бог во Христе прошел через длинный процесс - процесс воплощения, распятия, воскресения и вознесения. Тот самый Бог из первой главы Бытия прошел такой процесс... Сегодня, после приготовления, сам Христос является Духом животворящим... Этот Христос, после своего приготовления, теперь является животворящим Духом. Таким образом... у нас есть четыре процесса, через которые прошел Триединый Бог: воплощение, распятие, воскресение и вознесение» (Lee W. Life-Study of Romans. Anaheim, 1984. Р. 172-173, 177, 696).
Это можно классифицировать как исторический модализм, доведенный до абсурда. Наверное, родоначальник ереси исторического модализма Маркел Анкирский (IV в.) был бы потрясен, увидев, как его христианскую ересь довели до совершенно уже нехристианского учения.
Посмотрим, как Уитнесс Ли далее развивает свою мысль:» Как Бог Он Отец, Он Сын, Он Дух, Он Господь, Он Христос. И Он все другие предметы (!?): Он свет, Он жизнь, Он воздух, вода, еда, одежда, место жительства. Он - все и более того» (Lee W. The Practical Expression of the Church. Los Angeles 1970. Р. 15).
А это уже классифицируется как простой и вульгарный пантеизм. Очевидно, учение Уитнесса Ли похоже на многие восточные культы, и, несмотря на христианскую оболочку, по большому счету к христианству эта организация не имеет никакого отношения.