Украинское религиозное законодательство приведут к стандартам Совета Европы?
Действующий Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» изменят в соответствии со стандартами Совета Европы. Об этом заявила заместитель Министра юстиции Украины, руководитель рабочей группы Лидия Горбунова, сообщили ProUA в пресс-службе Минюста.
Как сообщила Горбунова, состоялось очередное заседание рабочей группы по разработке новой редакции Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Работа над законопроектом, который получил название «О свободе мировоззрения, вероисповедания и религиозных организациях», осуществляется в рамках реализации Плана мероприятий по выполнению обязанностей и обязательств Украины, выплывающих из ее членства в Совете Европы.
По словам Горбуновой, действующий Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» считается «одним из наилучших законов о свободе вероисповедания среди стран бывшего Союза ССР». Однако, учитывая практику, некоторые из его положений имеют определенные недостатки. Поэтому данный нормативно-правовой акт нуждается в значительных изменениях.
Заместитель Министра юстиции сообщила, что, в частности, необходимо расширить перечень форм существования религиозных организаций, разрешить создавать местные или региональные отделения религиозных организаций без статуса юридического лица, то есть представительства и филиалы. Кроме того, по словам руководителя рабочей группы, нужно урегулировать вопрос предоставления статуса юридического лица религиозным объединениям.
Лидия Горбунова проинформировала, что специалисты Минюста обобщили опыт правовой регуляции вопросов обеспечения свободы мировоззрения, вероисповедания и деятельности религиозных организаций в странах Европейского Союза. Кроме того, рабочая группа провела сравнительный правовой анализ действующего Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» и соответствующих международно-правовых документов, которые существовали на время его принятия, а также тех, что были приняты авторитетными международными организациями уже после его принятия.
Как сообщили в пресс-службе, в состав рабочей группы входят представители: Министерства юстиции Украины, Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций, заинтересованных центральных органов исполнительной власти, отделения религиеведения Института философии НАН Украины, Международной ассоциации религиозной свободы, Института религиозной свободы, Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова и других неправительственных организаций.
«Украина сектантская» может лишь напомнить, что действующее в Украине религиозное законодательство всегда имело многочисленных критиков среди специалистов в области сектоведения. Специалистов, которые не разделяют мнение о том, что нынешний Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» считается «одним из наилучших законов о свободе вероисповедания среди стран бывшего Союза ССР». Можно также, как минимум, выразить сомнение в том, что специалисты такой организации как «Международная ассоциация религиозной свободы» (МАРС) способны содействовать «приведению законодательства в соответствие с европейскими нормами». Во многих авторитетных кругах МАРС известен своей деятельностью, направленной на защиту интересов деструктивных культовых групп, в первую очередь, на постсоветском пространстве.
Присутствие таких одиозных организаций как МАРС, а также сотрудников отделения религиеведения Института философии НАН Украины, например, Анатолия Колодного, освещавшего деятельность «Белого братства» и известного своими выпадами в адрес «московской церкви», позволяет предполагать наличие политических мотивов в этой инициативе. Вряд ли это обстоятельство способно содействовать установлению в Украине религиозного мира и приведению ее законов к европейским нормам. Между тем, в Европе установлен жесткий контроль над деятельностью деструктивных культовых групп, что отражено в национальных законодательствах, соответствующих нормативных актах Совета Европы, и уже привело к полному или частичному запрету некоторых наиболее социально опасных сект в ряде европейских государств.